НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Над пропастью в «Кижах»

02 Октября 2015 г.

pravosl 22

Помните летний скандал, когда руководить чисто светским памятником — музеем «Херсонес Таврический» — был послан не археолог-профессионал, а настоятель тамошнего собора? Тогда дружные протесты в обществе и прессе привели к отмене явно ошибочного решения губернатора Севастополя и переходу объекта в федеральное подчинение. Светскость победила, и есть основания полагать, что это к лучшему.

Но вот обратный пример. В 2013‑м директором музея-заповедника «Кижи», входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, был назначен, вопреки мнению общественников, бывший глава Карелии Андрей Нелидов. Нынче он задержан и заключен под стражу по подозрению в особо крупном взяточничестве.

В воображаемом споре о церкви и музеях, который ведут «антиклерикалы», жадным «хапугам в рясах» неизменно противостоят благородные рыцари науки с дипломами искусствоведов, спасающие иконы от верующих, а стены храмов — от свечной копоти. Реальность зачастую сильно отличается от этой вымышленной картины. Значительную часть того, что не успели «захватить попы», попросту заглатывают и разжевывают чиновники-казнокрады. Церковное покровительство — не во всех случаях, но довольно часто — оказывается единственным способом защитить памятники архитектуры и старинного искусства от коррумпированных вандалов.

Этим летом я разговаривал в Переславле-Залесском с одним священником — он показывал уютный и неуклонно украшаемый храм с едва оштукатуренным шатром. Мы обсуждали наилучшую иконописную программу. Потом он с гордостью сказал: «А иконостас у нас будет не деревянный, а фресковый, напишем прямо на стенах алтарной преграды». Я искренне восхитился такой интересной идеей, встречающейся в наших храмах довольно редко, и уже заранее могу предсказать, что этот иконостас станет настоящим культурным памятником.

Затем батюшка пожаловался, что хотел бы забрать в церковное ведение соседний разваливающийся старинный дом, отремонтировать его и разместить там приходскую школу, библиотеку и много других полезных учреждений, но опасается, что перехватят какие-нибудь ушлые бизнесмены «под снос». Или чиновники не отдадут просто из страха перед антицерковной кампанейщиной.

Я согласился с его беспокойством. Но подумалось: а для кого он старается? Уж точно не для себя. Наша церковная структура устроена так, что, вопреки мифам о «попах на «мерседесах», практически исключает значительное личное стяжательство.

Наши священники (хорошо это или плохо — отдельный вопрос) организованы как нечто среднее между монашеским орденом и кочевой ордой: служишь ты на одном месте тридцать лет или три года, должен быть готов к тому, чтобы по первому же распоряжению архиерея или синода отправиться на другой приход или в другую епархию.

Было время, когда существовала практика (надеюсь, сейчас от нее отказались), когда самого энергичного священника намеренно перекидывали туда-сюда для подъема храмов. Поднял стены и кресты, покрыл купола, и — пора в путь-дорогу к следующим руинам, а твое дело достанется тому, кто умеет только сохранять, а не строить. При таком образе жизни я, будь священником, тоже вкладывал бы личные средства не в дом, а в «мерседес».

При всей несправедливости такой практики одно несомненно: «строители в рясах» стараются не для себя. Когда то или иное достояние переходит к Церкви, обычно оно попадает в руки неравнодушных людей, которые хотят его сберечь, сделать лучше и посвятить Богу. Они «стяжают» в пользу Бога и прихожан, в конечном счете — в пользу всех нас, включая самых закоренелых атеистов, но никак не в свою собственную.

Достаточно взглянуть на большие и малые монастыри, которыми за последние десятилетия покрылась Русь. Это реальные уголки рая посреди нашего суетливого мира. Всюду цветы, огороды, изящно и с выдумкой украшенная территория. В них хочется бывать снова и снова. Просто, чтобы вырваться из застящего глаза марева «мирского». Все светские здания с таким же уровнем ухоженности и уюта находятся в частных руках, вход в них перекрыт двухметровыми амбалами. Но наш обыватель все равно жалуется на тихих монастырских привратников, когда они просят покрыть голову платком и не гулять по территории в шортах...

В научной экономике играет важную роль понятие «накопление». То есть направление прибыли на наращивание капитала, движимого и недвижимого имущества. Оно имеет не только частное, но и общественное значение: чем больший капитал аккумулирует общество, тем мощнее будут его ресурсы для экономического и культурного роста. После того чудовищного «дефолта», который пережил церковный капитал в ходе большевистской революции и атеистического террора, сегодня Церковь вновь превратилась в наиболее эффективного собственника. Она не расточает, а собирает. Не вывозит капиталы в оффшор, а обращает их в золото куполов и красоту икон, в прекрасные библиотеки и в подсобные хозяйства, где выпекается вкуснейший хлеб.

Мне возразят, что сокровище Церкви не на земле, а на Небе. Соглашусь. Но кому вы скорее доверите свои деньги — тому, чье сокровище на Небесах, или тому, кто смотрит на вас, как на барана для стрижки, с целью пополнения личного шубохранилища? Можно привести сколько угодно случаев расхищения и разбазаривания общественного достояния чиновниками, но примеров того, чтобы пришли «церковники» и разрушили, а не восстановили, попросту нет. Купола в России кроют золотом, чтобы лиходей его не украл.

Разумеется, это не значит, что нужно отдавать Церкви абсолютно все, не рассуждая. Для обеспечения сохранности многих культурных объектов и предметов у Церкви просто нет квалифицированных специалистов. Музеи, если они не являются, как Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, «музеями самих себя», должны таковыми и оставаться. Но все храмы, возведенные нашими предками как дома Божии, нужно вернуть без разговоров. Включая тот же Исаакий.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!