ЖКХ в кризисе: управдомы вот-вот начнут делать вид, что управляют, а люди – что платят |
26 Мая 2020 г. |
Неплатежи за коммуналку выросли на 20-30% по сравнению с данными за февраль, отмечает эксперт Общественной палаты России Светлана Разворотнева. Самоизоляция оставила россиян без работы и без денег. Государство отменило на период введенных в стране ограничений штрафы и пени за долги по коммуналке. Как в этой ситуации выкручиваются управляющие компании, которые не только недополучают деньги, но и несут непредвиденные издержки из-за свалившейся на них дезинфекции, и чем это нам всем грозит, рассказала исполнительный директор национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» и эксперт ОП РФ Светлана Разворотнева. — Россиянам, по сути, разрешили не платить коммуналку, временно отменив для них пени и штрафы за долги перед управляющими компаниями. В результате, неплатежей стало больше? — Конечно, в период самоизоляции правительство ослабило меры воздействия на должников. При этом, по нашим наблюдениям, люди старшего поколения, даже с низкими доходами и в самоизоляции, все равно стараются платить. Хорошее тому подтверждение — очереди перед почтовыми отделениями в период оплаты услуг ЖКХ. Поставщики услуг и управляющие компании прогнозировали, что в период введенных в стране ограничений платежи сократятся на половину. Мы сейчас, подводя итоги за апрель, видим, что в регионах очень разная история, и где-то провал очень серьезный. Но в целом по стране неплатежи выросли на 20-30% по сравнению с данными за февраль. То есть, если обычно по статистике 95-97% россиян оплачивают счета ЖКХ своевременно, то сейчас таких около 65%. Остальные воспользовались послаблениями со стороны чиновников. — Как выкручиваются в таких условиях управляющие компании? — Еще в начале эпидемии Роспотребнадзор разослал в регионы свои рекомендации по уборке и дезинфекции. Регионы, на свое усмотрение, принимали решение о том, как часто проводить обработку помещений общего пользования, за чей счет. И тут уж кто во что горазд. Кто-то требует, чтобы дезинфекцию проводили три раза в день, кто-то — раз в неделю. И, конечно, денег на это в тарифе не было предусмотрено. В минимальном перечне работ дезинфекция тоже не значится. Какие-то меры поддержки на региональном уровне управляющим компаниям оказывают. Например, закупают дезинфицирующие средства. Но они, конечно, не покрывают полностью расходы УК, потому что это и дополнительные выплаты работником, и закупка для них средств индивидуальной защиты. По закону все работы по содержанию многоквартирных домов должны ложиться на собственников. Однако без их решения включать дезинфекцию в тариф нельзя. В двух-трех регионах попытались это сделать, однако позже эти решения при поддержке контрольно-надзорных органов отменили. Но вопрос стоит очень остро: за чей счет проводить дезинфекцию.
За счет чего выживают УК? Значительную часть обязательных работ по дому они откладывают в долгий ящик, акцентируясь пока только на аварийных работах и дезинфекции. К нам поступает много жалоб о том, что даже подъезды перестали убирать, только поливают их хлоркой. Но самое главное — УК перестали делать текущий ремонт, в том числе работы, которые составляют обязательную часть подготовки инженерной инфраструктуры к зиме. Это опасная тенденция. — Чем это может обернуться в долгосрочной перспективе? — В первую очередь, неготовностью домов к зиме. У нас вообще с этим тяжелая история. Когда начинается отопительный сезон, нам поступает вал жалоб. Коммуникации в таком плохом состоянии, что даже паспорт готовности к зиме по ним нельзя выдать. Но и оставить людей без тепла невозможно. Поэтому документы подписывают, а проблемы копятся. Если в период подготовки к зиме, когда должны устранять выявленные в инженерной инфраструктуре проблемы, на это нет денег, это чревато тем, что отопительный сезон может начаться несвоевременно, а в зиму возрастет количество аварий на сетях. — Так кто в итоге заплатит за дезинфекцию? — Пока ответа нет. Мы добиваемся компенсаций из бюджета. Все понимают, что нельзя закрыть глаза и сказать: вы там сами разбирайтесь. Но пока Минстрой нам на это так ничего и не ответил. Издержки, которые несут управляющие компании, по нашим расчетам, от 500 рублей до трех тысяч — в зависимости от площади и высотности домов. Но нужна какая-то единая методика расчета. — Количество неплатежей выросло почти на треть. По сути, у людей, которые остались в кризис без работы и без денег, копятся долги. Не обернется это каким-то затяжным кризисом? — В сфере управления жильем у нас давно длится затяжной кризис. Нет единой методики расчета стоимости работ, где-то жители недоплачивают, где-то управляющие компании хитрят. Работы по содержанию домов недофинансируются, в связи с чем здания довольно быстро ветшают и превращаются в аварийные. Мы каждый год фиксируем рост удельной доли по количеству обращений, связанных именно с этим. Здесь, конечно, назрели и перезрели какие-то радикальные изменения, на которые никто не решается. С одной стороны, нужно дать собственникам реальные рычаги контроля за деньгами и работами, с другой сторон — повышать их ответственность.
— График отключения горячей воды устанавливают сверху. В период самоизоляции даты немного сдвинули, но скоро работы должны начать. Хочется понять: в отсутствии денег отключать воду будут, а чинить коммуникации — нет? — Воду отключают в основном для ремонта на сетях теплоснабжения. Это больше относится к ресурсникам, которые страдают сейчас в меньшей степени. При этом, во многих регионах введенные ограничения снимают, так что небольшой сдвиг в графике не станет критичным. В Москве во многих домах вообще могли бы обойтись без отключений, поскольку коммуникации новые. Они больше связаны с юридическими требованиями Ростехнадзора, чем с реальной необходимостью. В Подмосковье другая история. У нас есть дома, которые все лето сидят без горячей воды. В области очень плохо обстоят дела с коммуникациями. Нужно все менять. Двухнедельные отключения и латание дыр на ситуацию особо не повлияют. Самоизоляция породила немало других проблем. В частности, отложенные поверки газового оборудования, счетчиков. Во многих регионах не могут начать капремонты. И с этим тоже не очень понятно, что делать. ЖКХ в России – не самая сильная сторона. Многое в этой сфере и раньше, мягко говоря, было не продумано и не упорядочено. И, как и в здравоохранении, и в ряде других направлений, пандемия коронавируса только еще больше обострила бытующие проблемы. Возможно, это подстегнет власти, чтобы начать здесь что-то решать с большим прицелом на эффективность. А платить, если нет потери работы и каких-либо крайних обстоятельств, за услуги ЖКХ, конечно, надо. Ведь мы же не одалживаем в магазине молоко, кто нам даст что бесплатно? И здесь тот же принцип. Давайте будем ответственны за то, что мы делаем или не делаем.
|
|