НА КАЛЕНДАРЕ

Тайны склепов осетинского некрополя Даргавс

Тимур Сагдиев, cyrillitsa.r   
27 Августа 2021 г.

Многие старинные российские кладбища имеют таинственную атмосферу и особый внешний вид. Но ни одно из них не выглядит столь необычно, как Даргавс – крупнейший средневековый некрополь Северного Кавказа. Из-за особенностей архитектуры его называют «городом мёртвых».

Тайны склепов осетинского некрополя Даргавс

«Египетские пирамиды» Алании

Некрополь Даргавс находится в Пригородном районе Северной Осетии, на левобережье реки Гизельдон, напротив одноименного села Даргавс. По южному склону горы Раминырах в хаотичном порядке разбросаны склепы-заппазды, сложенные из плоских каменных плит. Основания склепов имеют кубическую форму, а крыши сложены в форме пирамидальных ступенчатых конусов. Ни у каких других осетинских построек таких крыш больше нет.

Своеобразный облик памятника древности вызывает к жизни самые экзотические предположения о его происхождении. Например, в конце XIX – начале XX веке немецкий этнограф Адольф Дирр, отказывая кавказцам в культурной самобытности, проводил параллель между склепами Даргавса... и ступенчатыми башнями храмов Ангкор-Вата в Камбодже.

В наше время известный документалист и писатель Игорь Прокопенко относит некрополь Даргавс к наследию жившей когда-то в горах Кавказа «высокоразвитой цивилизации, знакомой с технологиями пирамид». Автор отмечает, что строители склепа хоронили покойников в деревянных лодках на манер жителей Древнего Египта. Пирамидальная форма гробниц имела, якобы, эзотерическое значение:

«По одной из версий, такая пирамида транслирует на окружающую территорию энергоинформационный поток. Он составляет идеи и мысли человека, чьё тело остаётся в пирамиде», – пишет Прокопенко в книге «Битва цивилизаций. Что грозит человечеству?»

История «города мёртвых»

Историки признают, что ответить на вопросы, связанные с происхождением Даргавса, непросто. Долгое время некрополь был запретным местом – попытка проникнуть в склеп могла закончиться смертью для постороннего человека. Даже после советизации древние нравы горцев далеко не сразу ушли в прошлое, так что первые археологические раскопки в Даргавсе начались лишь в 1967 году.

Даргавская котловина, вклинившаяся среди высоких гор, отличается исключительно мягким для этих мест климатом и большим количеством ровных площадей для земледелия. Поэтому селение Даргавс с давних времён стало центром исторической области Тагаурия.

Возведение «города мёртвых» началось в XVI или XVII веке. Профессор Лев Бёме передавал такую осетинскую легенду о происхождении Даргавсского склепового могильника:

«Спасаясь от вспыхнувшей эпидемии чумы, жители оставили селения в долинах и начали переселяться в горы, надеясь на целебную и живительную силу горного климата. Однако в горах чума продолжалась. Из боязни, что в случае повального распространения болезни люди могут остаться непогребёнными, жители сами заблаговременно строили себе места для погребения и, заболевая, приходили умирать в них».

Впрочем, в этой версии, в лучшем случае, есть лишь доля истины. По словам доктора исторических наук Владимира Кузнецова, автора книги «Путешествие в древний Иристон», никаких чумных бацилл в склепах Даргавса учёные не обнаружили.

Более того, самые ранние захоронения в этих местах относятся ещё к бронзовому веку. На смену им пришли подземные склепы-катакомбы раннего Средневековья (их раскопано не меньше 78). Так что эти места уже были вполне освоены. Да и «город мёртвых» на Северном Кавказе не единственный в своём роде. В Осетии подобные сооружения можно встретить у селений Донифарс и Фаснал. В Чечне есть похожий некрополь Цой-Педе.

Как считает большинство исследователей, в склепах Даргавса хоронили предков осетинского населения. Но есть также версии, что в них могли быть похоронены воины Ногайской орды, пришедшие с татаро-монголами, или вторгнувшиеся на Кавказ всадники Тамерлана.

Особенности захоронений

В «городе мёртвых» в общей сложности насчитывается 95 зданий. Их строили из известняка, скрепляя камни раствором с добавлением извести, песка, яичного белка и молока. Пирамидальная конструкция крыш наилучшим образом защищала покойников от дождя и снега. Склепы крупного размера принадлежали сильным и влиятельным родам – их насчитывается 14. В маленьких надземных и полуподземных склепах хоронили членов отдельных семей. Из поколения в поколение в Даргавс свозили мертвецов со всей Тагаурии.

Покойников укладывали на деревянные настилы, выстроенные в три яруса. Иногда из тел образовывали особые «композиции»:

«В склепах из мумий создавались целые картины, напоминавшие их прошлое: мать, склонившаяся над люлькой младенца, растянувшая меха гармошки гармонистка, сказитель с древней скрипкой, старейшины, имитирующие собрание на нихасе», – пишет историк-краевед Генрий Кусов.

Вместе с мертвецами в склепы клали их вещи – археологи нашли полторы тысячи предметов. Это одежда и обувь, ювелирные украшения, оружие, орудия труда. Встречались иноземные товары – русская стеклянная посуда, восточные ткани, грузинская керамика.

Осетины не закрывали мёртвых «наглухо» – тела можно было увидеть через боковые отверстия в стенах.

Некоторые покойники лежали в деревянных ладьях. В одной из них нашлось даже весло. По словам Владимира Кузнецова, у соседних народов ничего подобного не практиковалось. Связывать особенности захоронения аланов с Древним Египтом преждевременно, но тайна действительно есть:

«Объяснение этой загадке нужно искать в каком-то неизвестном нам, ещё не изученном и не раскрытом древнем культе, сохранившемся у осетин чуть ли не до нашего времени, – считает Кузнецов. – Здесь поневоле вспоминается погребение знатного руса в ладье, ярко описанное арабским путешественником X века Ибн-Фадланом, а также мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон».

Горный климат способствовал естественной мумификации тел. Однако по сравнению с египетскими мумиями останки древних осетин сохранились хуже. Как правило, это лишь кости, прикрытые полуистлевшей одеждой. Многие склепы плотно наполнены накопившимися за столетия скелетами. По видимому, у жителей Осетии возникали трудности при положении в некрополь новых тел. Согласно выводам археолога Виталия Тменова, мёртвых в Даргавсе хоронили вплоть до конца XIX века. Но по словам старожилов, в последний раз захоронение в Даргавсе совершалось в 1915 году.

Даргавс окутан легендами. И любителям пощекотать себе нервы, наверное, будет небезынтересно посмотреть, что представляет собой этот осетинский «город мертвых». Экскурсии туда, к слову, организуют. А недалеко от Даргавса можно увидеть еще и любопытные сторожевые фамильные башни – Мансуровых, Дегоевых, Аликовых. Лишь бы только коронавирус не стал помехой людям и не «накрыл» путешествие.

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!