Невероятно любимый клоун |
02 Апреля 2015 г. |
Михаил Румянцев, больше известный зрителям по своему сценическому псевдониму Карандаш, родился в Санкт-Петербурге 10 декабря 1901 года. Румянцев окончил школу циркового искусства в мае 1930 года, после чего отработал четыре года в цирках Смоленска, Баку, Казани и Сталинграда. Он часто переезжал, знакомился с новыми людьми. Работа в каждом из этих цирков вносила что-то новое в его опыт. Карандаш и Клякса Окончательно образ нового клоуна сформировался во время работы Румянцева в Ленинградском цирке, куда он пришел на работу в 1934 году. Во время летнего сезона Румянцев работал в цирке-шапито в Таврическом саду, и он решил выйти на манеж в новой маске и под новым псевдонимом. В те годы цирковые артисты пользовались собственными фамилиями, но Румянцев остро ощущал необходимость создания отдельного персонажа, который мог обладать манерами, привычками и взглядами, не имеющими ничего общего с его собственными. Незадолго до этого, пересматривая афиши и альбомы в Цирковом музее, Румянцев увидел альбом карикатур французского художника Эммануэля Пуара, где автор подписывался как Каран д'Аш. Артист решил предложить это имя дирекции в качестве своего нового псевдонима, художественный руководитель Ленинградского цирка Е.Кузнецов поддержал эту идею, и вскоре афиши известили зрителей, что весь вечер у ковра их будет развлекать клоун Каран д'Аш. С этого момента Румянцев не указывал на афишах свою настоящую фамилию, требуя, чтобы его называли Карандашом. В 1936 году Румянцева перевели на работу в Московский цирк, где клоун Карандаш сразу же покорил публику. На выступлениях с его участием был аншлаг, Румянцева стали узнавать на улице, критики тоже отнеслись к нему с большой симпатией. Во время работы в Москве Карандаш взял себе в партнеры чёрного скотч-терьера. Первого пса, который работал с Карандашом, звали Никс, но Румянцев называл его Ника. Предыдущим хозяином Никса был польский дипломат, и собака до такой степени понравилась Михаилу Николаевичу, что он выучил польский язык, так как Ник не понимал команд, отданных по-русски. Всех собак, которые выступали с Карандашом после Никса, называли Кляксой, независимо от их настоящей клички. Прозвище Клякса придумала супруга артиста Тамара Семеновна, которая неизменно выполняла роль его помощницы и ассистентки. Так в 1936 году сложился законченный знакомый всем сценический ансамбль – Карандаш и Клякса. Сатира – главный ключ В это время были созданы несколько знаменитых сценок Румянцева, в которых созданный им образ обрёл окончательную самостоятельность. Артист умел найти смешное в каждой детали окружающей жизни. Он нередко обращался за помощью в поисках новых сюжетов к сказкам, пословицам и поговоркам. Например, присказка «аж пятки засверкали» нашла в его номерах буквальное воплощение: в ботинки он ввинтил маленькие лампочки, которые светились во время бега. Один из самых известных довоенных номеров Карандаша – сценка с осликом. Клоун выезжал на сцену на ослике, к которому были прикреплены велосипедное седло и педали, а сзади – автомобильный номер. На середине манежа ослик начинал упрямиться, и клоун начинает подкачивать насосом «колеса». Казалось бы, номер очень простой, но каждый жест, каждый поворот головы Румянцев отыгрывал неподражаемо. В своей цирковой работе Карандаш был удивительно разносторонним – он выступал в номерах жонглеров, гимнастов, фокусников, канатоходцев и дрессировщиков. Главной задачей ковёрного клоуна является привлечение к себе максимального внимания публики – чтобы была незаметной смена реквизита, уборка аппаратуры и работа униформистов. Карандаш с этим справлялся блестяще. В одном из представлений участвовал аттракцион «Морские львы», во время которого животные делали трюки вместе в купальщицами в огромном аквариуме. В конце номера на сцене появлялся Карандаш с купальными принадлежностями, он забирался наверх, как бы желая проверить температуру воды, но девушки-артистки толкали его в воду. Выбравшись из аквариума, Карандаш растягивал над манежем веревку, и вешал себя на прищепках сушиться в луче прожектора. За это время со сцены убирали аквариум и другие громоздкие конструкции – публика в это время хохотала над клоуном. В конце сентября 1941 года Михаил Румянцев был эвакуирован в Омск, но уже в начале 1942 года вернулся в Москву, где им была создана небольшая артистическая бригада, которая в июне 1942 года выехала на фронт. В годы войны Михаил Румянцев переключил своё внимание на жанр острой политической сатиры, сохраняя верность клоунской манере выступления. К примеру, он ставил на трибуну с микрофоном собаку, которая азартно и безостановочно лаяла, а потом прятал Кляксу в портфель и сообщал в микрофон: «Речь министра пропаганды Геббельса окончена!». Его самым знаменитым номером военных лет стало «Наступление на Москву». Из бочки и ящика сооружался импровизированный танк, с нарисованным черепом на боку. В танке сидел фашист – Карандаш в наполовину человеческой, и наполовину – собачьей маске, вооруженный дубиной, ножами, топором, и кричал: «Нах Москоу!». Когда танк оказывался на манеже, происходил взрыв, все разлеталось на куски, на сцене оставался «фашист» в лохмотьях, испуганно убегавший за кулисы. В послевоенные годы сатира оставалась главным ключом, в котором работал Михаил Румянцев. Карандаш высмеивал в своих репризах бюрократов, бракоделов, недальновидных руководителей и жадных чиновников. Герой Труда С 1946 года Михаил Румянцев часто возглавлял клоунские коллективы. Среди его учеников и партнеров по манежу были Юрий Никулин, Олег Попов и Михаил Шуйдин. Он много гастролировал в СССР и за рубежом, Карандаш стал первым советским клоуном, популярным за пределами СССР. Карандаш собирал аншлаги в Милане, Лондоне, Рио-де-Жанейро, Марселе и Бухаресте. О популярности Карандаша рассказывал Юрий Никулин: «Только-только стал учиться у Карандаша, приезжаем на гастроли в какой-то областной город. Встречает директор цирка, расплывается в улыбке: «Михаил Николаевич, вам заказан люкс, а ребята переночуют где-нибудь в цирковой подсобке...» Никогда не забуду, как маленький Карандаш орал на представительного директора, топая ногами и размахивая кулаками. А потом успокоился и сказал: «Я сегодня на манеж не выйду». Директор воспринял это как шутку: «Ну и не выходи!». Вечер. Цирк забит битком. Третий звонок прозвенел. Публика шумит... А Карандаша нигде нет. Представление отменили. Директор, узнав, что зрители собираются его бить, убежал из цирка через чёрный ход. На следующий день нам с клоуном Борисом Романовым выделили люкс. Причем бесплатно!». С 1954 года Карандаш часто играл в выездных программах, со своей собакой Кляксой он проехал весь Советский Союз от Одессы до Владивостока. Самой известной из послевоенных реприз Карандаша стала сценка «Скульптура в парке». Прячась от сторожа в парке, клоун случайно разбивал скульптуру Венеры, и потом долго не мог её собрать. Сюжет был наполнен забавными моментами – Карандаш пачкался об окрашенную скамейку, запутывался в брюках, падал – публика любила этот номер невероятно. В 1969 году Михаилу Румянцеву было присуждено почётное звание Народного артиста СССР, а в 1971 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1972 году Карандаш отпраздновал в Москве своё 70-летие, и 50 лет работы на арене. В 1979 году в честь 60-летия советского цирка Михаил Румянцев был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Михаил Николаевич ушёл из жизни 31 марта 1983 года.
|
|