ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Куда обращаться в случае сомнений в начисленном за отопление

Александра Медведева, Евгений Круглов, pnp.ru   
07 Февраля 2023 г.
Изменить размер шрифта

Тарифы на услуги ЖКХ повышаются постоянно. И, конечно, корректность начисления платежей – волнующий граждан вопрос. Ведь очень большие суммы приходится выкладывать из личного или семейного бюджета, особенно в отопительный сезон – зимой. А что делать потребителям, если в том, сколько им вменили платить, они сомневаются?

Куда обращаться в случае сомнений в начисленном за отопление

Депутат петербургского Заксобрания Алексей Цивилев, разбирая жалобы жильцов курируемой им территории, обратил внимание на завышенные в 1,5-2 раза относительно норматива суммы за отопление в квитанциях от ресурсоснабжающих организаций и обратился сначала в жилищный комитет, а затем и в прокуратуру города.

Такие разные хрущевки

Депутат Алексей Цивилев просит прокуратуру проверить корректность начислений платы за отопление в некоторых домах Петербурга. Обратившиеся к нему жители, преимущественно хрущевок, возмущены, что, например, за декабрь 2022 года они должны платить почти по 4 тысячи рублей за тепло в квартирах площадью в 41 квадратный метр. А при большей площади суммы доходят до шести тысяч рублей в месяц. Это существенно больше, чем в ноябре, хотя температурная разница была незначительной, а в квартирах особо жарко и не было.

Изучив вопрос, он обнаружил, что показания расхода тепла в квартирах серьезно превышают норматив. Хотя убежден, что фактические данные не могут отличаться от нормативных в 1,5-2 раза. Так, в одном доме норма потребления 0,0208 гигакалорий на квартиру. А объем потребления подсчитан в 1,63591 гигакалорий. В итоге плата, которая по нормативу составила бы чуть меньше 1,4 тысячи рублей за месяц, в квитанции от ресурсоснабжающей организации отображена в 3,4 тысячи.

В жилищном комитете депутату на его обращение зампред ведомства Роман Канивцов пояснил, что фактический объем потребления зависит от материала стен, конструкции крыши, объема жилых помещений, износа сетей и прочих обстоятельств. А повышение платы за отопление связано с увеличением с 1 декабря тарифа и ростом расхода тепловой энергии в связи с похолоданием — в ноябре 2022 года средняя температура составила 0,5 градуса, а в декабре — минус 3,2 градуса. И предложил, если у жителей есть сомнения в корректности работы приборов учета и правильности начислений, обратиться в Государственную жилищную инспекцию. В то же время пообещал направить запрос в комитет по энергетике, чтобы рассмотреть вопрос повышения размера платы по счетам ресурсоснабжающих организаций.

Звучит убедительно, но в другом точно таком же доме того же петербургского микрорайона в квартире площадью 42 квадратных метра, например, плата за отопление составила всего 1,7 тысячи рублей.

«В отличие от электричества и воды, жильцы редко могут проверить корректность показаний приборов учета по теплу. Они установлены в закрытых подвальных помещениях. И, как это и было в случае с обратившимися ко мне гражданами, управляющая компания просто не дает им доступа. Поэтому и необходимо вмешательство прокуратуры», — пояснил Цивилев.

Единые квитанции

Отопление традиционно является самой дорогой строчкой в счетах за коммуналку, если только не происходит серьезного расхода электричества. Но обострение скачков по оплате в этом году совпало с еще одной петербургской реформой.

До конца года все коммунальные услуги переведут на одну квитанцию вместо нескольких. Работать с потребителями теперь будет новый единый городской расчетный центр, объединивший ВЦКП с ЕИРЦ «Петроэлектросбыт». До перевода, который будет происходить постепенно, жильцы будут получать белую и розовую квитанции. В них, помимо суммы долгов и полной расшифровки, будут отражены показания счетчиков отопления, электричества, горячей и холодной воды.

До запуска реформы в Смольном подсчитали, что на рынке ЖКХ Петербурга действует 556 управляющих организаций, 2079 товариществ собственников жилья и 1586 жилищных кооперативов. ВЦКП, которая обслуживала две трети всего жилого фонда города, имела дело с 1,3 миллиона лицевых счетов, у Петроэлектросбыта было 2,5 миллиона лицевых счетов.

Параллельно в Смольном запустили онлайн-калькулятор, по которому, введя данные со своей квитанции, можно проверить корректность начисления платы. Но одно дело умножить тариф на указанную цифру потребленного тепла — обычно в квитанциях произведение указывается корректно. А проверить, честно ли компания обозначила показания, на основании которых провела расчеты, онлайн-калькулятором не установить.

Попробуй разберись

Зампред Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Светлана Разворотнева в разговоре с «Парламентской газетой» согласилась, что иногда разобраться в начислениях чрезвычайно сложно. Большинство домов оснащено общедомовыми приборами учета, и оплата осуществляется по их показаниям. При этом не все управляющие компании следят за соблюдением температурного режима и графика. Иногда в квартире бывает очень жарко, указала парламентарий.

«В правиле предоставления коммунальных услуг говорится, что в квартире не должно быть ниже 18 градусов, а в угловых комнатах ниже 21 градуса. Санитарными нормами отмечено, что в доме не должно быть жарче 23 градусов», — добавила Светлана Разворотнева.

Жильцы домов могут каждый день составлять акты о нарушении санитарных норм и требовать перерасчета, но это происходит крайне редко. Обычно управляющие компании должны следить за соблюдением температурного графика, но они этого не делают. И это означает, что все тепло, которое пришло в дом, должно быть оплачено, предупредила депутат.

«Можно обращаться в Государственную жилищную инспекцию, другие организации, но если общедомовым прибором будет установлено, сколько тепла пришло в дом, то столько жильцы должны будут оплатить», — сказала парламентарий.

Единственное, что остается делать жильцам, особенно в случаях перетопов — собираться на собрания, принимать решения о проведении энергоэффективных мероприятий.

«Необязательно проводить его за свои деньги. Можно обратиться в энергосервисную компанию. Например, где-то достаточно поставить аппаратуру погодного регулирования. Тогда в дом будет поступать столько тепла, сколько надо, и оно будет соответствовать показаниям этого аппарата», — рассказала Разворотнева.

Депутат также напомнила, что жители большинства российских регионов производят оплату тепла «по одной двенадцатой»: «То есть берутся показания предыдущего года. Они делятся на 12. Эту сумму платят жильцы в течение года. Если текущий год оказался теплее, то коммунальщики сумму должны уменьшить. Но они ее уменьшают не возвратом, а сокращением платежа на следующий год. Если год был более холодным, то начисляют сверху», — пояснила депутат.

***

Редко, кто может похвастаться, что разбирается в платежках от коммунальщиков. А нужно, потому что суммы выставляются значительные, и год от года они становятся только выше. И куда обращаться, если вдруг возникло подозрение, что начислено больше, тоже потребителям стоит знать. Деньги ведь не лишние, особенно в нынешние непростые времена. И коммунальщики, глядишь, станут поответственнее.

На нашем сайте читайте также:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!