3 июля исполнилось 90 лет со дня рождения великого режиссёра Анатолия Эфроса. Спектакли, поставленные Анатолием Васильевичем, до сих пор являются неотъемлемой частью истории театрального искусства.
Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя Натан Исаевич) родился в Харькове в семье служащих. Родители работали на авиационном заводе: отец был инженером, а мама переводила техническую литературу. В годы Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Пермь, туда же уехала семья Эфросов. И до 45-го года Анатолий работал слесарем на этом же заводе. Эфрос-младший с детства был увлечён театральным искусством, поэтому в 1943 году он стал студентом студии Завадского при театре имени Моссовета, находившейся в то время в эвакуации. А спустя два года поступил сразу на второй курс Государственного института театрального искусства имени А. Луначарского (в студенческие годы Эфроса и стали называть Анатолием Васильевичем). После окончания института в 1950 году пытался остаться в аспирантуре, но ему было отказано. Дипломной работой молодого режиссёра стал спектакль, основанный на тюремных дневниках Юлиуса Фучика, под названием «Прага остается моею». После института Анатолий Эфрос несколько лет работал в Рязанском театре, ставил свои первые спектакли. А в 1954 году режиссер был направлен в Центральный Детский театр – ЦДТ. Для театра наступили золотые времена. За несколько лет режиссёр буквально возродил театр и превратил его в один из самых посещаемых и популярных в столице. Не смотря на то, что спектакли были ориентированы на подростков, театр перестал быть исключительно детским. Именно здесь Анатолий Эфрос впервые поставил пьесы молодого драматурга Виктора Розова «В поисках радости», «Её друзья», «В добрый час». Тогда об Эфросе заговорили как о режиссёре. В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров.
Ленком и Малая Бронная
Успех молодого режиссёра не остался незамеченным: после ЦДТ в 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр имени Ленинского комсомола, также переживавший не лучшие времена. За короткий срок режиссёру удалось возродить и этот театр; как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии. Эфрос и здесь ставил В. Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также А. Арбузова и Э. Радзинского, большим успехом пользовались его спектакли «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино...». Но в начале 1967-го Эфрос был отстранён от руководства и назначен очередным режиссёром в театр на Малой Бронной, где проработал более 17 лет. В течение всего этого времени этот театр считался центром культурной жизни Москвы. Столичные театралы говорили о нём как о театре Эфроса. Одновременно с Анатолием Васильевичем там работали и такие известные актёры, как Лев Дуров, Олег Даль, Леонид Броневой, Ольга Васильева и многие другие, которых называли «актёрами Эфроса». Большинству из них именно годы совместной работы с Анатолием Васильевичем принесли славу и признание. В 1983 году у Эфроса начались конфликты с директором театра, вследствие которых ему пришлось уйти.
Кино и телевидение
Помимо театра, Эфрос работал и на телевидении, и в кино. В 1960 году им была снята первая картина под названием «Шумный день». Ещё были фильмы «Високосный год», «Двое в степи и другие. Фильм «В четверг и больше никогда» вошел в число лучших лент советского интеллектуального кино. Анатолий Васильевич создавал и телеспектакли: «Всего несколько слов в честь г-на де Мольера» с Юрием Любимовым, «Борис Годунов» с Николаем Волковым, «Таня» с Ольгой Яковлевой, «Страницы журнала Печорина» с Олегом Далем и Андреем Мироновым, «Вешние воды» с Майей Плисецкой, «Острова в океане» с Михаилом Ульяновым и Людмилой Гурченко... Анатолий Эфрос написал несколько книг: «Репетиция — любовь моя», «Продолжение театрального рассказа», «Профессия: режиссёр» и «Книга четвёртая».
Последний театр
Сложным, тяжёлым и, как оказалось, последним этапом творческого пути режиссёра был период работы в Театре на Таганке. Эфрос пришёл туда на место Любимова. Юрий Любимов давно не ладил с властями и, находясь в зарубежной командировке, бросил открытый вызов Министерству культуры СССР. Любимов дал интервью корреспонденту «Таймс», которое вышло под заголовком «Крест, который несёт Любимов». Противостояние режиссёра и властей длилось несколько месяцев, после чего был издан указ об освобождении Любимова с поста художественного руководителя театра с формулировкой: «в связи с неисполнением своих служебных обязанностей без уважительных причин». После этого, в 1984 году Эфрос был назначен главным режиссёром Театра на Таганке. В сложной ситуации, когда коллектив «Таганки» пытался бороться за своего художественного руководителя, согласие Эфроса возглавить театр многими было воспринято крайне негативно: «Анатолий Эфрос, — писал тогда известный театральный критик Анатолий Смелянский, — разрешил себе войти в чужой театральный «дом» без приглашения хозяина и вопреки его воле... На Таганке, как в «Современнике» или в БДТ у Товстоногова, всё крепилось цементом общей памяти. Прожитая жизнь и память об ушедших соединяла всех теснейшими узами. Любому пришельцу тут было бы очень трудно, но в данном случае дело усугублялось тем, что не дом менял хозяина, а ненавистное государство навязывало дому нового владельца». Любимов обвинил своего преемника в пренебрежении корпоративной этикой и солидарностью, расценил его согласие возглавить театр как предательство. Бо́льшая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя; несколько известных актёров даже демонстративно покинули Театр на Таганке, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник»; ушёл в «Современник» и многолетний соратник Любимова художник Давид Боровский. Анатолий Эфрос пришёл спасать чужой театр, но работать ему пришлось в вакууме. Для него это было невыносимо. Анатолий Васильевич поставил несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; но труппа режиссёра не приняла, тем более что и эстетика его значительно отличалась от эстетики Любимова. «Премьеры, — писал Анатолий Смелянский, — следовали одна за другой, тут же поддерживались официозной прессой. Это ещё больше усугубляло нравственную двусмысленность ситуации. Спектакли, естественно, были разные, но ни в одном из них не было радости, того света искусства, который покорял Москву два десятилетия. Он работал в омертвелом пространстве, в ситуации общественного остракизма». Неизвестно, что было бы дальше, но тут история совершила новый поворот. В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти; он подписал коллективное письмо актёров «Таганки» в поддержку возвращения Любимова, но уходить ему было некуда. Последним его спектаклем стал мольеровский «Мизантроп», вышедший осенью 1986-го.
*** Приход Анатолия Эфроса на Таганку многие считали трагической ошибкой, которая стоила ему жизни. Психологическое и эмоциональное напряжение, в котором пришлось жить режиссёру в связи с разраставшимся конфликтом, послужило косвенной причиной инфаркта. 13 января 1987 года Анатолия Васильевича не стало. Так сложилось, что у талантливого режиссёра не было по-настоящему своего театра, он так и не дождался его. Но на каждой сцене, где он работал, рождались истинные шедевры, из которых сложилось то, что Анатолий Васильевич оставил, уйдя из жизни – уникальное явление – театр Эфроса.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Дочь Никиты Михалкова чуть не сварилась в горячей ванне во время съёмок
Младшая дочь режиссера Никиты Михалкова, актриса Надежда Михалкова рассказала о происшествии на съемках сериала «Первый номер». Её слова передает издание The Voice.
-
Наталье Андрейченко предлагали деньги, чтобы она отказалась от замужества
В 1986 году Наталья Андрейченко вышла замуж за актёра Максимилиана Шелла. При этом семья Шелла была против этой свадьбы.
-
Харви Вайнштейн подал в суд на Нью-Йорк
Тяжелобольной продюсер Харви Вайнштейн, находящийся в тюрьме, подал в суд на город Нью-Йорк и его систему здравоохранения. Об этом сообщает Associated Press.
-
Александр Буйнов опроверг слухи о тяжёлом состоянии и паллиативном статусе
Недавно в медиапространстве появилась новость об ухудшении здоровья Александра Буйнова. По словам журналистов, в ноябре 74-летний Буйнов обратился за медицинской помощью и прошёл стационарное лечение.
-
Сын Жанны Фриске снялся в сериале
Телеведущий Дмитрий Шепелев и его сын Платон сыграли эпизодические роли камео во втором сезоне сериала «Плакса», сообщили в пресс-службе телеканала СТС и показали кадры с площадки.
-
Искусственный интеллект составил рекомендации на случай встречи с мамонтами
Встреча современного человека с мамонтами — ситуация, которая вполне может стать не вымыслом киношников, а реальностью. Как пишет Телеинформ, в мире продвигаются опыты по клонированию этого древнего животного. Соответственно, встает вопрос о поведении обывателя, который столкнулся с пока гипотетической ситуацией: стая древних хоботных животных вдруг вышла из-под контроля.
-
Журналист поддержал заболевшую раком улыбчивую продавщицу газетного киоска
Британский журналист с хором записал песню для продавщицы московского киоска, которая борется с раком.
-
Ростов переименуют в Ростов Великий
Государственная дума приняла законопроект о переименовании города Ростов в Ярославской области в Ростов Великий на первом чтении. Законодатели поддержали это предложение.
-
Россиян будут штрафовать за нарушение правил содержания питомцев
Нарушителей будут штрафовать за недостаточное внимание к содержанию своих питомцев, преимущественно собак.
-
Мужчина надругался над семилетней дочкой пока жена была в роддоме
29-летняя жительница Нижегородской области обратилась в полицию 21 ноября и заявила, что ее супруг совершил сексуальные действия в отношении своей дочери.
-
Трехлетний мальчик умер после перекуса шоколадкой
В ночь на 26 ноября произошла трагедия в доме на улице Ватутина, как сообщила мать семейства. Ее трехлетнему сыну стало плохо после перекуса шоколадкой - ребенок начал страдать от тошноты и вскоре потерял сознание.
-
Шестьдесят супружеских пар пенсионеров-сибиряков получили по 50 тысяч рублей
В 2024 году в Калининском районе Новосибирска произошло знаменательное событие - 60 пар, отмечающих золотые свадьбы и отменивших 50-летие совместной жизни, были удостоены высокой награды главы района Германа Шатулы.
-
Актера документального сериала о мошенниках… развели мошенники
Снявшегося в документальном сериале о мошенниках актёра Андрея Субботина обманули телефонные мошенники, рассказал Telegram-канал Mash.
-
Кейт Миддлтон отпразднует Рождество с детьми, пережившими нападение на школу танцев
Британская королевская семья готовится отмечать Рождество. Уже известно, что Кейт Миддлтон решила пригласить на праздник детей, которые пережили вооруженное нападение на школу.
-
Сергей Безруков сравнил «Бригаду» и 90-е с нашим временем
Актер Сергей Безруков, известный в том числе ролью в бандитском сериале «Бригада», верит, что времена «лихих 90-х» ушли. Об этом он рассказал в интервью «КиноПоиску».
-
Элтон Джон не может закончить новый альбом из-за потери зрения
Британский певец Элтон Джон в передаче Good Morning America заявил, что не может закончить работу над новым альбомом. Ему мешает частичная слепота.
-
Актриса Лариса Лужина попала в больницу после новости о смерти Светланы Светличной
Народная артистка России Лариса Лужина попала в больницу, узнав о кончине подруги и коллеги Светланы Светличной. Об этом сообщил телеграм-канал Mash.
-
Умерла «бранденбургская Мадонна» Мария Лиманская
В возрасте ста лет ушла из жизни Мария Филипповна Лиманская, известная всему миру как "бранденбургская Мадонна" и "регулировщица Победы". Ее не стало в ночь с 25 на 26 ноября.
-
Двух бизнесменов задержали по подозрению в убийстве конкурента в 90-х
В Казани за организацию заказного убийства задержаны два предпринимателя. В 1999 году они заплатили группировке "Хади Такташ" за убийство своего конкурента.
-
Считавшийся мёртвым мужчина очнулся за несколько минут до сожжения на костре
Молодого индийского мужчину ошибочно признали мертвым и едва не сожгли на погребальном костре.
|