Реновация в Москве идет высокими темпами. А провинциалы чем хуже?.. |
Любовь Проценко, rg.ru |
01 Февраля 2023 г. |
Давно в столице стихли споры о том, нужна ли москвичам программа реновации. Главный вопрос теперь в другом: когда она дойдет до каждого дома, включенного в нее. Именно за этим следят миллионы пар глаз москвичей, проголосовавших за реновацию и ожидающих своей очереди для переезда из хрущевок в современные комфортабельные дома. Произойдет ли это в сроки, обещанные столичными властями? Об этом разговор с руководителем департамента строительства Москвы Рафиком Загрутдиновым. На очереди — 200 тысяч новоселовРафик Равилович! Недавно новоселье справила жительница Гольянова Клавдия Плотникова, ставшая стотысячным москвичом, переехавшим в новую квартиру по программе реновации. Поздравляя ее с этим событием, мэр Москвы Сергей Собянин сказал, что теперь реализация программы пойдет вдвое быстрее. И если за пять лет, прошедших с ее старта, в новые дома переехали 100 тысяч горожан, то за ближайшие три года новое жилье получат еще более 150 тысяч. За счет чего могут быть достигнуты такие масштабы? Рафик Загрутдинов: Позади огромная работа, проведенная правительством Москвы для запуска гигантского проекта, равного которому нет не только в нашей стране, но и в мире. Приняты федеральный и городской законы о реновации, утверждены ее стандарты. Встречи с жителями, а это, напомню, миллион человек, для которых вместо 5175 ветхих домов мы должны построить новое жилье. Разработаны проекты планировок и концепции развития обновленных микрорайонов, в которых люди смогут комфортно жить и работать... И все это не просто на бумаге. Новостройки, которые приходят на смену домам, идущим под снос, появляются практически в каждом районе города. В общей сложности с момента запуска программы построено уже три миллиона квадратных метров жилья, еще 7 миллионов «квадратов» строится и проектируется. А сама динамика, посмотрите? В 2022-м за год сдали 1 миллион квадратных метров, на этот включили в план 1,2 миллиона, в 2024 -м планируем построить 1,9 миллиона, а с 2025 года будем возводить более чем по 2 миллиона в год. Напомню также, что эта работа в Москве не останавливалась ни на один день, даже во время пандемии коронавируса. Как известно, на всю программу реновации отведено пятнадцать лет. Выполнить ее намечено в три этапа. Москва укладывается в эти планы? Рафик Загрутдинов: Мы идем в планах. В каждом районе Москвы программа реновации реализуется в утвержденные сроки. К концу 2025 года в новые квартиры будут переселены около четверти миллиона жителей. Целый среднероссийский город. Причем строим не только жилье. Реновация идет целыми кварталами. С новой инженерной инфраструктурой для тепловодоснабжения, прокладки электросетей. Это избавляет новый микрорайон от разных раскопок на годы вперед. Параллельно строятся детсады, школы, поликлиники, дороги. Есть трудности со стартовыми площадками для новостроек? Как-никак вокруг сложившийся город, жители которого рядом со стройкой ходят на работу, в школу, просто гуляют... Рафик Загрутдинов: Таких сложностей становится все меньше, так как программа реновации, как и планировалось, приобрела уже волновой характер. В частности, на месте 148 ветхих жилых зданий сейчас проектируются новые дома, еще 46 новостроек возводятся, и таких высвободившихся площадок со временем будет становиться все больше. Помогает и активная работа Москвы по комплексному развитию промышленных территорий. Наряду с созданием новых рабочих мест, социальными и культурными объектами мы получили возможность там построить порядка четырех миллионов квадратных метров жилья для реновации. В каких районах жилые дома на таких территориях появятся в ближайшее время? Рафик Загрутдинов: Первый проект реализуется в Зюзине, где на улице Одесской началось освобождение площадки. До 2028 года там планируется построить 140 тысяч квадратных метров жилья. Строятся дома по программе реновации на территории бывшего Черкизовского рынка, а также по соседству с ним в районе Гольяново на Амурской улице. Умные дома, умный сносВласти подчеркивают: все дома, которые строятся по программе реновации, возводятся по индивидуальным проектам. Что же тогда производят ДСК, модернизации которых город добивался в начале 2010-х годов? Рафик Загрутдинов: Проекты индивидуальные, а разные узлы модернизированные заводы теперь выпускают типовые. Например, сантехкабины. Собирать вручную их на стройплощадке очень трудоемко. На заводе это сделать не только быстрее, но и качественнее — в теплом цехе, где почти все механизировано, легче и инженерку правильно смонтировать, и плитку красиво положить. То же самое с лестничными маршами, производством навесных панелей для фасадов. В результате использование укрупненных узлов помогает ускорить реализацию программы реновации.
Все дома, построенные в Москве по реновации, с самого начала были буквально нашпигованы автоматикой и электроникой. Охранными, пожарозащитными, информационными системами, которые передают данные об использовании разных ресурсов. После ухода иностранных компаний из России это оборудование, которое делает дома для москвичей умными и более безопасными, не исчезло из новостроек? Рафик Загрутдинов: Для будущих новоселов ничего не изменилось. Все, что должно быть в их доме, в их квартире, по-прежнему имеется. Первое время после ухода иностранцев в уже начатые дома нужную аппаратуру — контроллеры, датчики, клапаны, а также микросхемы, которые управляют работой всей этой начинки, мы завозили по параллельному импорту. Но время не стоит на месте. Менеджмент ушедших компаний, который остался в стране, создал свои, российские компании. Программисты в них очень сильные. Разработали свои софты, а все железо, микропроцессоры, электронику, необходимую для их программ, завозим из дружественных стран. Как, впрочем, и раньше завозили ушедшие зарубежные компании. В мире нет сейчас страны, которая все сама производит. Но у нас уже есть и полностью российская автоматика. Так что для производителей инженерных систем, можно сказать, открылось окно возможностей. Именно на их продукцию приходится самая большая добавленная стоимость. Стандарты отделки квартир в Москве, как известно, закреплены постановлением правительства Москвы. Оно выпущено пять лет назад. Не пора что-нибудь изменить? Рафик Загрутдинов: С самого начала мы задали такой высокий стандарт отделки, что я даже затрудняюсь сказать, что в нем можно изменить. В отличие от коммерческих жилых домов, в которых новоселы сначала ремонтируют купленные квартиры, из-за чего по полгода, а то и больше, сверлят-долбят стены, в наших домах сразу можно жить. В них все уже на месте: на кухне — электроплита, фартук из плитки и плитка на полу, в ванной и туалете — сантехника и тоже везде плитка, в комнатах — ламинат на полу, светлые обои, которые при желании легко перекрасить. Даже люстры везде висят. Приемке качества отделки уделяется самое большое внимание — она идет на трех-четырех уровнях. Получая такую квартиру, каждый москвич становится богаче, так как она на 30-40 процентов.дороже, чем прежняя, в пятиэтажке. Я напомню: получают участники программы реновации квартиры бесплатно. Но для бюджета столицы они не бесплатные. Поэтому финансовое обеспечение программы и себестоимость строительства квадратного метра жилья по этой программе, конечно же, находятся под особым контролем правительства Москвы. Горожанам нравится планировка? Рафик Загрутдинов: Над ней мы работаем все время. Практически в каждом доме при переселении создаются Центры информирования, куда жители обращаются не только по переезду, но и говорят, что нравится, что не нравится. На основании анализа мнения новоселов мы приняли, например, решение о проектировании домов с универсальной квартирографией, что ускорит стройку без потери качества. Дома в Москве сносят тоже по-умному? Рафик Загрутдинов: Если бы к решению этой проблемы город не подошел системно, представляете, с какой горой мусора после сноса 5175 пятиэтажек пришлось бы разбираться? Что же такое снос по-московски? Каждый дом разбирается по элементам. Стекло, санфаянс, металл, кабели, биоматериалы и так далее — по отдельным контейнерам. Все разобрали и увезли для переработки. Металл, арматуру — на переплавку. Каждая машина вывозит отходы с применением автоматизированного контроля, который был внедрен в Москве в 2020 году. Если кто-то не довезет их до объекта утилизации — не получит денег за вывоз и фактически выполнит для города работу бесплатно, за собственный счет. Благодаря введению в Москве порядка обращения с отходами строительства и сноса теперь никто из отходоперевозчиков не рискует этим заниматься. Опыт московской реновации обсуждался и в стране, Госдума приняла закон, который позволяет развивать ее и другим регионам. Их представители приезжают в Москву поближе познакомиться с ним? Рафик Загрутдинов: Очень многие приезжают! Соседи из Московской области, представители администрации Ульяновска, Фонд устойчивого развития территорий Тюменской области были... Обращались с запросом власти Владивостока. Всем показываем, рассказываем, ничего не скрываем. Готовы помочь всем чем можем.
Строителям вышла прибавкаКак дела с кадрами в отрасли? Их нехватка особенно чувствовалась в пандемию, а после начала специальной военной операции, наверное, стала еще больше? Рафик Загрутдинов: На стройплощадках, которые курирует наш департамент, в этом году, как обычно, заняты примерно 65-70 тысяч строителей. Не хватает тоже, как обычно, 5-8 тысяч. Проблему дефицита решаем за счет повышения производительности труда, укрупненной сборки в заводских условиях. Другой рычаг — рост заработной платы. Мэр в декабре прошлого года принял очень важное решение для нашей отрасли — о дополнительном сверхплановом увеличении заработной платы рабочим-строителям на 5 процентов. Теперь в сметных нормативах она закладывается в среднем более 63 тыс. рублей в месяц. С учетом дополнительных выплат выходит до 75,5 тысячи. Это достойная заработная плата. Она позволяет повысить престижность профессии и привлечь квалифицированные кадры. Расходы, которые город закладывает на строительство объектов, дают возможность нашим подрядчикам создать и достойные условия труда на стройплощадках города, обеспечивать охрану труда, чтобы меньше было несчастных случаев, выдавать спецодежду и обувь, организовывать питание. Специалистов тоже не хватает? Рафик Загрутдинов: Над их подготовкой мы плотно работаем вместе с попечительским советом МГСУ, возглавляет который Марат Шакирзянович Хуснуллин. Я тоже вхожу в состав этого совета. Для студентов вуза общими усилиями мы разработали уникальную программу обучения специальности цифрового инженера ПТО (Прим. — Производственно-технического отдела) — профессии, которой прежде в стране не было. Но такие специалисты очень нужны, так как департамент уже перешел на цифру, вся нормативная и исполнительная документация на каждый объект разрабатывается именно в цифре и потом хранится не на тысячах листов бумаги, а в электронном архиве. 235 студентов последних курсов бакалавриата и магистратуры прошли бесплатный курс этой программы, в ходе которого поближе познакомились с нашим департаментом и его подрядными организациями, освоили новейшие IT-технологии. 76 успешно окончивших трудоустроены в организациях города. Помогает привлечь на стройки молодых специалистов и работа студентов в стройотрядах во время каникул. По своему опыту знаю, что это лучшая возможность познать основы стройки, которой в скором будущем им предстоит управлять. Плюс подработка, которая большинству студентов никогда лишней не бывает. БКЛ готовится к стартуПеред новым годом было заявлено, что строительство Большого кольца метро завершено. Что сейчас происходит на этой линии? Когда сможем поехать по ней? Рафик Загрутдинов: Поедем, как и планировалось, в первом полугодии этого года. Сейчас идет обкатка Большой кольцевой линии. Это один из самых крупных проектов в истории мирового метростроения. Для того, чтобы запустить движение по БКЛ, нужно обкатать действия и работу тысяч людей, огромного количества составов, автоматики, датчиков, контроллеров... От их работы зависят надежность всей системы и безопасность миллионов пассажиров. Даже при открытии небольшой сетевой гостиницы проходит предзапуск, и месяц-два требуется для набора и обучения персонала, на тестирование оборудования и программного обеспечения. При открытии новых объектов метрополитена времени, конечно же, нужно гораздо больше. Строители принимают участие в обкатке? Рафик Загрутдинов: Безусловно. Кольцо запустят целиком или по участкам оставшиеся девять станций? Рафик Загрутдинов: Одновременно поедет все кольцо. А помимо БКЛ, какие еще станции подземки откроются в ближайшее время? Рафик Загрутдинов: В этом году завершим основные строительно-монтажные работы на участке Солнцевской линии со станциями «Пыхтино» и «Внуково». Люблинско-Дмитровская линия дойдет до поселка Северный, построим три станции: «Физтех», «Лианозово» и Яхромскую». В планах у строителей также ввод третьего и четвертого центральных диаметров? Рафик Загрутдинов: Да, наземное метро, как мы называем Московские центральные диаметры, еще один масштабный и очень важный для Москвы и москвичей проект. Реализация его требует больших денег. И в этом году, как и в прошлом, в эту стройку вкладывается по 100 миллиардов рублей. Возможно это стало благодаря тому, что финансируется проект из трех источников — бюджета города Москвы, федерального бюджета, а также «Российских железных дорог». Как известно, МЦД-1 и МЦД-2 были введены в 2019 году. В этом году ведется работа по реконструкции железнодорожной и пассажирской инфраструктуры для запуска МЦД-3 и МЦД-4. В настоящее время обновляется остановочный пункт Крюково, строятся современные городские вокзалы на станциях Ольгино, Поклонная, Кутузовская и Тестовская. Ведутся работы по реконструкции участков Москва-Пассажирская-Курская — Москва-Каланчевская и остановочный пункт Ермакова Роща — Савеловский вокзал. Продолжается строительство третьего и четвертого главных путей Киевского направления железной дороги и реконструкция на этом направлении остановочных пунктов Лесной Городок и Очаково. Задача запустить МЦД-3 и МЦД-4 в этом году — серьезный вызов для строителей, но мы постараемся ее выполнить. На этот год запланировано и окончание супердороги для автомобилистов — Московского скоростного диаметра... Рафик Загрутдинов: МСД — действительно уникальная автодорога, она, пожалуй, даже круче МКАД. Продолжением скоростного диаметра, каких в Москве еще не было, на севере станет федеральная трасса М-11, а на востоке будущая магистраль М-12 Москва-Казань, на юге — федеральная трасса М-2 «Крым» и дорога Солнцево-Бутово-Видное. В настоящее время уже завершено строительство северного участка МСД в пределах МКАД от М-11 до Косинской развязки и в районе Некрасовки от ул. Покровской до Зенинского шоссе, до конца 2023 года будет завершено строительство в районе будущей трассы М-12. Также в 2023 году планируем построить южный участок от примыкающего северного участка до Варшавского шоссе в районе МКАД. Южный участок соединит между собой перегруженные крупные магистрали города, такие как шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо, Рязанский и Волгоградский проспекты, улицу Подольских курсантов, Симферопольское и Варшавское шоссе, а также Солнцево-Бутово- Варшавское шоссе. Когда поедет весь Московский скоростной диаметр, город можно будет пересечь без единого светофора за 40 минут. Дорога в аэропорты Шереметьево и Домодедово сократится на 20-25 минут. Подчеркну: для минимизации движения транзитного иногороднего транспорта эта дорога будет платной. Всего на этот год намечен запуск более 90 километров новых дорог. Какие из них, кроме МСД, наиболее значимые? Рафик Загрутдинов: Прежде всего участок Южной рокады от улицы Марьинский парк до МКАД. Плюс две транспортные развязки на Кольцевой автодороге. Первая, современная, которая придет на смену устаревшей клеверного типа — на пересечении МКАД с улицами Верхние Поля и Капотня. Вторая, тоже уже не справляющаяся с транспортным потоком — на пересечении МКАД с улицей Липецкой. Избавит от пробок автомобилистов и новый Дмитровский путепровод около платформы Петровско-Разумовская. На нем заменят все опоры и пролеты, для машин организуют по четыре полосы движения в каждую сторону, а для пешеходов — удлинят на восемь метров подземный переход на Дмитровском шоссе. Мы выполнили план дорожного строительства в 2022-м, четко двигаемся и по плану 2023 года. Спорт не только в центреВ последнее десятилетие в Москве многое сделано для развития спорта. Построены новые суперсовременные стадионы, ледовые дворцы, дворец водных видов спорта. В прошлом году введен в эксплуатацию функциональный дворец самбо и бокса в Лужниках, по сути дела, два центра под одной крышей. Появляются спортивные объекты и в отдаленных от центра районах. В этом году что-нибудь интересное откроется? Рафик Загрутдинов: Планируем ввести дворец спорта в Некрасовке. Таких объектов в новых развивающихся районах у нас еще было. В нем будут созданы условия для занятий под одной крышей 12 видами спорта: в баскетбольном и волейбольном залах, бассейне, на катке и даже обустроят зону для экстремальных видов спорта. Расположенный в составе транспортно-пересадочного узла он будет очень удобен еще и с точки зрения доступности. В Бибиреве на улице Лескова появится спорткомплекс для училища олимпийского резерва имени Гомельского. Сейчас у его воспитанников есть только учебный корпус-интернат и отдельно стоящая площадка для баскетбольных тренировок. С вводом нового комплекса ребята получат игровой и универсальный тренажерный залы, а также бассейн. Современные, соответствующие всем новым стандартам ФОКи строим в Алтуфьеве, Внукове, Северном Бутове. Все для здоровья москвичейРафик Равилович, недавно в Городской клинической больнице имени Вересаева заработал первый флагманский центр по оказанию экстренной помощи. Это лечебное учреждение нового типа — с вертолетной площадкой, оснащенное всем новейшим оборудованием, необходимым для спасения жизни человека, когда счет идет на минуты. Готов такой центр и в НИИ имени Склифосовского — он примет первых пациентов в марте. На выходе еще четыре? Рафик Загрутдинов: Да, мы строим три из них — для больниц имени Боткина, Филатова и имени Буянова. Они тоже будут введены в строй в этом году. Готовится начать работать и совершенно уникальная новая клиника площадью 75 тысяч квадратных метров для МКНЦ имени Логинова. Введем в строй мы и порядка 10 городских поликлиник по новому московскому стандарту. Объекты, которые мы строим, совершенно разные: дома, метро, дороги, спорткомплексы, поликлиники... Объединяет их главное требование, которое ставит мэр Москвы Сергей Собянин перед строителями: в каждом из них москвичам должно быть комфортно. На дороге человек должен ехать, а не стоять, в поликлинике все должно быть организовано так, чтобы он быстро получил помощь, а не сидел в очереди. Именно о том, как изменится жизнь горожан, а не о квадратных метрах недвижимости и километрах дорог думаем мы, когда вводим в эксплуатацию очередную новостройку. Пройдет совсем немного времени и всем будет казаться, что так было всегда — люди быстро привыкают к хорошему. И это прекрасно. Значит, и наши цифры — ежегодный прирост строительства в городе на 10-15 процентов, чтобы вокруг ни происходило, — это гарантия того, что хорошего день ото дня будет становиться все больше. Визитная карточкаРафику Загрутдинову 47 лет. По образованию он инженер-строитель. Трудовой путь начинал как ведущий специалист по архитектуре и реставрации в Казанском Кремле. Приобрел опыт работы по финансовому оздоровлению и антикризисному управлению промышленными и строительными предприятиями, был в Татарстане замминистра по инвестиционно-финансовой политике. В 2011 году был назначен первым заместителем руководителя департамента строительства Москвы, а в 2020 году, когда Андрей Бочкарев стал заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства, возглавил его. *** Очень здорово, что в Москве так бурно идут строительные процессы. От этого российская столица будет становиться только красивее, комфортнее и лучше. Но было бы также прекрасно, если бы и у регионов появлялись возможности убирать как можно быстрее ветхое и аварийное жилье и переселять в достойные условия людей. Провинциалы ведь ничем не хуже жителей Москвы. На нашем сайте читайте также:
|
|