НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Неприкасаемых нет?

15 Ноября 2013 г.

alt

Во власти и обществе продолжают обсуждать недавние увольнения чиновников, представивших недостоверные декларации о доходах, сообщает "Российская Газета".

Напомним, после проверок 1,5 миллиона деклараций, поданных за прошлый год, уволены 200 госслужащих всех уровней власти. Среди них - восемь высокопоставленных, в том числе два генерала минобороны и заместитель главы Рособоронзаказа. Эти чиновники не указывали счета на несколько десятков миллионов рублей или "забывали" задекларировать недвижимость. "С трудом могу себе представить, как человек может забыть, что у него есть дом", - сказал журналистам глава президентской администрации Сергей Иванов. Он же сообщил, что нередко сами чиновники информируют органы власти о потенциальном конфликте интересов или о попытках дать им взятку. В этом году поступило 2,5 тысячи таких заявлений, по результатам проверок возбуждено 835 уголовных дел и привлечены к ответственности 311 человек. Сергей Иванов заверил, что антикоррупционные проверки будут продолжены: "Здесь неприкасаемых нет и быть не может, и компромиссов здесь никаких не будет".

Расхождения реальных доходов с задекларированными время от времени обнаруживаются. Но эти расхождения носят обычно формальный характер и редко кого изобличают в незаконном обогащении. По данным Левада-Центра, 70 процентов россиян не доверяют сведениям о доходах и имуществе, публикуемых госслужащими. Почти 80 процентов опрошенных убеждены, что чиновники декларируют далеко не все; что обнародованные цифры, и без того потрясающие воображение обывателя, отражают лишь мизерную долю реального богатства. А с другой стороны - тоже по данным опросов - граждане уже не очень интересуются, сколько зарабатывают большие начальники. Считать деньги в чьих-то широких карманах - казалось, нет для российского обывателя удовольствия слаще. Вроде так и должно быть: чем выше неуклонно растущее благосостояние правящего сословия, тем острее внимание масс к имуществу и доходам славных его представителей. Но нет, тут зависимость получилась обратная. И, мне кажется, вот почему: материальный достаток важных персон таков, что просто не укладывается в голове российского обывателя.

Почему же многие не желают знать, сколько за год заработал тот или иной министр или глава региона? Первая причина - "отсутствие интереса к чужим доходам" (34 процента). Вторая - априорное недоверие к предоставленной информации (29 процентов). "Ничего удивительного в этом нет, - говорит глава ВЦИОМ Валерий Федоров. - В обществе сложилась презумпция виновности чиновников".

Отдельный сюжет - подарки чиновникам. Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. И вот введены законодательные ограничения: все "протокольные" подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаны недопустимыми. На умеренность принимающей подношения стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью.

Насколько решительной окажется власть в дальнейших попытках пресечь незаконное обогащение отдельных своих представителей? Об этом общество сможет судить по тому, будут ли применяться санкции к нарушителям закона о контроле над расходами чиновников. Такой закон был принят год назад. Он предполагает декларирование крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций. Госслужащий обязан предоставлять сведения обо всех расходах, превышающих общий доход его или его супруги по основному месту работы за три года до заключения сделки. Представлять декларацию о расходах должен каждый госслужащий и каждый чиновник независимо от их ранга. Если в ходе проверки обнаружится дисбаланс между приходным и расходным "ордерами", от чиновника потребуют объяснить, откуда он взял средства, а суд будет вправе обратить в доход государства незаконно приобретенную собственность.

Контроль над расходами совершенно необходим, как это заведено, например, в США, Финляндии и даже в Мексике. Не проработав в бизнесе ни дня, многие российские чиновники, депутаты тратят сотни тысяч долларов в месяц, демонстрируя недоступные российскому большинству стандарты потребления. Несоответствие официальных доходов госслужащего тому образу жизни, который он ведет, давно никого не удивляет. Потому-то и теряется интерес к материальному положению чиновников. Хотя сама потребность общества в такой информации этим не отменяется. Недаром 57 процентов респондентов, даже не очень доверяя опубликованным данным, на вопрос, надо ли дальше их публиковать, твердо ответили: надо! Но это имеет смысл лишь тогда, когда контролируются и расходы, а обнаруженные несоответствия тоже становятся достоянием гласности.

Ясно, что декларации о расходах тоже должны быть проверены. Нет сомнений и в том, что по итогам проверок у кого-то обнаружится разительный дисбаланс между потраченным и заработанным.

Способен ли контроль над расходами госчиновников стать действенным антикоррупционным механизмом? Вероятно, способен. При одном обязательном условии - если декларации о потраченном будут проверяться. Боясь показаться наивным, добавлю: для приведения чиновников в чувство вполне хватило бы и деклараций о доходах. При том же условии - если бы все они неукоснительно проверялись.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!