НА КАЛЕНДАРЕ

Нет задачам про мак и разбойников: по каким учебникам будут учиться наши внуки?

Алексей Фёдоров, гл. ред. издательства «Русское слово», lgz.ru   
25 Сентября 2022 г.

В этом году из Федерального перечня исключено 900 учебников, срок действия экспертных заключений по которым превышает пять лет, а из 1200 новых учебников, представленных на экспертизу в связи с введением обновлённых Федеральных образовательных стандартов, допущено к использованию только 327. Ещё 43 отправлено на дополнительное исследование. Что же не устроило Министерство просвещения? Что представляет собой сегодня экспертиза учебной литературы и в чём её отличие от аналогичных процедур в прошлом?

«Ничего личного – только цифры»: что являет собой экспертиза учебников

Около трёх десятилетий назад при Министерстве образования были Федеральные экспертные советы (ФЭС) по каждому из школьных предметов. В качестве заключения эксперт предлагал одно из трёх решений: положительное, отрицательное – и «на рабочую комиссию» (то есть на дополнительное рассмотрение после внесения в книгу необходимых изменений). В ходе заседания совета любой из его членов мог пролистать учебник (он был тут же) и убедиться в справедливости/несправедливости предлагаемого экспертом решения. Заседания были открыты также для издателей и для авторов: они могли, услышав аргументацию, задать вопросы и даже возразить экспертам. Процедура была нервная, но довольно прозрачная: все заинтересованные участники процесса, что называется, смотрели друг другу в глаза.

Затем экспертизу разделили на две основные составляющие: научную и педагогическую. (Возникла ещё и третья – общественная, но она носила и носит, скорее, декоративный характер.) Научной занималась Российская академия наук, педагогической – Российская академия образования. Логично. Для каждой из этих экспертиз были разработаны свои критерии, решения с краткой аргументацией закреплялись на заседаниях президиумов обеих академий и выдавались издателям и авторам. Кто выступал в качестве экспертов – оставалось за кадром.

Всю полноту ответственности за качество учебника брали на себя РАН и РАО. Министерство было простым «оператором»: принимало от издателей документы об успешном прохождении экспертизы и на основании их формировало федеральный перечень. Важный момент: эту экспертизу оплачивали издательства (правда, это отнюдь не означало, что «кто платит, тот и заказывает музыку», – многие линии получали отрицательные заключения, и оспорить эти решения было практически невозможно).

Наконец, совсем недавно процедура экспертизы вновь изменилась. Во-первых, она стала проводиться за бюджетные деньги. Её снова взяло под крыло Министерство просвещения. Оно и выбирает экспертов. Во-вторых, исчезло разделение на научную и педагогическую экспертизу.

Теперь у экспертов есть таблица с определёнными критериями, которую они заполняют баллами от 0 до 3. Если эксперт ставит меньше 3, он должен объяснить – почему. Баллы суммируются, вычисляется среднее арифметическое всех учебников по какому-то предмету. Потом проходит заседание Научно-методического совета (НМС) при министерстве, и те учебники, которые получили меньше среднего арифметического, не рекомендуются к включению в перечень, а те, которые получили больше, – рекомендуются. Как говорится, ничего личного – только цифры. В отдельных случаях назначается дополнительная экспертиза.

Кажется, произошло некоторое возвращение к временам ФЭС. Но это только кажется.

Экспертиза стала абсолютно закрытой процедурой. Издательства и авторы получают лишь готовое решение в виде протокола заседания НМС. Экспертные листы с баллами и замечаниями не предоставляют ни авторам, ни издательствам. Секретны фамилии экспертов, «не пропустивших» тот или иной учебник. Удобно, не правда ли? Никакой ответственности! Напишет какой-нибудь кандидат экономических наук, что учебник по истории под редакцией академика РАН не соответствует современным научным представлениям, – и не будет больше такого учебника!

Судя по всему, такая процедура должна была в том числе минимизировать проблемы и самого Министерства просвещения. Оно в этом случае как бы разводит руками: ну вот такие у нас правила, мы не обязаны отчитываться перед авторами и издателями (не говоря уж про учителей) – за какие прегрешения тот или иной учебник исключён из Федерального перечня. Экспертизу не прошёл. И точка.

Сократить перечень нужно было очень срочно: ведь с 1 сентября вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного образования! Как они вступят в силу, если нет учебников, им соответствующих? Скорострельность экспертов поражает воображение. Согласно Порядку формирования федерального перечня «срок проведения экспертизы учебника не должен превышать... 90 календарных дней с даты поступления заявления». Заявления и материалы от издательств принимались до 29 апреля, а уже в первой половине мая были готовы рецензии!

Меньше двух недель на рецензирование целой линии (а у некоторых экспертов было по две и даже по три линии учебников!). То есть за две недели рецензент должен был внимательно прочитать, изучить, оценить (и аргументировать это) от четырёх до пятнадцати учебников (многие из которых в двух частях)! Перед нами либо круглосуточный трудовой подвиг (в отдельных случаях его исключать нельзя), либо профанация вместо экспертизы.

Экспертизу можно сделать быстро, когда точно знаешь, какой результат от тебя ждут. И тогда просто ставишь высшие баллы «победителю», не заглядывая в учебник, либо выбираешь, к чему придраться, – и понижаешь баллы «проигравшему». Но в такой системе координат на самом деле нет победителей и проигравших в строгом смысле слов – ибо игры, то есть состязания, реального честного соревнования, и не было вовсе!

А теперь самое интересное. По чьей-то «неосторожности» в интернете оказалась ссылка на облачное хранилище экспертных заключений по всем учебникам. Совсем ненадолго – на пару дней. Но этого времени хватило, чтобы убедиться на конкретных примерах: увы, профанация. Даже халтура. А в некоторых случаях кое-что и похуже.

Например, одному учебнику по географии были снижены баллы за то, что в комплекте отсутствуют атласы и рабочие тетради. А они в комплекте (у издательства) есть, просто на экспертизу они не подаются – в министерство поступают только печатная и электронная формы учебника, а также методическое пособие. То есть эксперт снизил баллы за соблюдение установленного порядка экспертизы!

К учебникам по литературе предъявлена претензия в том, что иллюстративный материал практически отсутствует, хотя эти учебники едва ли не самые красочные и богатые по иллюстративному ряду среди всех современных линий (в среднем одно изображение на две-три страницы).

Учебнику по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения снижены баллы за упоминание и изображение матрёшки – как архаичного и непонятного, по мнению эксперта, предмета.

В учебнике по основам религиозных культур и светской этики эксперт рассмотрел нарушение моральных норм в абсолютно целомудренном платье венчающейся в храме девушки.

В учебнике по математике для начальной школы, по мнению эксперта, недопустимы задачи, в которых действуют разбойники (Рони, дочь разбойника, Робин Гуд). Учебник по биологии (раздел «Ботаника») не должен, как считает эксперт, содержать упоминания о маке – это якобы скрытая пропаганда наркотиков! Даже странно, что за фотографию мухоморов дополнительно не снижены баллы – видимо, от недостатка бдительности...

Все примеры – из рецензий на учебники издательства «Русское слово», которое оказалось адресно, «высокоточно» уничтожено в процессе такой экспертизы. Да, эта заметка родилась из личной боли главного редактора «Русского слова», обескураженного и возмущённого несправедливостью. Но проблема ведь гораздо шире, и касается она не только судьбы конкретного издательства. Не прошли в перечень и многие современные учебники издательства «Просвещение», а рекомендованы, как правило, учебники катастрофически старые, создававшиеся ещё в 90-е годы. Стоило для этого обновлять ФГОС?

***

Учебники открывают школярам разные науки. И от того, что в этих книгах и как подано, зависит качество образования детей. В реалиях современные школьные книги, не все, конечно, но есть, не идеальны. В них встречаются ошибки разного рода, тексты заданий могут вызвать неудоумение. Иногда правила и задания из русского языка, например, некоторые педагоги начальной школы берут из советских учебников. Там лучше изложено? «Домашка» толковее? Что с современными книжками здесь не так? Это все школьная «кухня». А мамы и папы и бабушки с дедушками, которые со своей стороны следят за успехами школяра, наверное, и не будут никогда вникать, как же проводится экспертиза учебников, но точно хотели бы, чтобы их ученик изучал науки по книгам с грамотными, понятными и структурированными материалами, чтобы после прочтения не образовывалась в его голове каша, а, наоборот, делался твердый и уверенный шаг к освоению предусмотренных программой дисциплин.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!