ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?

Как увлечь школьников классикой? Этот вопрос волнует многих педагогов и родителей

Татьяна Медведева, stoletie.ru   
03 Сентября 2018 г.
Изменить размер шрифта

Учитель Николай Лобастов рассказывает о русских писателях так, что его ученики с увлечением читают и Толстого, и Достоевского, и Тургенева, – потому что они затрагивают их души. Подобное влияние оказывает также православная литература (подробнее на сайте: pokrovsad.com).

Николай Лобастов

Преподаватель убежден: во главу угла нужно ставить мировоззренческие вопросы и тогда это найдет отклик в детях. Сам Николай Лобастов – автор книги «Записки сельского учителя», в которой он смотрит на русскую литературу сквозь призму Евангелия, богословия и философских трудов русских мыслителей.

– Николай Алексеевич, как сегодня преподается литература в школе?

– Учителя прежде всего готовят ребят к экзаменам, нацеливают их на результат. И ученики прекрасно понимают, что уроки литературы – это просто этап в жизни: надо сдать экзамены и все. Конечно, этого недостаточно. Русская литература всегда искала смысл жизни, отвечала на главные вопросы человеческого бытия. Наша словесность помогала человеку построить свою личность. Конечно, нужно читать книги не только для того, чтобы «получить высокие баллы» на экзаменах, а для того, чтобы разобраться: кто я? в чем мое предназначение? Сегодня, увы, у нас в преподавании преобладает либеральный взгляд на литературу, православная замалчивается, а на явную пропаганду греха и разврата иных авторов – закрывают глаза. Я же, когда говорю о литературе, предлагаю взглянуть на нее с Евангельских позиций. Я делаю акцент на том, что часть русских писателей, несмотря на вольнодумство юности и молодости, с годами пришла к Православию: Пушкин, Крылов, Гоголь, Достоевский, Гончаров... А у других духовные искания лежали в иной плоскости, а то и в отталкивании от Церкви. Здесь мы можем вспомнить такие имена как Тургенев, Чехов, Толстой, Бунин, Горький, поэтов Серебряного века. Когда рассказываешь о мировоззрении писателей – это всегда вызывает интерес у детей.

Как увлечь школьников классикой?

– Но понятны ли писатели XIX века и их герои современным школьникам?

– Понятны, если учитель может их заинтересовать. В школьные годы дети только знакомятся с русской классикой, а потом будут возвращаться к ней, уже став взрослыми людьми. Если смотреть на классику как на попытку разобраться в вечных вопросах бытия, то тогда она интересна в любом возрасте. Вот я только что разговаривал со своей бывшей ученицей: у нее умерла родственница, и она задавала мне вопросы про смерть, про Бога. В разговоре пришлось вспомнить Соню Мармеладову. Это – всегда о нас, а не о социальном положении самодержавного государства. Ведь Достоевский специально накрутил «черноты», чтобы ярче доказать мысль: нет предела для человеческой любви – Соня пожертвовала своим телом ради голодных детей. Удивительная жертвенность – вот что волновало Достоевского. На уроках надо выходить к вечным темам, к тому, что касается каждого и всегда, тогда ученикам будет интересно. У нас же все еще толкование школьных произведений подводят под какие-то искусственные идеи, от ума – материализма, марксизма, позитивизма и т.п. Возьмем «Записки охотника» Тургенева. Когда-то писали, что эта книга помогла побороть крепостное право. Некоторые учителя до сих пор об этом говорят. А «Записки охотника» родились в результате банальной страсти автора. Все мы имеем страсти – игромания, зависимость от гаджетов, шопинги. А у Тургенева была страсть к охоте. И он из Парижа ехал через всю Европу в Россию поохотиться во время сезона. И никакого желания побороть крепостное право у него в тот момент не было, это все выдумки толкователей. И таких примеров можно привести великое множество. Конечно, «Записки охотника» – это и проявление ностальгии уехавшего на Запад писателя, это и галерея прекрасных образов крестьян – описывая их, Тургенев выступает и как талантливый художник, и как наблюдатель. Но говоря о Тургеневе, надо обязательно коснуться темы страстей. Ведь эти страсти сопровождали его всю жизнь: охота, барство, гурманство, собирание картин, женщины. Заметьте, главный комплимент у него для положительного героя – «страстный», все отрицательные – «бесстрастны». Любовную страсть он впервые поставил выше брака, потом эти темы будут развивать Куприн и Бунин. Многое в его судьбе непонятно: как можно сотнями убивать пташек на охоте или жить рядом с чужой женой? Долгие годы писатель провел вдали от родины, в Европе, в старости тяжело заболел – у него был рак позвоночника, он страшно мучился, думал о самоубийстве, перед смертью не стал причащаться, называл себя неверующим. Разбирая творчество Тургенева, можно поговорить о западниках, либералах, нигилистах, об отношении «отцов и детей» – все эти темы актуальны и для нашего времени.

– В этом году отмечается юбилей Льва Толстого. Как вы относитесь к этой грандиозной фигуре?

– Бог ему дал талант психолога и художника. В литературе он рисовал прекрасные картины, достоверно показывал человеческие типы: Болконские и Ростовы – они разные: одни прагматичные, другие – душевные. Это чистой воды психология, и не более того. Глубже, как Достоевский, он был неспособен понять человека. Сын Толстого Лев Львович писал из Парижа: «Толстой был первой и главной причиной революции. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой. Отрицание государства, Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика? Революция была подготовлена им». Надо понимать, что человек, с одной стороны, получает талант, а, с другой стороны, в своем мировоззрении, в понимании основных вещей – он может кардинально заблудиться. Это разные вещи. Цензура все поздние вещи Толстого, его публицистику просто запрещала, а на Западе они тут же выходили на всех европейских языках. Для меня Толстой фигура – опасная. Символично, что его очень любят либералы. На Западе вышло около тридцати экранизаций «Анны Карениной»! Интересно разобраться в философии Толстого. Например, он первый у нас в государстве покусился на основу, фундамент, краеугольный камень нашего мировоззрения, на котором стоит вся наша русская культура, – понятие личности. Уже в «Войне и мире» он отрицал роль личности в истории. Затем стал отрицать Личность Иисуса Христа и личность каждого человека, считая, что человек двусоставен: тело и дух – безличный «бог». Никто до него на это фундаментальное понятие не покушался. Отсюда страшные заблуждения, разрушающие весь наш менталитет, всю основу нашей культуры. Пацифизм, ненависть к Церкви, активная поддержка сектантов, оправдание разврата, разрушение семьи...

– А вот такая сложная тема: конфликт Толстого и Церкви – надо ли об этом рассказывать школьникам?

– Да, конечно. Это надо в первую очередь рассказывать. Толстой – это слом нашей традиционной жизни. Он не продолжает линию Пушкина, Гоголя, Крылова – писателей, которые пришли к Православию. Он шел другой дорогой. Возьмем такой сюжет: Толстой и Достоевский – два гиганта, современники, и ни разу в жизни не встречались. Почему? Потому что они олицетворяют два пути России – разные и расходящиеся. Толстой ведет нас на либеральный путь. Достоевский возвращает к выбору князя Владимира, нашему традиционному пути. Толстой не признавал ни государство, ни армию, ни Церковь. Его теория питает и либерализм, и космополитизм, и экуменизм. Удивительно, что государство не справилось с Толстым – человеком, который рубил сук, на котором сидит. Думали: Лев Николаевич – такой талантливый, такой признанный, и не знали, что с ним делать. Когда я исследовал Толстого, то главное слово, которое мне приходило на ум: «иезуит».

– Вы упомянули Достоевского. И часто, с сожалением, говорите о том, что его главная книга «Братья Карамазовы» не включена в школьную программу...

– Для меня «Братья Карамазовы» – это вершина русской, да и мировой литературы. На мой взгляд, эту книгу нужно обязательно изучать в школе. Пускай Достоевского будет больше, пускай Федор Михайлович кого-то потеснит, все писатели неравнозначны. И время показало, что к Достоевскому даже близко никто не подошел до сих пор по глубине понимания человека. Я бы «Братьев Карамазовых» обязательно включил. Иначе нонсенс: самое великое произведение в мировой литературе принадлежит нам, и мы, русские, это богатство не изучаем. Поздний Достоевский пришел к проповеди христианства в своем творчестве. Он затрагивает многие мировоззренческие темы: Запад и Русская цивилизация, либерализм, социализм, теодицея, гуманизм, свобода, прогресс, христианская любовь. И решает их в русле Православия. Все эти вопросы значимы и сегодня, и нужно обязательно говорить об этом со школьниками. Достоевский всегда будет современен, потому что смог прорваться к вечности.

– В этом году еще и у Максима Горького юбилей. Как вы относитесь к «буревестнику революции»?

– Я недавно закончил шестую часть «Записок», где у меня есть глава о Горьком. Я думал, что мало любителей этого писателя, что его в школе в советские времена навязывали, и трудно было найти учеников, которым бы нравилось его творчество. Но сейчас к этой фигуре, действительно, интерес растет. Горький стоял у истоков советской литературы. Так как у него был авторитет на международной арене, Сталин его использовал в области культуры для оправдания насилия молодого советского государства. Можно сказать, что часть вины за это лежит и на Горьком – он был связан с партией большевиков. Как писатель, он создал много произведений. Когда читаешь все подряд, – просто в ужас приходишь, что он себе позволяет и что оправдывает. Многие ценят его роман «Жизнь Клима Самгина», но опять же он не смог понять суть человека, так как не видел его религиозной сущности, а напридумывал о человеке своих теорий – фальшивых, далеких от реальности. Я считаю, что Горький неплохо отображал время, но он упорно не замечал главного – религиозной основы русского самосознания. Нам, учителям, надо в этом разбираться, доходить до сути и показывать ее ученикам.

– В мировоззрении Горького, действительно, много ницшеанства, поклонения человеку...

– Да, того, что сегодня называется постгуманизмом. Многие большевики и примкнувшая к ним интеллигенция верили, что в революции они будут создавать нового человека. Почему Горький поехал на Соловки? Ему было это интересно: увидеть «фабрики», где перековывают людей. Из отбросов общества делают социально адаптированных.

У Горького было много хороших личных качеств: доброта, искренность, он многим помогал. Но он не был серьезным мыслителем, поэтому Сталин его совершенно не опасался. Сталин его хорошо знал и использовал, держал на коротком поводке. Горький был убежден, что они создадут новый тип человека и новое общество. Если до него в Серебряном веке писатели занимались богоискательством, то Горький пошел дальше – он занимался «богостроительством». Это все вырастало из теории эволюции, теории Дарвина. Горький легко соглашался со Сталиным. Он искренне верил, что в лагерях все асоциальные элементы перековываются. И недаром у него босяки – главные герои, что так удивляло современников. Из них легче было делать нового человека. Горький ненавидел крестьян, считал, что они собственники и носители традиционного консервативного взгляда. А эта консервативность только мешает прогрессу (как, впрочем, думают и нынешние либералы). Человека будущего надо создавать с чистого листа, – считали они, – поэтому они ориентировались на люмпена, босяка, напрочь оторванного от почвы. Достоевского Горький ненавидел лютой ненавистью, потому что тот почвенник. Почва, связь с традицией – тоже были помехой. Большевики говорили: «Мы новый мир построим» – построили, но ненадолго, все рухнуло, потому что в основе лежало безбожие. А ведь русская душа по природе своей – христианка. Поэтому русские люди и не принимали Горького, больше любили запрещенного Есенина, например.

– А каких современных писателей включать в школьную программу? Много дискуссий на эту тему. Как это определить?

– Сегодня в книжном мире полное разнообразие: можно найти все. Поэтому дело не в книгах, а в нас. Когда мы поставим задачу – какого человека хотим воспитать в школе, тогда и книги найдутся. Литература неразрывно связана с идеями, с идеологией. А сегодня предлагают: надо потрафить ученику, лишь бы он читал, пусть ему будет «прикольно», «классно» на уроках литературы, чтобы он не особо напрягался, чувствовал себя как рыба в воде. Современная или несовременная литература – суть не в этом, а в том, отвечает ли она на вечные вопросы? А перед человеком всегда один вопрос: как мне прожить? для чего я родился? Есть ли тот совершенный Первообраз, которому я должен соответствовать? И круг чтения нужно формировать из книг, в которых делаются попытки ответить на эти вопросы. А такие книги сегодня есть, только они не востребованы – вот в чем главная проблема. Либеральной идеологии они не нужны.

– Сегодня также много спорят на тему: чем должна быть литература – проповедью или чистым художеством?

– Художество ради художества – это такой хитрый ход опять-таки либералов. Он соотносится с нашей известной ошибкой в Конституции без идеологии. Но за этим утверждением тоже стоит настоящая идеология – размывания целей и смыслов. Отсутствие идеологии – не просто новая идеология, но разрушительная, опаснее пресловутого коммунизма. И разговоры про чистое художество в литературе – это хитрый ход, где все равно спрятана какая-то идея и пропаганда. Любое слово имеет содержание. Сначала содержание, а потом оно ищет себе форму, наоборот не бывает. Кто говорит о форме без содержания, тот просто или не признается себе, или лукавит. Когда человек что-то читает, он уже становится другим. Если дали ему пустоту, читатель и останется с пустотой в голове. И будет только хохмить или, еще хуже, плясать на гробах, предавать Родину, уезжать туда, где лучше кормят, сдавать своих родителей в дом престарелых. И он это сделает только по одной причине – что ни о чем не думал тогда, когда необходимо было это делать. Помните, у Высоцкого: «нужные книги в детстве не прочитал»? Я не верю в чистое художество. Это лукавство, придуманное с определенной целью, атрибутика либеральной идеологии. Любое произведение – это проповедь определенных взглядов и образа жизни. Сам человек и его образ жизни – это уже проповедь. Что уж говорить о его продукте в области культуры! Она всегда подвигает человека к движению – вверх или вниз.

По инф. stoletie.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Готовимся к проверочным по русскому в четвертом классе
    Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
  • В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей
    В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
  • «Не видят в человеке соплеменника»: влияние цифровизации на школяров
    Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
  • Если воспитывать ребенка в строгости, можно вырастить толстяка
    Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
  • ЕГЭ: что известно про итоговое сочинение 2022-2023 гг.
    У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
  • ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей
    ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
  • Играем с внуками: картонный домик для детей
    Играем с внуками: картонный домик для детей Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
  • Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице
    Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
  • Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать
    Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
  • И «ликбез», и радость
    Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
  • 5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию?
    5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию? Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
  • Котейки. Недетские новеллы
    В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
  • Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера
    Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Бабушки эмоционально ближе к своим внукам, чем к детям
    Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
  • В Москве заработала «Почта Деда Мороза»
    В Москве стартовала акция «Почта Деда Мороза». Положить письма в почтовые ящики могут дети и взрослые в 39 парках столицы.
  • Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников
    Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
  • Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте
    Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте Взять книгу для домашнего чтения или почитать издание прямо в офисе банка теперь возможно в Сбере, сообщает пресс-служба банка.
  • Как заинтересовать ребенка космосом?
    Как заинтересовать ребенка космосом? Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
  • Все у большего числа детишек — лишний вес. Тревожно...
    Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
  • Как помочь ребенку справиться с проблемами сна?
    Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.

Тэги: