НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Невероятно любимый клоун

02 Апреля 2015 г.

Mihail Rumyncev Karandash

Михаил Румянцев, больше известный зрителям по своему сценическому псевдониму Карандаш, родился в Санкт-Петербурге 10 декабря 1901 года.

2 04 24Румянцев окончил школу циркового искусства в мае 1930 года, после чего отработал четыре года в цирках Смоленска, Баку, Казани и Сталинграда. Он часто переезжал, знакомился с новыми людьми. Работа в каждом из этих цирков вносила что-то новое в его опыт.

Карандаш и Клякса

Окончательно образ нового клоуна сформировался во время работы Румянцева в Ленинградском цирке, куда он пришел на работу в 1934 году. Во время летнего сезона Румянцев работал в цирке-шапито в Таврическом саду, и он решил выйти на манеж в новой маске и под новым псевдонимом. В те годы цирковые артисты пользовались собственными фамилиями, но Румянцев остро ощущал необходимость создания отдельного персонажа, который мог обладать манерами, привычками и взглядами, не имеющими ничего общего с его собственными. Незадолго до этого, пересматривая афиши и альбомы в Цирковом музее, Румянцев увидел альбом карикатур французского художника Эммануэля Пуара, где автор подписывался как Каран д'Аш. Артист решил предложить это имя дирекции в качестве своего нового псевдонима, художественный руководитель Ленинградского цирка Е.Кузнецов поддержал эту идею, и вскоре афиши известили зрителей, что весь вечер у ковра их будет развлекать клоун Каран д'Аш. С этого момента Румянцев не указывал на афишах свою настоящую фамилию, требуя, чтобы его называли Карандашом.

В 1936 году Румянцева перевели на работу в Московский цирк, где клоун Карандаш сразу же покорил публику. На выступлениях с его участием был аншлаг, Румянцева стали узнавать на улице, критики тоже отнеслись к нему с большой симпатией. Во время работы в Москве Карандаш взял себе в партнеры чёрного скотч-терьера. Первого пса, который работал с Карандашом, звали Никс, но Румянцев называл его Ника. Предыдущим хозяином Никса был польский дипломат, и собака до такой степени понравилась Михаилу Николаевичу, что он выучил польский язык, так как Ник не понимал команд, отданных по-русски. Всех собак, которые выступали с Карандашом после Никса, называли Кляксой, независимо от их настоящей клички. Прозвище Клякса придумала супруга артиста Тамара Семеновна, которая неизменно выполняла роль его помощницы и ассистентки. Так в 1936 году сложился законченный знакомый всем сценический ансамбль – Карандаш и Клякса.

Сатира – главный ключ

В это время были созданы несколько знаменитых сценок Румянцева, в которых созданный им образ обрёл окончательную самостоятельность. Артист умел найти смешное в каждой детали окружающей жизни. Он нередко обращался за помощью в поисках новых сюжетов к сказкам, пословицам и поговоркам. Например, присказка «аж пятки засверкали» нашла в его номерах буквальное воплощение: в ботинки он ввинтил маленькие лампочки, которые светились во время бега. Один из самых известных довоенных номеров Карандаша – сценка с осликом. Клоун выезжал на сцену на ослике, к которому были прикреплены велосипедное седло и педали, а сзади – автомобильный номер. На середине манежа ослик начинал упрямиться, и клоун начинает подкачивать насосом «колеса». Казалось бы, номер очень простой, но каждый жест, каждый поворот головы Румянцев отыгрывал неподражаемо.

В своей цирковой работе Карандаш был удивительно разносторонним – он выступал в номерах жонглеров, гимнастов, фокусников, канатоходцев и дрессировщиков. Главной задачей ковёрного клоуна является привлечение к себе максимального внимания публики – чтобы была незаметной смена реквизита, уборка аппаратуры и работа униформистов. Карандаш с этим справлялся блестяще. В одном из представлений участвовал аттракцион «Морские львы», во время которого животные делали трюки вместе в купальщицами в огромном аквариуме. В конце номера на сцене появлялся Карандаш с купальными принадлежностями, он забирался наверх, как бы желая проверить температуру воды, но девушки-артистки толкали его в воду. Выбравшись из аквариума, Карандаш растягивал над манежем веревку, и вешал себя на прищепках сушиться в луче прожектора. За это время со сцены убирали аквариум и другие громоздкие конструкции – публика в это время хохотала над клоуном.

В конце сентября 1941 года Михаил Румянцев был эвакуирован в Омск, но уже в начале 1942 года вернулся в Москву, где им была создана небольшая артистическая бригада, которая в июне 1942 года выехала на фронт. В годы войны Михаил Румянцев переключил своё внимание на жанр острой политической сатиры, сохраняя верность клоунской манере выступления. К примеру, он ставил на трибуну с микрофоном собаку, которая азартно и безостановочно лаяла, а потом прятал Кляксу в портфель и сообщал в микрофон: «Речь министра пропаганды Геббельса окончена!». Его самым знаменитым номером военных лет стало «Наступление на Москву». Из бочки и ящика сооружался импровизированный танк, с нарисованным черепом на боку. В танке сидел фашист – Карандаш в наполовину человеческой, и наполовину – собачьей маске, вооруженный дубиной, ножами, топором, и кричал: «Нах Москоу!». Когда танк оказывался на манеже, происходил взрыв, все разлеталось на куски, на сцене оставался «фашист» в лохмотьях, испуганно убегавший за кулисы. В послевоенные годы сатира оставалась главным ключом, в котором работал Михаил Румянцев. Карандаш высмеивал в своих репризах бюрократов, бракоделов, недальновидных руководителей и жадных чиновников.

Герой Труда

С 1946 года Михаил Румянцев часто возглавлял клоунские коллективы. Среди его учеников и партнеров по манежу были Юрий Никулин, Олег Попов и Михаил Шуйдин. Он много гастролировал в СССР и за рубежом, Карандаш стал первым советским клоуном, популярным за пределами СССР. Карандаш собирал аншлаги в Милане, Лондоне, Рио-де-Жанейро, Марселе и Бухаресте. О популярности Карандаша рассказывал Юрий Никулин: «Только-только стал учиться у Карандаша, приезжаем на гастроли в какой-то областной город. Встречает директор цирка, расплывается в улыбке: «Михаил Николаевич, вам заказан люкс, а ребята переночуют где-нибудь в цирковой подсобке...» Никогда не забуду, как маленький Карандаш орал на представительного директора, топая ногами и размахивая кулаками. А потом успокоился и сказал: «Я сегодня на манеж не выйду». Директор воспринял это как шутку: «Ну и не выходи!». Вечер. Цирк забит битком. Третий звонок прозвенел. Публика шумит... А Карандаша нигде нет. Представление отменили. Директор, узнав, что зрители собираются его бить, убежал из цирка через чёрный ход. На следующий день нам с клоуном Борисом Романовым выделили люкс. Причем бесплатно!».

С 1954 года Карандаш часто играл в выездных программах, со своей собакой Кляксой он проехал весь Советский Союз от Одессы до Владивостока. Самой известной из послевоенных реприз Карандаша стала сценка «Скульптура в парке». Прячась от сторожа в парке, клоун случайно разбивал скульптуру Венеры, и потом долго не мог её собрать. Сюжет был наполнен забавными моментами – Карандаш пачкался об окрашенную скамейку, запутывался в брюках, падал – публика любила этот номер невероятно.

В 1969 году Михаилу Румянцеву было присуждено почётное звание Народного артиста СССР, а в 1971 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1972 году Карандаш отпраздновал в Москве своё 70-летие, и 50 лет работы на арене. В 1979 году в честь 60-летия советского цирка Михаил Румянцев был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Михаил Николаевич ушёл из жизни 31 марта 1983 года.

  • Расскажите об этом своим друзьям!