Куда обращаться, если бытовая техника из-за скачка напряжения вышла из строя? |
Валерий Филоненко, pnp.ru |
29 Ноября 2022 г. |
Куда же россиянам обращаться за помощью, если в квартире то и дело мерцают лампочки или вышла из строя техника из-за перепада напряжения? Чтобы в России заработал закон, предусматривающий ответственность поставщиков электроэнергии за ее качество перед потребителями, нужно точно прописать в подзаконных актах требования к показателям пригодности поставляемых киловатт. Для этого Минэнерго планирует ввести в правовое поле понятие «качество электроэнергии». Главное — это частотаДо принятия в июне этого года поправок в Закон «Об электроэнергетике» (№ 174-ФЗ) норма об ответственности организаций, поставляющих электроэнергию, за ее качество перед потребителями отсутствовала. Да и сами вопросы качества электричества регламентированы не были, а требования к добротности поставляемых киловатт ограничивались отсылочными нормами к техническим регламентам, которые такие требования не содержат. Единственным документом, определяющим какие-либо нормативы качества электроэнергии, до настоящего времени оставался ГОСТ 32144-2013, в том числе устанавливающий допустимое десятипроцентное отклонение в напряжении как выше, так и ниже 220 вольт. Однако документ этот добровольного применения и требует уже давно пересмотра с учетом произошедших за последние годы изменений в нормативном и техническом регулировании энергосистем страны. Чтобы июньские изменения заработали полноценно, необходимы подзаконные акты, в которых устранялась бы очевидная правовая лакуна. Помимо самого понятия «качество электрической энергии» в проекте приказа Минэнерго предлагает нормативно закрепить показатели качества электричества в Единой энергетической системе (ЕЭС). Речь идет о технологически изолированных электроэнергетических системах, а также системах электроснабжения общего назначения, предназначенных для снабжения электричеством различных потребителей с частотой переменного тока 50 Гц на территориях, технологически не связанных с ЕЭС. Также в проекте приказа обозначаются параметры показателей, характеризующие качество электрической энергии и ее соответствие требованиям к частоте и напряжению, утвержденным кабмином в правилах технологического функционирования электросистем в 2018 году. Кроме того, в документе отражены требованиях к надежности и безопасности энергосистем. «Утверждаемые проектом приказа требования к качеству электрической энергии должны выполняться при разработке и выборе технических решений по строительству, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению объектов электроэнергетики», — говорится в пояснительной записке к документу. Требованиями также следует руководствоваться при электроснабжении потребителей. По мнению авторов документа, принятие проекта приказа позволит на нормативном уровне исключить добровольное применение требований к качеству электрической энергии и связанные с этим проблемы в правоприменительной практике. Соблюдение энергетическими организациями таких требований должно контролироваться антимонопольной службой. Утверждаемые проектом приказа параметры качественного электричества должны вступить в силу по истечении трех месяцев с даты официального опубликования. То потухнет, то погаснет — что делать?По свидетельству Роспотребнадзора, договор электроснабжения попадает под действие закона о защите прав потребителей. Это, в частности, подтвердил в своем определении №46-КГ21-31-К6 Верховный суд: при заключении между потребителем и энергосбытом (гарантирующим поставщиком) договора последний оказывает услуги по электроснабжению. Согласно утвержденным в 2011 году кабмином правилам, ненадлежащим качеством коммунальной услуги по электроснабжению считается, если напряжение в сети потребителя отличается от предельных гостовских значений, то есть ниже 198 В или выше 242 В. Однако привлечь поставщика услуг за отклонение от нормы довольно сложно из-за несовершенства нормативной базы, пояснила зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева. «Если речь идет о многоквартирных домах, то действует правительственное постановление № 354, где ненадлежащими по качеству коммунальные услуги считаются те, что предоставляются с перерывами. Если перерыв в электроснабжении единовременно более 4 часов или 8 часов в течение месяца, предполагается перерасчет платы», — уточнила депутат. С требованиями о предоставлении электричества надлежащего качества и возмещении убытков следует обращаться именно к той организации, которая допустила халатность. Обращение лучше всего составить письменно в виде претензии, советуют на сайте Роспотребнадзора. Но сначала нужно письменно или устно, в том числе по телефону, обратиться в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, записать номер заявки. Если причины нарушения качества услуги неизвестны, то с потребителем должна быть согласована дата и время проведения проверки факта ее нарушения. Проверка должна начаться не позднее двух часов с момента подачи заявки. По окончании проверки составляется акт, один экземпляр должен быть выдан потребителю. «Если факт нарушения качества коммунальной услуги в ходе проведенной проверки подтвердился, то дата и время обращения в аварийную службу исполнителя будет началом периода, в течение которого считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества», — говорится на сайте Роспотребнадзора. В частности, если установлено, что качество электроэнергии было ненадлежащим, то размер платы за каждый час снабжения «подпорченными» киловаттами суммарно в течение месяца снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период. Кроме того, потребитель вправе требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу, а также компенсации морального вреда, если ущерб был причинен из-за некачественной электроэнергии. Когда обращаться в судВ случае если энергоснабжающая или управляющая компании не отреагировали на претензию и требование добровольного возмещения убытков, потребителям следует обращаться в суд, приложив к иску все имеющие доказательства. В том числе сгодятся акт проверки качества электроэнергии, а также заключение специализированной сервисной службы или экспертной организации о причинах выхода из строя техники. Согласно закону о защите прав потребителей, иск можно по выбору истца направить в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Кроме того, возможно написать заявление в суд по месту жительства или пребывания истца, а также по месту заключения или исполнения договора. При удовлетворении иска помимо суммы возмещения суд взыскивает с исполнителя в пользу потребителя еще и штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы — за неисполнение требований в добровольном порядке. Бытовая техника в наши дни – недешевое удовольствие. И если из-за скачка напряжения она вышла из строя, это может быть огромным уроном для бюджета семьи или отдельного человека. Чтобы компенсировать потери, нужно знать куда обращаться, и понимать, кто за такую «услугу» должен ответить. С потребителя в ЖКХ ведь деньги «в три шкуры» дерут. Пусть сполна будет ответственность и за качество. На нашем сайте читайте также:
По инф. pnp.ru
|
|