Первый сигнал |
25 Ноября 2015 г. |
К акции дальнобойщиков можно относиться по-разному. Не обязательно и соглашаться с главным их призывом – упразднить систему "Платон", — хотя я, к примеру, считаю его правильным. Можно иронизировать над показными излияниями в преданности Владимиру Путину и пугливыми отмежеваниями от столичных оппозиционеров, которыми занимается часть актива протестующих водителей. Можно обратить внимание на антисемитский тон их митингов в Дагестане и многое другое. Но все это перекрывается самим фактом давно не виданного в нашей стране гражданского протеста с ясно сформулированными требованиями. И, что принципиально, с требованиями, на выполнении которых настаивают. Давайте признаем, что в 2011 году, во время предыдущей протестной волны, такой ясности и прямоты не было. Столичная интеллигенция выходила добиваться, чтобы итоги думских выборов были подбиты честно. На практике это означало вернуть справороссам и коммунистам "украденные" у них голоса. Из сегодняшнего дня борьба за то, чтобы однопартийцы Мизулиной заполучили какие-то добавочные кресла, смотрится диковато, но и тогда в этих призывах чувствовались растерянность и неготовность добиваться осмысленных целей. Даже на пике та волна протестов несла в себе поражение. Одержав над интеллигенцией победу, система после некоторых треволнений и идеологических перестроек переселилась в уютную для себя альтернативную действительность, в которой не одобренных свыше интересов и позиций у рядовых людей как бы и не существовало вовсе. Все стало можно. Сочинять и принимать абсолютно неадекватный бюджет на 2016 год, урезающий все траты, кроме силовых. Проводить и творчески развивать безответственную "пенсионную реформу". Активно способствовать снижению уровня жизни большинства россиян. Разрешать и поощрять перманентный троллинг простых граждан, когда депутаты, министры и прочие чиновники от лица государства ежедневно и безнаказанно грозят что-нибудь запретить, от поездок в Европу до "Википедии". И активная в прошлом часть общества по-своему приспособилась к новой жизни. Ведь митинги и шествия и сейчас допускаются — при условии, конечно, что участники погуляют и разойдутся, ни на чем не настаивая. Не наказывают и за подписание петиций. Ту, в которой просили высшее начальство вместо сожжения санкционки раздавать ее неимущим, поддержали почти полмиллиона человек. После чего адресаты петиции от нее отмахнулись, а подписанты не решились им надоедать. В глазах руководящего круга страна начала выглядеть пластилином, из которого можно вылепить все что угодно, а подданные – безропотной толпой, заранее готовой к любой стрижке. И тут приходят дальнобойщики и разрушают эту гармонию. Так называемый "сбор Ротенберга", взимаемый коммерческой компанией ООО "РТ-инвест транспортные системы", являющейся в свою очередь оператором системы "Платон", банален до тошноты. Тут буквально ни в чем не содержится ничего нового. Налицо некая автоматизированная система, плохо и задорого сделанная на казенные деньги некими привилегированными структурами. Таких систем, разного предназначения и масштаба, накопилось уже много: ГАС "Выборы", ГЛОНАСС, ЕГАИС и т.д. Ни одна из них так и не заработала нормальным образом и никому, кроме своих изготовителей, счастья и богатства не принесла. Не менее банален и последующий симбиоз госструктур и как бы частной компании-оператора, таинственно возникшей по блату и предназначенной для снятия навара с поборов, выжимаемых из дальнобойщиков с помощью "Платона". Плюс, для полноты картины, бесстыдно высокий, высосанный из пальца тариф, ложащийся сначала на перевозчиков грузов, а затем и на тех, кому придется эти грузы покупать, то есть на всех граждан. Юридическая правомерность всей этой цепочки очень сомнительна, но кто у нас нынче обращает внимание на такие "мелочи"? Ну и, как обычно, там все еще и организовано очень скверно — с людей не только тянут деньги, но и унижают. Согласитесь, вполне штатная ситуация. Очень похожая, к примеру, на приключения, сопровождающие внедрение автоматизированной оплаты парковок в Москве. С той единственной разницей, что столичный мидл-класс с присущим ему остроумием брюзжит в сетях, а дальнобойщики взяли и устроили забастовку. И тем самым стали первыми в России, кто нарушил общественный договор наших десятых годов – выразил несогласие с властями в форме, которую власти не смогут игнорировать. Им теперь либо придется отыграть назад, либо силой заставить дальнобойщиков платить. Иногда говорят, что цель протестующих – сугубо шкурная. Что они просто хотят избавить себя от расходов. Да, хотят. И добавлю: от унижений тоже. Но нормальная гражданская акция – это всегда защита каких-то конкретных и ясных интересов. И чем яснее они сформулированы, тем она осмысленнее. А в данном случае эти интересы в целом совпадают с общественными. Сейчас вообще не время вводить дорожные сборы. Тем более — с использованием некондиционного "Платона" и пропусканием выручки через феодально-клановую контору. Еще говорят, что радоваться забастовкам дальнобойщиков – все равно что хотеть приближения февраля 17-го года, со всем последующим развалом и произволом. Но радоваться как раз и незачем, хотя каждый, кто знает, чем на самом деле был февраль 17-го, понимает, что от этих забастовок до него еще очень и очень далеко. Сейчас надо понять, что произошло. Случилось то, что рано или поздно обязательно происходит. Иллюзия народной безответности сдувается, и страна начинает напоминать о себе. Для властей это — всегда сюрприз: оказывается, есть черта, за которой рядовые люди перестают молчаливо мириться с начальственными экспериментами над собой, разгулом феодальной вольницы и искусственно навязываемой бедностью. В этом и смысл того, что сейчас происходит. Может быть, даже исторический смысл. Эти забастовки — первый сигнал. Можно его услышать. А можно ничего не понять — и ждать следующих.
|
|