Притчи |
29 Июля 2013 г. |
Я хочу рассказать о небольших притчах, передаваемых от одного человека к другому, по крупицам собранных когда-то и существующих по ныне. Что же такое притчи? А это особый жанр народного творчества - это источники человеческой мудрости. Через их призму смотрим мы на мир другими глазами, осознаём и пониманием, что всё происходящее вокруг нас имеет другой окрас и другое значение, чем то, что мы позволяем себе воображать и мыслить.
Эти истории соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию. Дают намёк, каким всё должно быть. Притчи – это косвенные намёки, которые проникают в сердце. В библейском понятии притча – это рассказ, взятый из истории или окружающей жизни. И цель её (притчи) запечатлеть духовные или нравственные истины. В Евангелие есть много притч, есть и такие слова: слушать притчу из уст глупца невыносимо. Чтобы правильно понимать притчи, надо знать их цель – ведь она не в точной передаче событий или явлений, а в откровении духовных истин. Читая или слушая притчи, мы сравниваем себя с героями сюжетов и удивляемся. А где же разница между нами и теми людьми, о которых говорится в этих коротких рассказиках? Итак, вот одна из христианских притч. Ленивая вдова Жила женщина в небольшом селении и однажды услышала от людей, что Господь сказал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда – и она перейдёт». Обрадовалась вдова. Во дворе у ней лежала с давних пор большая куча навоза. Но лень было взяться вдове за лопату и убрать все эти завалы. Вдова два месяца молилась и постилась. И, наконец, решила, что исполнилась вера с избытком. Вышла она во двор и приказала навозу перейти в поле. Но гора навоза не шелохнулась. Вдова начала повторять много раз: «Перейди отсюда туда». Но даже трава не шелохнулась, которая во дворе росла. И в досаде вдова снова отправилась спать, но в сердцах сказала: «Так я и думала!». Свой крест Однажды шла по дороге толпа людей. И каждый нёс свой крест на плече. Одному человеку показалось, что у него самый тяжёлый крест. Но он был хитрым, этот человек, – отстал от всех, зашёл в лес и отпилил часть креста. Догнал остальных. Остался очень довольным, что всех обхитрил и пошёл вместе со всеми дальше. И вдруг на пути путникам дорогу перегородила пропасть. Все перекинули свои кресты через края пропасти, и перешли через неё. И только хитрый не смог перебраться. Крест оказался очень коротким. Проросшее семечко Однажды ученики пришли к старцу и спросили: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и очень непрочные они». – Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец. – Доброе семя, что оставленное без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, – ответили ученики. Так поступают люди вместо того, чтобы втайне творить добрые дела, и глубоко в душе растить добрые начатки. Они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры. Наставления восточного мудреца Один мудрец так учил своих учеников. – Люди оскорбляют тремя способами. Например, могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом или сказать, что ты бездарен. Если такое случится с вами, то вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми, бездарными рабами. Самим решать Путешествовали отец с сыном в полуденную жару по пыльным улицам. Отец сидел на осле, сын вёл его за уздечку. – Бедный мальчик, – сказал прохожий. – Как не стыдно отцу смотреть, как ребёнок еле поспевает за ослом, а ты лениво восседаешь, когда мальчишка совсем из сил выбивается. Отец слез с осла и велел сыну сесть на него. А вот навстречу попался другой человек и негодующе сказал: – Как не стыдно! Малый сидит на ослике, как султан, а его старый отец бежит следом. Мальчик огорчился и попросил отца сесть сзади него. А тут заголосила женщина под чадрой. – Люди добрые! Так мучить животное! У животного хребет обвис, а старый и молодой бездельники восседают на нём будто он диван. О несчастное существо! Слезли с осла отец и сын. Едва сделали несколько шагов, как первый же встретившийся на пути человек стал насмехаться над ними. – Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит он никакой пользы и даже никого не везёт! Отец положил руку на плечо сына и сказал: – Чтобы мы ни делали, обязательно найдётся кто-нибудь, кто будет с нами не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать дальше. «Адский огонь» Однажды один юродивый повстречал Гарун аль-Рашида Багдадского. – Откуда идёшь, странник? – спросил правитель. – Из ада, – ответил тот. – Что же ты делал там? – Нужен был огонь, чтобы раскурить трубку, и я решил спросить, не поделятся ли жители ада им со мной. – Ну и как, взял огня, - спросил Гарун аль-Рашид. – Нет. Тамошний царь ответил, что у них нет его. – Ну как же так? – спросил я. Хозяин ада сказал: – Говорю тебе, у нас нет здесь огня, каждый приходит со своим огнём собственным. Выводы делайте сами. Следы на песке Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, что идёт он по песчаному берегу, а рядом с ним Господь. На небе человек видит, как мелькают картины из его жизни, и после каждой он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа. Когда последняя картина из жизни промелькнула перед лицом человека, он оглянулся на следы на песке. И тут увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Сильно опечалился человек и стал спрашивать Господа: – Не ты ли говорил мне, если последую Твоим путём, то ты не оставишь меня. Но заметил я, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе? Господь ответил: – Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге, потому что в те времена я нёс тебя на руках. * * * «Мастерство» Жил когда-то один мудрец, к которому за советом приходили люди. Он выслушивал их, а потом рассказывал им истории. На людей снисходило озарение, и они покидали мудреца с благодарностью. А главное, они успешно решали свои проблемы. Слава о нём шла по всей округе, и множество учеников стремились постичь его мастерство. Но безуспешно. Один из них в очередной раз попросил его: – Высокочтимый мастер, расскажите, как вы находите именно ту историю, которая подходит для каждого, кто к вам обращается? – Хорошо, ответил мастер. – Я расскажу тебе историю. В не столь давние времена большим и сильным государством управлял молодой и отважный правитель Гарун-аль Рашид. Больше всего на свете он любил стрелять из лука и с детства много времени проводил в упражнениях – стрельбе по мишеням. Во всём царстве не было более меткого стрелка. А ещё этот царь любил путешествовать, переодевшись в простую одежду, чтобы не быть узнанным. И вот, как-то ночью, сбившись с пути, он набрёл на постоялый двор. Хозяин двора выразил сожаление, что не сможет поместить его на ночлег, так как все комнаты были заняты, и предложил ему место в просторной конюшне. Путник согласился и проспал всю ночь крепким сном. Когда он проснулся, то при свете утреннего солнца увидел, что все стены конюшни утыканы стрелами. И поразительно! Каждая стрела находилась в центре мишени. Царь обошёл конюшню и оглядел стены – не было ни одного промаха! Этот стрелок явно превосходил его самого в мастерстве стрельбы. Кто же он? Правитель открыл своё инкогнито хозяину и спросил, кто этот мастер, что стрелял по мишеням. «Мастер? – удивился хозяин, – да это пятнадцатилетний мальчик, сын нашего конюха». И к правителю подвели маленького невзрачного подростка. Правитель с почтением обратился к мальчику и попросил его показать своё мастерство. Мальчик взял лук, натянул тетиву и, почти не глядя, выпустил стрелу в стену конюшни. Затем он подошёл к вонзившейся стреле и кусочком мела очертил вокруг неё мишень. Стрела была точно в центре. * * * А эти притчи из романа писателя и журналиста Виктора Лихачёва «Кто услышит коноплянку» Думать надо! Одну деревню наводнение разрушило. Жителей деревни спасают, а один отказывается от помощи и всё твердит: «Меня Бог спасёт». К нему одна лодка подъехала, вторая, третья, а он знай себе талдычит: меня Бог спасёт. И утонул. А на том свете стал претензии к богу предъявлять: мол, чего ж ты не спас меня? Господь ему отвечает: а кто за тобой три лодки посылал, ты не подумал? Каждый из трёх прав На берег водного потока выходят трое. Один говорит: какая огромная река, мне её не переплыть. Придётся поворачивать обратно. Второй обрадовался: надо же, ручеёк! Можно попить водички. А третий ничего не заметил – перед ним расстилалась бескрайняя, безводная саванна. Первый из трёх был муравей, второй – шакал, а третий слон. Зависть и жадность Однажды к святому отцу пришла женщина за помощью. Бросилась в ноги: «Помоги, детей кормить нечем!» Святой отец не был богачом, но протянул женщине двадцать рублей: «Возьми, купи себе корову, прокормишь детишек». Женщина с благодарностью взяла деньги, но подумала, что где же за такие деньги купишь корову. И только вышла от священника, навстречу – мужик гонит корову. Оказалось, ведёт её продавать. «А за сколько продашь?», – спрашивает женщина. Мужик отвечает: «Да хоть за двадцать рублей, чем в город за семнадцать вёрст сейчас идти!» Сладились они. Женщина пришла домой и тотчас вся деревня узнала, что с ней случилось. И одна соседка позавидовала ей, хотя у неё в хозяйстве уже было две коровы. И пошла она к старцу с такой же просьбой, мол, дай денег, кормить детей нечем. Помолчал-помолчал старец, затем достал восемнадцать рублей и сказал: «Возьми, сдашь шкуры от своих двух коров, добавишь эти деньги – и справишь себе коровёнку!» Та удивилась: какие шкуры? Коровы живые –здоровые в стойле стоят, но деньги взяла. А домой пришла, бежит дочь навстречу: «Мама, коровы наши околели». Люди качали головами: наказал Бог за жадность.
|
|