НА КАЛЕНДАРЕ

Кто заменит учителей-пенсионеров?

Мария Соколова, pnp.ru   
06 Июля 2022 г.

В российских школах наблюдается дефицит учителей математики, физики, русского и иностранных языков. Более 650 тысяч преподавателей уже достигли пенсионного возраста, а многие выпускники педагогических вузов не идут в профессию или не соответствуют требованиям работодателей.

Кто заменит учителей-пенсионеров?

Чтобы исправить ситуацию, в кабмине разработали и опубликовали на своем сайте Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. Правительство предложило внедрить единую для всех образовательных учреждений систему обучения преподавателей и упростить трудоустройство выпускников.

Кто заменит пенсионеров

В России педагогов готовят в 229 вузах и 440 техникумах и колледжах. Такие цифры главы Минпросвещения Сергея Кравцова приводит пресс-служба ведомства. По данным Росстата, в 2020 году на педагогов учились 637,1 тысячи человек, в том числе 446,4 тысячи — в вузах, и 190,7 тысячи — в колледжах и техникумах. По программам дополнительного профобразования в 2020 году обучали 1387,9 тысячи человек.

Окончили вузы в 2020 году 88,9 тысячи студентов, а колледжи — 38,1 тысячи. Такое количество выпускников позволяет обеспечить возрастную ротацию педагогических кадров, сказано в Концепции. Ежегодно стране требуется 62,8 тысячи педагогов. Но, как отметили в кабмине, в регионах есть нехватка педагогических кадров, связанная в том числе с их «старением». По информации Пенсионного фонда РФ, в 2020 году 652 тысячи учителей уже достигли пенсионного возраста.

При этом только 10-20 процентов выпускников профильных вузов идут работать по специальности. В крупных городах, где учителям хорошо платят, вакансии закрыты, а в регионах — прямо противоположная ситуация. По данным РАНХиГС за 2021 год, в школьном образовании не хватает 250 тысяч преподавателей. В дефиците — учителя математики, физики, русского и иностранных языков.

Единые правила для всей страны

Концепция, разработанная по поручению Президента Владимира Путина, адресована не только вузам, но и образовательным организациям всех уровней, видов и типов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, отметил Сергей Кравцов «По сути, речь идет о развитии единых подходов в системе подготовки педагогических кадров, от педагогических классов до учреждений повышения квалификации», — сказал он.

Сейчас университеты сами определяют содержание образовательных программ, и в результате уровень знаний выпускников отличается и зачастую не устраивает работодателей и родителей учеников. Документ предполагает, что требования к обучению педагогов будут едиными для всех учреждений образования. Новая система должна способствовать «развитию талантов у детей и молодежи» и «вхождению России в число десяти лучших стран мира по качеству общего образования», говорится в концепции.

Найти работу будет проще

Чтобы все выпускники трудились по специальности, вузы, колледжи, организации дополнительного профобразования и работодатели построят систему постдипломного сопровождения. В частности, планируют увеличить число студентов, обучающихся по целевым договорам. Образовательные организации, которым нужны молодые педагоги, будут заключать договор с вузом, и после окончания учебы новоиспеченный преподаватель сразу же трудоустроится.

Правительство планирует усилить практическую и психологическую подготовку будущих преподавателей. Обязательными для них станут такие дисциплины, как «Работа с родителями», «Классное руководство» и «Инклюзия», сообщили на сайте кабмина 1 июля. Повысить грамотность учителей и улучшить их навыки общения с детьми и родителями поможет еще одна обязательная дисциплина — «Русский язык и культура речи». Не меньше половины времени учебы в вузе студенты-педагоги посвятят изучению предмета, которому планируют учить детей. В программы вузов войдут методики работы с детьми-инвалидами, одаренными ребятами, с полиэтническими и многоконфессиональными классами.

При этом студентов хотят обучать цифровым технологиям и использовать в профильных вузах и колледжах больше цифровых сервисов.

По словам председателя Комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой («Единая Россия»), концепция усиливает практическую подготовку. «Речь идет, например, о педагогических классах, когда еще школьники могут соприкоснуться с профессией и глубже понять ее, лежит ли душа к ней»,— сказала она. Казакова считает, что документ повысит престиж профессии учителя и преподавателя и позволит молодым специалистам легче внедриться в сферу образования.

Требования к прохождению студентами педагогической практики будут едиными для всей России. Планируют привлекать больше студентов к добровольческой деятельности и к работе вожатыми в детских лагерях. Оценивать уровень образования выпускников вузов планируют с участием работодателей и профессиональных ассоциаций.

Отвечать за воплощение концепции в жизнь будут Минпросвещения и Минобрнауки. «Работа уже началась. Со всеми заинтересованными сторонами готовим план реализации концепции и представим его в течение полугода», — сообщил 1 июля Сергей Кравцов.

На нашем сайте читайте также:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!