НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Театр Эфроса

02 Июля 2015 г.

 efros

3 июля исполнилось 90 лет со дня рождения великого режиссёра Анатолия Эфроса. Спектакли, поставленные Анатолием Васильевичем, до сих пор являются неотъемлемой частью истории театрального искусства.

Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя Натан Исаевич) родился в Харькове в семье служащих. Родители работали на авиационном заводе: отец был инженером, а мама переводила техническую литературу. В годы Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Пермь, туда же уехала семья Эфросов. И до 45-го года Анатолий работал слесарем на этом же заводе.
Эфрос-младший с детства был увлечён театральным искусством, поэтому в 1943 году он стал студентом студии Завадского при театре имени Моссовета, находившейся в то время в эвакуации. А спустя два года поступил сразу на второй курс Государственного института театрального искусства имени А. Луначарского (в студенческие годы Эфроса и стали называть Анатолием Васильевичем). После окончания института в 1950 году пытался остаться в аспирантуре, но ему было отказано.
Дипломной работой молодого режиссёра стал спектакль, основанный на тюремных дневниках Юлиуса Фучика, под названием «Прага остается моею».
После института Анатолий Эфрос несколько лет работал в Рязанском театре, ставил свои первые спектакли. А в 1954 году режиссер был направлен в Центральный Детский театр – ЦДТ. Для театра наступили золотые времена. За несколько лет режиссёр буквально возродил театр и превратил его в один из самых посещаемых и популярных в столице. Не смотря на то, что спектакли были ориентированы на подростков, театр перестал быть исключительно детским. Именно здесь Анатолий Эфрос впервые поставил пьесы молодого драматурга Виктора Розова «В поисках радости», «Её друзья», «В добрый час». Тогда об Эфросе заговорили как о режиссёре. В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров.


 Ленком и Малая Бронная

Успех молодого режиссёра не остался незамеченным: после ЦДТ в 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр имени Ленинского комсомола, также переживавший не лучшие времена.
За короткий срок режиссёру удалось возродить и этот театр; как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии. Эфрос и здесь ставил В. Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также А. Арбузова и Э. Радзинского, большим успехом пользовались его спектакли «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино...». Но в начале 1967-го Эфрос был отстранён от руководства и назначен очередным режиссёром в театр на Малой Бронной, где проработал более 17 лет. В течение всего этого времени этот театр считался центром культурной жизни Москвы. Столичные театралы говорили о нём как о театре Эфроса. Одновременно с Анатолием Васильевичем там работали и такие известные актёры, как Лев Дуров, Олег Даль, Леонид Броневой, Ольга Васильева и многие другие, которых называли «актёрами Эфроса». Большинству из них именно годы совместной работы с Анатолием Васильевичем принесли славу и признание.
В 1983 году у Эфроса начались конфликты с директором театра, вследствие которых ему пришлось уйти.


 Кино и телевидение

Помимо театра, Эфрос работал и на телевидении, и в кино. В 1960 году им была снята первая картина под названием «Шумный день».
Ещё были фильмы «Високосный год», «Двое в степи и другие. Фильм «В четверг и больше никогда» вошел в число лучших лент советского интеллектуального кино.
Анатолий Васильевич создавал и телеспектакли: «Всего несколько слов в честь г-на де Мольера» с Юрием Любимовым, «Борис Годунов» с Николаем Волковым, «Таня» с Ольгой Яковлевой, «Страницы журнала Печорина» с Олегом Далем и Андреем Мироновым, «Вешние воды» с Майей Плисецкой, «Острова в океане» с Михаилом Ульяновым и Людмилой Гурченко...
Анатолий Эфрос написал несколько книг: «Репетиция — любовь моя», «Продолжение театрального рассказа», «Профессия: режиссёр» и «Книга четвёртая».


Последний театр

Сложным, тяжёлым и, как оказалось, последним этапом творческого пути режиссёра был период работы в Театре на Таганке. Эфрос пришёл туда на место Любимова.
Юрий Любимов давно не ладил с властями и, находясь в зарубежной командировке, бросил открытый вызов Министерству культуры СССР. Любимов дал интервью корреспонденту «Таймс», которое вышло под заголовком «Крест, который несёт Любимов». Противостояние режиссёра и властей длилось несколько месяцев, после чего был издан указ об освобождении Любимова с поста художественного руководителя театра с формулировкой: «в связи с неисполнением своих служебных обязанностей без уважительных причин». После этого, в 1984 году Эфрос был назначен главным режиссёром Театра на Таганке.
В сложной ситуации, когда коллектив «Таганки» пытался бороться за своего художественного руководителя, согласие Эфроса возглавить театр многими было воспринято крайне негативно: «Анатолий Эфрос, — писал тогда известный театральный критик Анатолий Смелянский, — разрешил себе войти в чужой театральный «дом» без приглашения хозяина и вопреки его воле... На Таганке, как в «Современнике» или в БДТ у Товстоногова, всё крепилось цементом общей памяти. Прожитая жизнь и память об ушедших соединяла всех теснейшими узами. Любому пришельцу тут было бы очень трудно, но в данном случае дело усугублялось тем, что не дом менял хозяина, а ненавистное государство навязывало дому нового владельца».
Любимов обвинил своего преемника в пренебрежении корпоративной этикой и солидарностью, расценил его согласие возглавить театр как предательство. Бо́льшая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя; несколько известных актёров даже демонстративно покинули Театр на Таганке, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник»; ушёл в «Современник» и многолетний соратник Любимова художник Давид Боровский.
Анатолий Эфрос пришёл спасать чужой театр, но работать ему пришлось в вакууме. Для него это было невыносимо.
Анатолий Васильевич поставил несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; но труппа режиссёра не приняла, тем более что и эстетика его значительно отличалась от эстетики Любимова. «Премьеры, — писал Анатолий Смелянский, — следовали одна за другой, тут же поддерживались официозной прессой. Это ещё больше усугубляло нравственную двусмысленность ситуации. Спектакли, естественно, были разные, но ни в одном из них не было радости, того света искусства, который покорял Москву два десятилетия. Он работал в омертвелом пространстве, в ситуации общественного остракизма».
Неизвестно, что было бы дальше, но тут история совершила новый поворот. В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти; он подписал коллективное письмо актёров «Таганки» в поддержку возвращения Любимова, но уходить ему было некуда. Последним его спектаклем стал мольеровский «Мизантроп», вышедший осенью 1986-го.


***
Приход Анатолия Эфроса на Таганку многие считали трагической ошибкой, которая стоила ему жизни.
Психологическое и эмоциональное напряжение, в котором пришлось жить режиссёру в связи с разраставшимся конфликтом, послужило косвенной причиной инфаркта. 13 января 1987 года Анатолия Васильевича не стало.
Так сложилось, что у талантливого режиссёра не было по-настоящему своего театра, он так и не дождался его. Но на каждой сцене, где он работал, рождались истинные шедевры, из которых сложилось то, что Анатолий Васильевич оставил, уйдя из жизни – уникальное явление – театр Эфроса.

  • Расскажите об этом своим друзьям!