Ректор Бауманки: зарабатывать по 200 тысяч в месяц выпускнику вуза — реально! |
Мария Агранович, rg.ru |
17 Июля 2022 г. |
Сейчас в разгаре приемная кампания и мы все переживаем за наших внуков. Многие желающие влиться в ряды студентов, конечно, хотели бы состояться в профессии и хорошо зарабатывать. И это, оказывается, реально сразу после диплома. О том, что дает такие возможности, поведал эксперт – ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин. Михаил Валерьевич, в разгаре приемная кампания. Вы сколько человек возьмете в Бауманку на первый курс в этом году? И какие баллы у абитуриентов? Михаил Гордин: Мы принимаем около 4 тысяч человек ежегодно на первый курс. Средний проходной балл в прошлом году был в районе 260. На топовые направления - 280+. Но есть специальности, где проходной и 295, и 300. Вы бакалавриат еще не сокращали? Инженер с дипломом бакалавра экономике страны пригодится? Михаил Гордин: В МГТУ за 4 года готовят на разных направлениях подготовки. Инженерных, в том числе. Правда, немного странно звучит "бакалавр в инженерии", но есть и такое. В будущем наверняка станет больше специалитета и, возможно, сократится бакалавриат. Но и бакалавриат, и магистратура точно останутся. Но когда мы учим инженера-разработчика, четырех лет для подготовки маловато. Болонская система многое "ставила" на академическую мобильность студентов. А как теперь? Михаил Гордин: Мы точно хотим оставить бакалавриат для иностранных студентов. Для них это понятная система. Они получают качественное образование и уезжают домой работать с дипломом, который понятен тамошним работодателям. Магистры тоже охотно едут на наши магистерские программы из-за рубежа. Но мы не хотим ставить академическую мобильность выше требований национальной экономики. Нам нужен специалист, который начнет работать сразу. Поэтому, возможно, появится больше 5-6-летних программ, чтобы на выходе из вуза получался готовый работник. У медиков нет бакалавров, у педагогов тоже нет. Это все специалисты. В инженерии по большому счету тоже должно быть преимущество специалистов. Но все же - кого из инженеров можно подготовить за 4 года? Михаил Гордин: Это редкость. Возможно, инженера эксплуатации, возможно, инженера по одному из направлений в информационных технологиях. Но в целом повторю, чтобы получить фундаментальное инженерное образование, четырех лет мало. К осени будут представлены меры по созданию национальной системы высшего образования. В минобрнауки пообещали рассмотреть все предложения. У вас они есть? Михаил Гордин: Их несколько. Первое. Мы, конечно, хотели бы, чтобы в университетский диплом вернулась квалификация "инженер" вместо безликого "специалист". Сейчас в дипломе пишут так: квалификация "специалист" или "бакалавр", специальность "Информационные системы", например. Нам бы хотелось видеть сразу четкую квалификацию - "инженер-механик", "инженер-системотехник", "инженер-электронщик" и т.д. Хотим, чтобы люди, которые стали инженерами, гордились этим. Второе. Еще мы размышляем над вариантом, когда, поступив на специалитет, студент мог бы через 4 года закончить обучение бакалавром, если вдруг решит, что так ему лучше. И наоборот - с бакалавриата перейти на программу специалитета. Это сложно: придется менять закон об образовании. Сейчас, по идее, поступив на бакалавра, можно потом передумать и перейти "в специалисты" - на другую программу, другую кафедру. Но студент теряет в таком случае отсрочку от армии. Потому что по закону о воинской службе смена программы обучения - это уже новое образование, второе. Третье. Возможность после специалитета заканчивать магистратуру. Например, отучившись 6 лет на инженера-конструктора, решает закончить магистратуру - по смежной специальности. Сегодня многое завязано на технологиях, на новых способах производства, металлообработки, сборки... И у конструкторов часто не хватает знаний, в том числе технологических. Поэтому иногда имеет смысл инженеру-конструктору пойти в магистратуру, чтобы узнать больше о новых аддитивных технологиях. Бауманка вошла в тридцатку вузов, где откроются передовые инженерные школы для магистров. Кого будете готовить? Михаил Гордин: Системных инженеров для ракетно-космической отрасли. Профессионалов, которые могут связать вместе механику, электрику, системную автоматизацию. Такой широкий подход мы не всегда можем дать даже за 6 лет. Но чтобы стать генеральным конструктором, нужно это уметь и знать. Мы здесь работаем вместе с "Роскосмосом".
Получается, это целевая история? В Бауманке всегда было много целевиков - промышленность, оборонка. А сейчас? Михаил Гордин: По специальностям, которые связаны с оборонно-промышленным комплексом, с вооружением, военной техникой целевики занимают практически все места - это наша особенность. Но есть один момент. Когда мы говорим о целевом наборе в вуз, и абитуриенты, и работодатели часто в первую очередь думают о своих гарантиях. Студенту гарантировано рабочее место после диплома, а предприятию - качественно подготовленный сотрудник. Хочется здесь немного перенести фокус на раннюю профориентацию. Важнее в целевом приеме, на мой взгляд, тема раннего вовлечения абитуриента, а потом и студента в деятельность того предприятия, на котором он будет работать. Это и есть ранняя профориентация. Правда, что диплом Бауманки сразу дает выпускнику-айтишнику зарплату в 200 тысяч рублей? На какие специальности поступать? Михаил Гордин: По сути, любая специальность в нашем вузе после 6 лет обучения дает возможность зарабатывать 200 тысяч. Но для этого нужно начать работать не после диплома, а гораздо раньше. И, кстати, 200 тысяч - это средний уровень. Есть и те, кто зарабатывает по полмиллиона, а есть те, кто по 100 тысяч. Вообще, сегодня все, что связано с цифрой", - в топе. У вас на всех направлениях подготовки учат цифре? Михаил Гордин: В целом цифра, "айти" пронизывает практически все специальности. Программная инженерия, информационные технологии, прикладная математика, автоматизированные системы обработки, вычислительные системы... Сколько айтишников готовит Бауманка? Да у нас все айтишники. Без этого сейчас инженеру работать невозможно. Информационные технологии - тот инструмент, без которого современному инженеру никак. Еще об образовании читайте также:
|
|