НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

"Как это ни прискорбно, но общественная ненависть у нас чрезмерна"

27 Мая 2014 г.

peace

Подавший голос за примирение народов России и Украины иерей Николай Савченко едва не лишился сана и под давлением общественности был переведен из храма преображения Господня в Лесном в Троицко-Сергиеву пустынь Стрельны. Однако он говорит, что следовал божьей заповеди и готов продолжить служение.

 

ierei 27 05

  • Иерей Николай Савченко

— Отец Николай, я правильно понимаю, что вы изложили свою позицию о ситуации на Украине, и это вызвало недовольство со стороны РПЦ?

— Я бы не квалифицировал это исключительно как внутрицерковный конфликт или внутрицерковную проблему. Проблема истекает извне — на епархию оказало давление общественное мнение. Ранее несколько раз в своем блоге я высказал мнение о том, что мы совершаем ошибку, потому что ненавидим нынешнее мнение на Украине, желаем территориальных изменений, проявляем агрессию. Я пытался объяснить народу, что мы поступаем неправильно, сея дух вражды, тогда как нужно увидеть в украинцах братьев, прислушаться к ним, найти мирное решение конфликта. Кроме того, однажды на Невском проспекте, желая выразить свое отношение к этим событиям, я сфотографировался с несколькими прихожанками. Я был тогда в рясе с крестом и держал в руках маленький флаг Украины. И это было воспринято многими как поддержка фашизма, бандеровщины. Меня обвинили в том, что я оправдываю правый сектор, желаю революции, Майдана в России. Но я никогда об этом не говорил. Я не занимаю чью-то конкретную сторону. Меня обвинили в том, что я поддерживаю Бандеру и Гитлера, но я их осуждаю. Мои миротворческие попытки восприняли неправильно. Вы ведь понимаете, что общество настроено очень агрессивно по отношению к событиям на Украине, поэтому миротворческие заявления тоже вызывают агрессию.

— Никаких политических призывов не было?

— Нет, мои призывы — миротворческие. Это не политика. Священник, который заявляет о необходимости примирения, исполняет заповедь божью "Блаженны миротворцы".

— Как прихожане отнеслись к вашим высказываниям?

— Большинство из них переживают по поводу Украины, но не критикуют меня. Но некоторые политически активные граждане восприняли мои слова негативно. Они мне все это высказывали, порой даже в резкой форме.

— А украинцы поддержали вас?

— В приходе есть несколько украинцев, которые очень переживают о случившемся. Они находили во мне священника, который понимает их тяжелое положение.

— Вас не лишили сана за ваши высказывания?

— Нет. Хотя раздавались яростные голоса. На епархию и на наш приход было оказано достаточно сильное давление общественного мнения, люди требовали, чтобы епархия лишила меня священного сана. И епархия некоторым образом поддалась этому давлению. Меня послали для исправления в Троицко-Сергиеву пустынь Стрельны. Но таким образом меня вывели из-под удара, поскольку данное действие епархии имело целью еще и прекратить некоторые дискуссии в приходе.

— Как вы относитесь к переводу в Стрельну?

— Я считаю это совершенно закономерным явлением. Давление окружающего общественного мнения слишком сильное. Я бы сравнил попытки прекратить это с попытками остановить наступление дня или ночи. Это должно было случиться. Как это ни прискорбно, но общественная ненависть у нас чрезмерна. Я надеюсь, что произойдет умиротворение, и проблема уйдет. Что же касается служения, то у меня есть мирская работа, вечера я провожу со своими детьми. Поэтому приезжать в Троице-Сергиеву пустынь буду в выходные. Епархия об этом знает и относится с пониманием.

— Ваш перевод временный?

— Не было указано, на какой срок. Я настроен на то, что буду там находиться очень долго.

— Вы говорили о примирении с Украиной. А что думаете об одной из причин конфликта — о присоединении Крыма?

— Выскажу свое личное мнение — это не позиция РПЦ или епархии. Я отношусь к этому резко отрицательно. Мы нарушили тем самым международный договор. Нарушили даже послевоенное устройство мира, за которое проливали кровь наши деды на полях Великой отечественной войны, чтобы создалась ООН, чтобы мир находился в относительной безопасности. Мы совершили ошибку и оттолкнули большинство населения Украины этим шагом. Я считаю, что на тему Крыма необходим диалог, чтобы прийти к пониманию.

— Кстати, о позиции. Складывается представление, что РПЦ поддерживает полицию государства, а отдельные священнослужители непременно должны ее транслировать.

— Церковь не может быть частью государства. Но на нее оказывается неизбежное влияние со стороны СМИ и общества... Однако наша церковь делает миротворческие заявления. Этот голос почти не слышен, его не хотят транслировать СМИ. В этом отношении о церкви почти что забыли. Сейчас транслируются только воинственные, резкие заявления. Церковь исполняет свою миссию, но поставлена в такие рамки, когда делать это трудно. Святейший Патриарх говорил, что церковь должна стоять над схваткой, она не может быть на одной стороне, и она действительно так делает. Но, конечно, многие священнослужители как граждане своей страны высказываются частным образом, и таких высказываний множество. Это нормальное явление.

— Ранее руководитель самопровозглашенной "Одесской народной республики" Валерий Кауров заявил, что украинские спецслужбы пытались задержать священников, которые поддерживали местный Антимайдан, — Олега Моряка и Андрея Новикова, кроме того, по его данным, были прямые угрозы расправы над митрополитом Агафангелом....

— Я знаю Андрея Новикова и, конечно же, считаю, что не должно быть такого давления. Это прискорбно, я думаю, что это тоже плоды нашей взаимной ненависти, от которой надо излечиться...

— Вы связывались с Андреем Новиковым?

— У нас с ним была дискуссия. У нас разные взгляды на происходящие события и явления, но я поддерживаю то, что ему было предоставлено убежище в России, и он проживает здесь. Вне зависимости от взглядов и подходов мы должны проявлять милосердие и гасить очаги взаимной напряженности.

— Можно ли говорить о том, что произойдет отделение Украинской православной церкви от Московского патриархата?

— Такой вопрос может решаться только на всеправославном уровне. Если это произойдет, то только по церковным канонам, но пока для этого еще не созрели условия в наше время вражды и взаимного напряжения.

— Однако нельзя сказать, что происходящее не мешает взаимодействию между Украинской православной церковью и Московским патриархатом.

— Эти политические события действительно положили ров между украинцами и русскими, в том числе между двумя частями православной церкви — русской и украинской. И это меня чрезвычайно беспокоит. Эти события разрезают церковь. Мы должны сделать все, чтобы этого не произошло, это внутрицерковный вопрос.

— Сейчас, после вашего перевода, вы продолжите высказывать свою позицию по поводу необходимости разрешения противоречий с Украиной?

— Мне не было четко и ясно озвучено, от каких своих заявлений я должен отказываться, потому что в общем-то все мои заявления пока трудно оспорить. Другое дело, некоторые считают, что за этими призывами к миру скрывается моя тайная симпатия к фашистам, бандеровцам, но, видит Господь, этого нет. Я испросил прошения у всех, у кого мог.

По инф. rosbalt.ru