НА КАЛЕНДАРЕ

Кто виноват, что ребенок пойдет в первый «Я»?

Мария Агранович,Ольга Диянова,Татьяна Павловская, rg.ru   
08 Августа 2022 г.

Невиданный случай в Новосибирске: директора школы оштрафовали на 30 тысяч за то, что она зачислила в первый класс больше детей, чем положено. При максимально допустимой загрузке в 520 учеников в школе их чуть ли не в три раза больше. Но что оставалось делать человеку, если все дети относятся к школе по прописке?

Кто виноват, что ребенок пойдет в первый «Я»?

Роспотребнадзор оштрафовал директора новосибирской школы № 76 Надежду Равлюк на 30 тысяч рублей. Причина: превышение допустимого по установленным санитарно-эпидемиологическим правилам числа учеников в школе. Проще говоря, за то, что детей в школе больше положенного. Директор попыталась оспорить штраф в суде Октябрьского района, но получила отказ. Тогда за нее решила заступиться прокуратура, которая направила апелляционную жалобу в Новосибирский областной суд. Но и областной оставил в силе решение регионального управления Роспотребнадзора.

- Мы считаем, что состава правонарушения нет. В Новосибирске переполненных школ много, можно в любую заходить и штрафовать, - прокомментировала помощник прокурора Октябрьского района Новосибирска Марина Кабакова.

Прокуратура намерена добиваться отмены штрафа и в ближайшее время направит жалобу в кассационную инстанцию в Кузбассе.

Что же произошло? Школа № 76 расположена на одной из главных улиц в городе. В ней учатся в основном дети из активно застраивающихся новых микрорайонов "Марсель" и "Европейский берег", а также окрестных многоэтажек. В итоге при максимально допустимой загрузке в 520 учеников в школе их чуть ли не в три раза больше. При этом отказать в приеме детей в первый класс директор не имеет права - ребята зачислены по месту прописки.

Ситуация не уникальна, а наоборот - типична для крупных городов России.

Но уникален прецедент: за результаты интенсивной точечной застройки ответственность понесла почему-то директор школы.

Кстати, пару лет назад рекордсменом по числу первых классов стала одна из школ в Краснодаре: в ней сформировали 33 (!) параллельных первых класса, получивших литеры от "А" до "Я". А буквально на днях на митинг вышли родители будущих первоклашек другой краснодарской школы: там мест не хватило, и в школу детей не приняли.

Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук считает, что директор школы права. В части 3 статьи 67 Закона "Об образовании в РФ" говорится: "Правила приема в государственные образовательные организации ... должны обеспечивать также прием ... граждан, ...проживающих на закрепленной территории".

- Закон в этом случае имеет приоритетное значение. Директор поступила правильно, использовав все возможности для того, чтобы создать условия для приема детей, которые пришли учиться по месту жительства, - подчеркнул министр.

Между тем в законе есть и другое: учет детей-школьников, а также закрепление школ за конкретными территориями - полномочия местных властей (ст. 9 ФЗ "Об образовании в РФ"). Внимание, вопрос: почему же "крайней" в этой истории оказалась директор?

Родители учеников школы № 76 направили в адрес губернатора Новосибирской области Андрея Травникова письмо с просьбой заступиться за Надежду Равлюк и заявили, что сами готовы оплатить штраф. Между тем прямо у стен школы возводится еще один жилой комплекс.

Официально

Система школьного образования выстроена так, чтобы равномерно охватывать стопроцентной доступностью все территории без исключения, сообщили "РГ" в министерстве просвещения.

- Каждый территориальный орган управления образованием обязан следить за тем, сколько у него в школах мест и как они распределены. Прием в школу ведется соответственно до заполнения всех мест и не более, - прокомментировали в ведомстве. - Кроме того, в стране полным ходом ведется беспрецедентная по своим масштабам программа строительства новых школ, которая поддерживается из федерального бюджета. Это не менее 1300 школ "накопительным" итогом с 2019 по 2024 год и пять видов консолидированных межбюджетных субсидий плюс две субсидии в рамках нацпроекта "Образование".

Также в ведомстве отметили: начиная с 2021 года регионам предоставляется новая, "демографическая" субсидия по созданию учебных мест в связи с ростом числа школьников. В федеральном бюджете на это предусмотрено более 234,7 миллиарда рублей. Нет ни одного региона, включая Новосибирскую область, который бы не был охвачен этими программами.

Комментарии

Надежда Вавилина, социолог:

- В последние годы в Новосибирске интенсивно строились новые микрорайоны экономкласса. Социальные учреждения за этим темпом не успевали. Очевидное решение проблемы - строительство новых школ. Сейчас все чаще становится обычной практикой, когда застройщик жилого квартала сразу же в комплексе возводит школу или детский сад.

Другое направление - оптимизация уже работающих учреждений: капремонт, перепланировка помещений и присоединение вечерних, уже менее востребованных, школ. Есть еще один момент. В центре Новосибирска рядом работают две школы: в одну выстраивается огромная очередь, а во второй - недокомплект и устойчиво низкие результаты. Нужно повышать качество образования.

Лидия Цимбал, директор школы № 8 г. Краснодара:

- Столица Кубани растет просто стремительными темпами, поэтому некоторые школы, особенно расположенные в новых спальных микрорайонах, переполнены. Есть определенные нормативы наполняемости школ и классов, за несоблюдение которых директора могут оштрафовать. Но и ребенка мы не можем оставить без образования. Как быть?

Если классы переполнены, обращаемся в департамент образования, где имеется информация и о количестве детей в каждой городской школе, и о наличии свободных мест. И департамент помогает родителям с выбором другого учебного заведения, расположенного желательно неподалеку от места жительства ученика. В любом случае выход будет найден. В подобных ситуациях нужна мудрость директора и руководства муниципального органа образования.

Тем временем

Звонок на перемену

Ольга Медведева, "Российская газета", Екатеринбург

В самом молодом районе Екатеринбурга - Академическом - появились сразу две новые школы. Но проблемы у города остались. В новых районах детей и молодежи зримо больше, чем в старых кварталах. И здесь предсказуемо не хватает школ и детских садов. Учеба в две смены, первые классы до буквы "Х", школьники, которые вынуждены ездить за тридевять земель на общественном транспорте, - таких историй много. Скорость строительства инфраструктуры гораздо ниже, чем темпы возведения жилья, отсюда и проблемы.

Но в этом году ситуация наконец должна измениться: 1 сентября звонки прозвенят сразу в двух новых школах, на 1100 и 825 учеников.

В муниципальном департаменте образования обещают: "Все дети Академического в этом году точно будут устроены в своем районе, в другие районы детей возить не понадобится, открыли нужное количество дополнительных мест. Восемь школ примут первоклассников". Даже 120 свободных мест осталось! Правда, от второй смены в районе пока избавиться не смогли. Надолго ли установился баланс, тоже непонятно: активное строительство продолжается, в ближайшие годы население района может удвоиться.

По-другому формируется дефицит школьных мест в центре города. Там расположены "статусные" школы, куда родители стремятся записать детей из разных районов, прописывая их в квартирах дальних и ближних родственников. Так сделала, например, Ольга, мама учениц третьего и восьмого классов.

- Мы были приписаны к маленькой школе без спортзала. Там нас не устраивали ни состояние здания, ни уровень образования. Так что прописали девочек у бабушки и дедушки, теперь они ездят в английскую школу, - рассказывает родительница.

Нехватку школ чувствуют жильцы новостроек, которые точечно воткнули в старую застройку. В своде градостроительных правил, принятых в Екатеринбурге в 2021 году, указано: на 1000 жителей должно приходиться не менее 114 мест в общеобразовательных организациях. Причем школа должна быть не дальше полукилометра от дома. Эта цель пока не достигнута.

Если класс переполнен, то пострадает дисциплина, потому что учителю будет сложнее удерживать внимание большого количества учеников на протяжении всего урока. Часть драгоценного времени будет уходить на то, чтобы успокоить некоторых школяров, а не на объяснение и закрепление материала. Прибавится педагогу и проверок тетрадей, которые сдаст переполненный класс. А отсюда высокие нагрузки и возможное досрочное профессиональное выгорание. Да и эпидемиологические проблемы могут на все это наслоиться. Ведь чем больше людей, тем больше простора для распространения вирусов. Поэтому проблему переполненных классов точно надо решать. Наказаниями ли директоров образовательных учреждений?

На нашем сайте читайте также еще об образовании:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!