НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Век в танце

21 Января 2016 г.

moiseev igor

21 января 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения Игоря Александровича Моисеева — выдающегося советского и российского хореографа, сделавшего народный танец достоянием мировой культуры. Моисеев – организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца, которым руководил почти 70 лет.

Игорь Александрович был единственным сыном адвоката из обедневшего дворянского рода и француженки-модистки. Его родители познакомились во Франции, а жили в Киеве, где у Александра Михайловича Моисеева была адвокатская практика.
От отца Игорь получил в наследство увлечение восточной культурой и историей. Но способностями к рисованию и музыке Игорь был обязан матери, которая была очень талантливым человеком.
Отец старался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал, что недалеко от дома есть балетная студия. Он предложил сыну поступить туда, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться и изящество поведения. Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой, а через два-три месяца Вера Ильинична привела Игоря в хореографический техникум Большого театра. И его приняли. Родители Игоря решили, что позже можно будет отдать сына в более серьёзное учебное заведение. Тогда никто не мог предположить, что с танцем Моисеев свяжет всю жизнь.


Большой театр

Выпускника хореографического техникума Игоря Моисеева приняли в Большой театр в кордебалет, но через некоторое время он уже танцевал ведущие партии. Танцовщика ждала успешная карьера, но он попал в опалу из-за конфликта, произошедшего в театре. В результате Игорь оказался не у дел: он приходил утром, выполнял со всеми класс (упражнения у балетного станка), но в репертуаре занят не был. Так прошёл год, но Моисеев не опустил руки: он продолжал заниматься у станка, а в свободное время читал книги по искусству. В результате Игорь Моисеев понял, что хочет сам ставить танцы. Вскоре представился случай: в 1926 году в качестве балетмейстера в студии известного театрального режиссёра Рубена Симонова он успешно поставил комедию «Красавица с острова Лю-Лю». А в 1927 году Игоря Моисеева попросили помочь в постановке в Большом театре балета «Футболист», который никак не принимала комиссия. После вмешательства Моисеева балет не сходил с афиш больше двух лет. 24-летнего Игоря Александровича сделали балетмейстером Большого театра, что было совершенно уникально, учитывая его возраст.
Но это мало что изменило: работать Моисееву всё равно не давали, любые его идеи принимали в штыки. Поэтому он оставался в театре как артист. В 1930 году, будучи артистом балета, он стал постановщиком танцевальных сюит в опере «Кармен», а вскоре на сцене Большого появились его яркие балеты «Саламбо» и «Три толстяка» по сказке Ю. Олеши.


Ансамбль

Игоря Моисеева не устраивало его положение в Большом театре, а куда было деваться, где реализовать свои идеи? В результате он написал письмо Молотову с предложением о создании ансамбля народного танца. Это предложение было одобрено, и Моисеев приступил к работе.
Ещё в детстве восьмилетний Игорь увидел, как танцует народ на Сорочинской ярмарке и запомнил это на всю жизнь. Интерес хореографа к народному творчеству сформировался окончательно, когда в начале 1930-х годов Игорь Александрович объездил весь Памир, Белоруссию, Украину и Кавказ, собирая танцевальный фольклор. В 1936 году Моисеев был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех фестиваля привёл к созданию первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. С тех пор на протяжении 65 лет Игорь Александрович был бессменным художественным руководителем и постановщиком танцев Государственного академического ансамбля народного танца.
Моисеева всегда считали жёстким руководителем. Сам он по этому поводу говорил, что если бы он был добреньким, то никакого ансамбля бы не было.
Руководитель установил в коллективе жёсткие правила, действующие неукоснительно. Каждый день начинался с класса, независимо от того, где находился коллектив. В эвакуации, когда жили в поездах, Моисеев сам давал класс прямо в вагоне и сам же его выполнял вместе с танцовщиками.
Кроме того, Моисеев никогда не признавал солистов. Работал принцип «Все учат всё». То есть если артист солировал в одном танце, то в другом он был в кордебалете.

Танцы народов мира

Главной заслугой и достижением Игоря Моисеева было то, что он создал собственный танцевальный жанр – сценический народный танец. У этого направления не было ни традиций, ни аналогов во всём мире. А Моисеев, с детства боготворивший народный танец, стал показывать лихие народные уличные пляски прямо на сцене, дополнив и обогатив их классическими академическими движениями и превратив тем самым в сценическое искусство.
Из каждой страны, где побывал хореограф, он привозил новый танец, а потом «дарил» его зрителям этой страны, напоминая о народных традициях.
Имя Игоря Александровича трижды вошло в Книгу рекордов Гиннесса: за самую долголетнюю творческую деятельность в области хореографии, за рекордное количество поставленных хореографических произведений (более 300 танцевальных номеров) и за выдающийся вклад в развитие мировой народно-сценической хореографии.
Французская газета «Паризьен» писала о его ансамбле: «Если концерты моисеевского балета не заставляют вас аплодировать, неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит, вы не совсем нормальны».
Игорь Моисеев до конца жизни остался беспартийным. Хотя в партию ему предлагали вступить 18 раз!
«В конце концов они от меня отстали: «Хоть он и беспартийный, но полезнее любого партийца». Потому что, если надо было разрядить международную ситуацию, посылали не дипломатов, а ансамбль, и мои артисты делали с публикой что хотели. Так было в Финляндии в 1945 году, в послевоенной Европе в 1946 году, во Франции в 1955 году, когда мы, первые из советских коллективов, буквально сорвали железный занавес между СССР и Европой, а потом в США в 1958 году именно мы растопили лёд холодной войны».


Больше века

Разумеется, Игоря Александровича спрашивали о том, как ему удаётся сохранять работоспособность. Вот что он отвечал на это: «Никаких инструкций я вам давать не собираюсь, — ответил Игорь Александрович. — Есть святая истина, которую несколько тысяч лет назад выразил Конфуций: «Всё хорошо в меру». Я вообще враг всяких запретов. Важно понимать, что время молодости, когда всё сходит с рук, пройдёт и обязательно придётся платить по счетам. Так устроена жизнь. За каждый правильный шаг она тебя награждает, а за ошибки, соответственно, наказывает. Никому тут никаких преимуществ нет. Наша жизнь состоит из того, что мы в неё вкладываем. И больше, чем ты в неё вложил, получить невозможно».
Моисеев никогда не курили и не пил. Почти до семидесяти лет занимался у балетного станка, а потом перешёл на гимнастику по собственной системе: смеси из йоги и дыхательных упражнений.

В день своего 90-летия Игорь Александрович сказал: «Отступать некуда — надо танцевать».

Игорь Моисеев не дожил до 102 лет всего 2 месяца. Он умер от сердечной недостаточности утром 2 ноября 2007 года.

Вот стихотворение о секрете долголетия, написанное Игорем Александровичем:

«Если старость держит вас за фалды и мешает мчаться и лететь,
Не спешите стать простой кувалдой,
Плотно есть, лениться и толстеть...
Старость в силах мы отодвигать,
Научитесь преодолевать.
Волю только надо проявить —
Молодость сумеете продлить».

 

 
  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: