«Хорошо забытое старое»: плановый пешеходный туризм |
Александр Мащенко, www.pnp.ru |
20 Июня 2022 г. |
Популярный во времена СССР вид отдыха — плановый пешеходный туризм сейчас вполне можно возродить. Ведь походы — это возможность провести отпуск в удивительных по красоте местах, познакомиться с интересными людьми и набраться впечатлений на всю жизнь. Да и цена такого путешествия не так кусается. Сорок лет спустяГерои старого советского фильма «Спортлото-82» перепутали в поезде книжки, в одной из которых лежал лотерейный билет, на который пришелся выигрыш в двадцать тысяч рублей. Погоня за «джек-потом» по-советски привела их на турбазу, но оказалось, что турист Миша уже ушел в поход по маршруту №7, по окончании которого должен выйти на железнодорожную станцию Мангал и уехать домой. Герои бросаются за ним по более короткому маршруту №4, а по их следам идут конкуренты. В этом году исполняется сорок лет как картина вышла на экран. Снимал ее Леонид Гайдай в Крыму. В 1982 году так называемый плановый пешеходный туризм был совершенно заурядным явлением: миллионы советских людей проводили свои отпуска в организованных походах. Крымские маршруты«Плановый пешеходный туризм возник в Советском Союзе во второй половине XX века по решению партии и правительства и охватил всю страну, от Карпат до Камчатки», — рассказал Роман Морженков, автор книги «Вот пойду я в турпоход... Хроники планового пешеходного туризма в Крыму второй половины ХХ века», много лет проработавший в системе республиканского совета по туризму и экскурсиям и в других туристских организациях. «Крым был одним из популярнейших направлений. В восьмидесятые годы прошлого века туристов водили по семи маршрутам. С турбазы «Привал» в Бахчисарае было проложено три маршрута: 22-й и 183-й шли на Ялту, но разными путями, 26-й — на Севастополь. С турбазы «Таврия» в Симферополе также выходили три маршрута: 25-й — с турстоянки «Криничка» на Феодосию, 111-й — с турстоянки «Нижний Кокасан» на Алушту и 182-й — с Ангарского перевала на Судак. Ну и, наконец, с турбазы «Орлиный залет» в Соколином шел 27-й маршрут — на Севастополь», — блеснул памятью Морженков. Крымский областной совет по туризму и экскурсиям разрабатывал маршруты и выпускал путевки, которые в числе миллионов других попадали в систему профсоюзов. Там по разнарядке путевки отсылали в республиканские советы профсоюзов, оттуда — в областные, а затем путевки распределяли уже по профкомам предприятий и учреждений. Будущие туристы, как правило, покупали их за треть стоимости, остальное оплачивал профсоюз. Примерная цена путевки в середине 80-х составляла 120 рублей. В итоге туристская группа из двадцати человек представляла собой причудливую смесь из работниц красноярской обувной фабрики, донецких шахтеров, литовских студенток, разбавленных парочкой ленинградских инженеров. Походный конвейерОсобую роль в походе играл инструктор, который должен был владеть сразу несколькими профессиями: проводника, экскурсовода, повара, спорткульторганизатора, врача, спасателя, знатока местной природы и истории, искусного рассказчика, гитариста, певца, психолога и педагога. Путевка обычно была рассчитана на двадцать дней. Расклад примерно такой: четыре дня на начальной турбазе, десять дней — поход под руководством инструктора с ночевками на туристских стоянках, последняя неделя — отдых на приморской турбазе. Заезд групп, по двадцать человек в каждой, проходил каждый день с конца мая по конец сентября. Итого — 120 групп за сезон по каждому маршруту. Этот гигантский туристский конвейер работал бесперебойно почти четыре десятка лет. «И если очень захочется счастья, мы с вами поедем в Крым», — сказал в свое время поэт Илья Сельвинский. Вот за этим ощущением счастья и праздника и устремлялись каждое лето на полуостров миллионы людей, оставив дома повседневные заботы и проблемы. А на пешеходном маршруте ощущения счастья и праздника были ярче, конкретней, зримей. «И кто это понял — всегда выбирал именно такой вид отдыха. А крымские маршруты редко обманывали ожидания», — рассказал Морженков. Хорошо забытое староеУникальная система, которой не было ни в одной стране мира, рухнула после распада СССР. Турбазы в горно-лесной зоне со временем продали в частные руки, а турстоянки, за редким исключением, забросили. «Наверное, в каком-то усеченном виде плановый пешеходный туризм можно было сохранить, но в новых условиях никто не захотел этого делать: хлопот много, а прибыли минимум. Проще и выгоднее было заняться организацией «матрасного» отдыха», — вздохнул Морженков. «Я начал заниматься туристическим бизнесом в начале 2000-х именно с организации пешеходных походов «горы — море», однако, к сожалению, затем их популярность стала снижаться: большинство людей хотят комфорта и не готовы к неизбежным бытовым неудобствам в походе», — добавил директор одной из крымских компаний Иван Коваленко. Однако сейчас, когда из-за пандемии коронавируса и санкций Запада Россия сделала ставку на развитие внутреннего туризма, уникальный советский опыт мог бы вновь оказаться востребованным, а Крым — стать своеобразной экспериментальной площадкой для обкатки новых версий планового пешеходного туризма, доступного широкому кругу людей еще и в силу своей дешевизны, считает Роман Морженков. Но решать эту задачу надо так же, как это делалось в советские годы, — с помощью государства и профсоюзов. В свою очередь, и автор этих строк, прошедший сотни километров не только по родному Крыму, но и по Сибири, Байкалу, Камчатке, Африке, Латинской Америке, уверен: поход по горам и лесам с последующим отдыхом у моря в сто тысяч раз увлекательнее лежания в гостинице и на пляже. С вечно растущими ценами пешеходный туризм может стать находкой и выручкой для некоторых россиян. Вот только захотят ли соотечественники ходить в подобные организованные походы? Ведь люди стали больше ценить комфорт. Может, будут создаваться в связи с этим и смешанные турпродукты? Когда в «одном флаконе» будет предложен и уютный отдых, и без особых удобств? Походил и потом, награждая себя, поблаженствовал где-нибудь в благоустроенном месте. Как вам идея? На нашем сайте читайте также:
По инф. pnp.ru
|
|