Один из завершившихся недавно Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске» был посвящён поэтическому творчеству Юрия Кублановского – русского поэта, публициста, эссеиста, критика, искусствоведа.
В молодости Юрий Михайлович был в числе организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ (они расшифровывали эту аббревиатуру как «Смелость. Мысль. Образ. Глубина»). В советское время печатался в основном в самиздате, потом, как он сам горько шутит, в тамиздате – то есть за рубежом. Понятно, что этим вызывал острое неприятие тогдашних идеологов, за что ему и «устроили» высылку за рубеж. Он провёл вдали от родины восемь лет, затем вернулся в Россию.
Он дружил и общался с Беллой Ахмадулиной и Андреем Вознесенским, Иосифом Бродским и ещё многими поэтами, чьи имена стали почти символами.
Юрий Кублановский – лауреат Новой Пушкинской премии, премии Осипа Мандельштама и премии Александра Солженицына. В Иркутске был участником фестиваля поэзии на Байкале, проводимого иркутским поэтом Анатолием Кобенковым. Нынешний вечер в драмтеатре носил название «Чтение в непогоду» и пришёлся на единственный дождливый день в череде жарких и ясных, что тоже не ускользнуло от внимания гостя.
Мы предлагаем вам стихи из изданной специально к Литературным вечерам книги избранных стихотворений поэта, которая так и называется – «Изборник».
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ
СТРАНИЦЫ НОВОЙ КНИГИ
* * *
Россия, ты моя! И дождь сродни потопу, и ветер, в октябре сжигающий листы… В завшивленный барак, в распутную Европу мы унесём мечту о том, какая ты. Чужим не понята. Оболгана своими в чреде глухих годин. Как солнце плавкое в закатном смуглом дыме бурьяна и руин, вот-вот погаснешь ты. И кто тогда поверит слезам твоих кликуш? Слепые, как кроты, на ощупь выйдут в двери останки наших душ. …Россия, это ты на папертях кричала, когда из алтарей сынов везли в Кресты. В края, куда звезда лучом не доставала, они ушли с мечтой о том, какая ты. 1978
СВЕРЧОК
Сверчок в изголовье, что мелешь, скажи? Бессмысленно песен твоих миражи встают от жемчужин — до гнили домов, обмоченных впрок мужиками с углов. Я весь истаскался, в родимых краях, как цуцик, живу с нищетой на паях. На что уж — и то капитальней меня сверчок супротив темноты и огня. Никто не пытает: о чем он поёт, как любит, сколь долго на свете живёт и где умирает — все в том же углу? — пока из печи выгребают золу… Каприз роговицы в минуту труда словесного, впрочем, и то не беда, светла, что горошина в спелом стручке, слеза — о сменяемом братом сверчке. 1981
* * *
Сын, мужавший за семью замками от моих речей, всё равно когда-нибудь глазами, честный книгочей, пробежишь хоть по диагонали эти горбыли — жидкие парижские скрижали бати на мели, писанные, точно бороною, шедшей под углом, кто там вспомнит — под какой звездою, за каким столом... Но когда полакомит пороша горку и межу, высохшее сердце потревожа, — землю, где лежу, и упруго в крест ударит ветер, я пойму, что так ты впервой увидел и приветил мой словесный знак. Словно ветка выделила иней из себя самой. Потому, чем дольше — тем чужбинней праху под сырой. 13 октября 1983
ЦИРК
Клоун ногой загребает опилки, чем вызывает смешки и ухмылки. Канатоходец идёт бичевой, крепко от жизни устав кочевой. В ветхом брезенте залатана дырка – вот атрибуты проезжего цирка. Я его в детстве с отцом посещал. Цирк переехал. А я обнищал. В пятидесятые жалкие годы он нам показывал фокус свободы. Рядом топорщились брючины-клёш и прикрывающий их макинтош. Только теперь понимаю глубоко, как было сиро тогда и убого: публика, купол, брезентовый гул... Я свою жизнь пополам перегнул. 1969
* * *
…А после словно вымершей деревни Нам стала неожиданно видна Дорога, разделявшая деревья, Подсвеченная, будто глубина. И трели притаившихся лягушек За чёрным засыпающим прудом Вдруг стали глуше В часу втором. Когда мы ночью небо созерцаем, Сочувствуя межзвёздной голытьбе, Ты говоришь, что я непроницаем И, словно узник, замкнут сам в себе. 1968
ЗЕМНОЕ ВРЕМЯ
1. Всё вместе, всё рядом: Летучие пятна теней И всплески под градом Вдвойне беспокойных ветвей. Смолистые свечи, Сосновый розанчик сухой, И поезд далече Дымит по мосту над Окой. Пора в каталажку, В калужском ржаветь тупике. Ты ландыша плашку Сжимаешь в прозрачной руке. Люблю твои слёзы За то, что они холодней Коры у берёзы, Когда мы одни перед ней. Ветр приоткрывает Листвы голубиный испод. И сердце не знает, Что время земное идёт.
2. За тучами скрылось Жемчужное солнце – сожглось. Лицо увлажнилось От всплеска плакучих берёз. За зиму в кладовке Пропах маринадом листок. Толстовцем в толстовке В лесу задремал ветерок. Счастливец сдувает Со стебля прозрачный пушок, Когда подбивает Себе в полусне сапожок. Возлюбленной речи, Волненье во всём естестве, Как синие свечи Сирени в глубокой листве. Она замирает, Крыла расправляя, – в излёт Зовёт и не знает, Что время земное идёт. 1978
Уважаемый читатель МГ! Поставьте, пожалуйста, отметку о своем впечатлении от прочитанного. А если вам есть что сказать более подробно - выскажитесь в комментрии!
-
Расскажите об этом своим друзьям!
|