НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Куда ведут реформы?

07 Августа 2013 г.

alt

Вот уже двадцать лет, как не утихают страсти вокруг обсуждения образовательных реформ. Очень часто участники дискуссий сравнивали состояние нашего среднего и высшего образования на каждом из временных отрезков прошедшего двадцатилетия с уровнем образования в СССР, которое практически безоговорочно оценивалось как образцово-показательное. Было время, когда в результате споров ломались не только перья, но и карьеры и, даже, судьбы. Единого мнения или хотя бы консенсуса в этих пересудах достигнуто не было. Тем более, не были вскрыты причины неудержимого падения качества образования на всех уровнях, несмотря на то, что методик и подходов к повышению этого самого качества было несчётное множество. ЕГЭ – единый государственный экзамен - явился вполне законорождённым продуктом реформы российского образования. Сама идея, процедура ЕГЭ и его методы были, как обычно, позаимствованы у зарубежных школ.

Введение такого экзамена явилось вынужденной мерой, поскольку система контроля знаний выпускников всех уровней образования превратилась в профанацию чистой воды. Негласная соревновательность школ, гимназий и лицеев, особенно авторских образовательных программ, привела вначале к снижению уровня преподавания, а затем и к снижению требовательности учителей.

 

Я выдвигаю версию, которая прежде не звучала, но, на мой взгляд, объясняет современное плачевное состояние массового образования. Корни разрушения прежней системы в том, что в желании обеспечить «счастливое детство» школярам многочисленный учительский корпус экстраполировал детсадовское «сюсюканье» на всю среднюю школу, в том числе и на старшеклассников, по возрасту «женихов» и «невест». Повальное снижение требовательности к выполнению любых заданий обернулось безответственностью учеников и, как результат, затянувшейся инфантильностью. На языке учителей они – дети, дети – закрепилось и в сознании. К старшеклассникам следует относиться как к взрослым и требовать с них как от взрослых.

Учителя делают вид, что учат, а школьники делают вид, что учатся. При этом, ни родители, ни учителя и, тем более, школьники, не препятствуют друг другу играть в поддавки. Продолжается вселенский обман – использование шпаргалок. Шпаргалки окончательно убили приоритет знания. Шпаргалки создали у школьников и учителей иллюзию знания. Производство шпаргалок стало широко разветвлённой индустрией, особенную «заботу» их производители и распространители проявляют по отношению к студентам. Шпаргалочное образование – это дырка от бублика.

На моей памяти авторитет учителя был подорван и растоптан. Мои родители были учителями в средней школе. Девальвация учительского звания началась в послевоенные годы, когда на места погибших учителей пришли женщины. Учитель – это носитель не только глубоких специальных знаний, но и человек твёрдых принципов. Далеко не всякая женщина-учитель может гордиться сочетанием названных качеств.

Затем, в брежневские времена, отрицательную роль в развитии всего общества сыграло искусственное превознесение авторитета ветеранов войны. Они подолгу, порой пожизненно, занимали руководящие посты на всех уровнях и в разных отраслях. Часто, не имея специальных знаний и соответствующего опыта, они принимали ошибочные решения, исправление которых и, тем более, их критика, не допускались и жёстко карались. От них пошло расхожее оскорбление: «Умный что-ли? Самый умный? Кого учить вздумал? Не учи учёного!».

Молодые парни – выпускники университетов и педвузов, не видя перспектив карьерного роста на учительском поприще, уходили в другие сферы. Начался активный отток мозгов из учительства в основном во властные структуры, на комсомольскую и партийную работу. Желание «сеять доброе, вечное» забывалось такими кадрами при попадании в номенклатуру. Перестроечные денежные реформы «съели» и без того нежирную зарплату учителя, которая оказалась полтора-два десятка лет назад невыносимо скудной. Потомственных, династийных учителей – мужчин в школах не осталось, а начавшаяся школьная реформа ещё более усугубила плачевное состояние русского учителя – педагога и воспитателя.

Следует сказать, что даже самый высокообразованный человек, попав в практически первобытные джунгли, вынужден будет не создавать культурные ценности, а заботиться о собственном выживании. Если же он окажется там, в группе людей, которые стоят значительно ниже его по уровню развития, то у него остаётся не очень много шансов вновь возродить весь комплекс утраченных знаний.

Мы хорошо знаем, что достаточно потерять основных носителей знания – интеллектуальную элиту (учителей, писателей, учёных), как общество – сначала незаметно, но со временем всё стремительнее духовно деградирует до первобытного уровня.

Не последнюю роль в разрушении системы передачи знаний «учитель>знания>ученик» сыграли конечно сами ученики, особенно те из них, которые не получили в семье того доброго и вечного, чем следовало заполнить вакуум сознания в первые школьные годы. Но прочно засело осознание того, что фрагменты дерзости, которые детишки позволяли себе, проходили безнаказанно. Помните повальное увлечение молодых мамочек печатной продукцией переведённого на русский язык американского доктора Бенджамина Спока? Основой его педагогики являлась догма: ребёнок – зрелая личность, её нельзя унижать ни рукоприкладством, ни ремнём. Позже мы узнали, что эта чепуха было лишь ловким маркетинговым ходом. Его книжка в СССР претерпела несколько изданий, а ему самому было наплевать на последствия его педагогики. Сам-то он в своей семье был предельно авторитарен и ремень не убирал в чулан. А может быть, ему было не наплевать? Может быть, его заведомо ложный постулат был направлен на дискредитацию традиционного русского воспитания с далеко идущими идеологическими целями?

Что ж, сегодня мы можем констатировать – у Бена Спока получилось! Вчерашние недотроги выросли эгоистами, которые ни во что не ставят семейные ценности, общественные интересы и общественную мораль. Они не сформировались ни как личности, ни как люди, достойные уважения. Они выросли безвольными, физически слабыми, безответственными и аморальными.

Люди заслуживают общественного признания своими делами и поступками. Приверженцы воровской романтики, не получив признания, сами добиваются уважения иным путём; сбиваются в стаи, насаждают подросткам своих кумиров, на каждом шагу нарушают общественный порядок. Это результат глубокой деградации сегодняшнего социума и, как следствие, образования.

Читатель может возразить: «Мой ребёнок не такой!». Да, он был не таким, пока не попал под влияние одноклассников-неучей, а для подростков авторитет улицы практически всегда выше авторитета семьи. Проводя массу времени в дворовой компании, дети попадали в цейтнот при подготовке к урокам и шли на различные ухищрения, чтобы не нахватать «двоек», не огорчить родителя, который судит о способностях родного чада по отметкам в дневнике.

Тем не менее, необходимость сдавать единый экзамен продиктована навязанным родителями желанием учиться в ВУЗе. Да-да, к сожалению часто именно не получить высшее образование, а в течение пяти лет числиться студентом. Быть может для того, чтобы снизить сроки иждивения на бюджете, и был введён министерством бакалавриат. Выдерживаешь ЕГЭ и убиваешь двух зайцев: отчитываешься перед родителями, что знания в объёме средней школы тобой усвоены, и набираешь баллы, необходимые для зачисления в ВУЗ.

Сейчас в Иркутске нет Вузов, которые не принимали бы абитуриентов на контрактной основе. Подавляющее большинство выпускников школ нацелено именно на контрактное высшее образование, поскольку бюджетное считают заведомо недосягаемым. Но странно – появился устойчивый стереотип, что престиж ВУЗа или Специальности заведомо определяется стоимостью контракта. Чем дороже Вуз, тем он престижнее. Приходя к нам в Академию, абитуриенты заведомо знают, что им придётся выслушать насмешки и укоры сверстников на предмет неплатежеспособности или бедности. Выдержать такой психологический прессинг под силу только мужественным людям. Вся школьная подготовка – это подготовка потребителей и признать себя бедняком в классе – это значит записаться в изгои. Отсюда можно делать выводы о престижности наших Вузов и специальностей. Наш ректор САПЭУ стоит на перспективной позиции – «Высшее образование должно быть доступным».

В школах перестали учить чему-то, кроме успешной сдачи единого экзамена. Но в бесчестной стране, которая по коррумпированности подходит к концу второй сотни в мире и сравнялась с Верхней Вольтой, не может быть много честных людей. Процесс «натаскивания» на сдачу «единого» обрастает всё более изощрёнными технологиями. В 2013 году сдача ЕГЭ была признана на всероссийском уровне самой скандальной. Вначале точные ключи на тестовые задания оказались в сети. Затем выборочные проверки высокобалльных (от 80 и выше) и стобалльных работ показали, что сотрудники региональных экзаменационных комиссий завысили оценки на 4 и более баллов в 11% работ, а завышение на 1–3 балла были найдены в 45% экзаменационных ответов. В общей сложности недостатки в выполнении экзаменационных заданий были отмечены в 77% работ ЕГЭ. В последние годы Рособрнадзор идёт на упрощение процедуры – снижается число тестовых заданий, снижается минимальный тестовый балл и добавляется время для письменных экзаменов, но «героика» ЕГЭ такова – в 2012 году из числа сдававших ЕГЭ по всей стране (804 000 – 828 000 школьников) по двум предметам набрали 200 баллов только 129 человек. 100 баллов по математике получили 54 выпускника (0,01%), а 5,5% не набрали минимального количества баллов. С литературой, физикой, биологией, обществознанием и историей результаты такие же плачевные.

И всё же единый экзамен в нашей большой стране необходим. Работники Рособрнадзора оптимизируют процедуру экзамена, по возможности снизят роль региональных экзаменационных комиссий, заинтересованных в положительном итоге, ужесточат юридическую ответственность за нарушения правил и дело пойдёт. Может статься, что посредством единого экзамена у школьников и учителей воспитается элементарная честность и профессиональное отношение к своему делу.

Необходимо приучить наших школьников выполнять тестовые задания по окончании темы, курса, дисциплины, четверти, полугодия и, наконец, школы. Выполнение тестовых заданий станет обыденностью. Не будет страха, не будет разговоров о стрессе. Тестировать можно и творческие задания, но всё же, на мой взгляд, такие дисциплины как русская литература, обществознание и, возможно, история, надо экзаменовать, наряду с формализованным подходом, выдачей индивидуальных творческих заданий.

Сегодняшние абитуриенты приходят в ВУЗ неподготовленными к прослушиванию и записи лекций. Вместо самописок в руках крутят смартфоны – фетиши гламурной реальности. Учатся, перекатываясь на «тройках» с курса на курс. Мы вынуждены учить их учиться, появляются завязи плодов нашей учёбы, но выполнение студентами квалификационной работы это уже сбор урожая.

Проходит какое-то время, вчерашние выпускники вузов начинают понимать, что в студенческие годы, оказавшись в круговерти бесшабашного времяпрепровождения, относились к получению образования весьма поверхностно. Реалии сегодняшнего дня требуют постоянного пополнения знаний. В стране набирает качество перманентное, непрерывное образование. Очень часто оно звучит как дополнительное образование, а запредельной образованности не бывает. Если вы сегодня в чём-то отстали, например, в получении и осмысливании свежей информации, то завтра вы уже не наверстаете упущенное – оно захлебнётся под валом новой информации.

  • Расскажите об этом своим друзьям!