НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-22-06-40-40
По мнению Владимира Путина, смерть папы римского Франциска в пасхальные дни — особый знак того, что человек сделал много хорошего. Он также добавил, что понтифик в высшей степени положительно относился к...
2025-04-18-02-19-36
Анна Коркина – сиамский близнец. С сестрой Татьяной они родились сросшимися животами. 35 лет назад хирург Лев Новокрещенов прооперировал девочек с одной печенью и малышки были разделены. И теперь вот у Ани родился уже второй...
2025-05-06-02-10-23
В преддверии юбилей Победы россияне задумываются о том, где похоронены их деды, прошедшие войну. Знают об этом не все.
2025-04-19-12-26-12
В небольшой деревне на окраине сибирской тайги жила старая травница по имени Агафья. С раннего утра до позднего вечера она собрала травы, чая и снадобья, которые помогали её деревенским друзьям с их болезнями и недугами. Каждый, кто приходил к ней за советом, никогда не уходил с пустыми руками: она...
2025-05-05-18-31-30
Адвокат Ольга Власова заявила в беседе с Telegram-каналом «Звездач», что напавшую на народную артистку России Надежду Кадышеву девушку могут проверить на...

Закалка по-русски

10 Января 2019 г.

Согласно дореволюционным этнографам, на Руси вплоть до начала XX века существовал удивительный обычай: новорождённых детей сажали на лопатку для выпекания хлеба и помещали в домашнюю печь. Звучит дико, на правда ли? Однако это не шутка. Обычай отразился не только в документальных источниках, но и в русских былинах, сказках, легендах и был распространён повсеместно. В чём заключалась эта любопытная традиция?

1001 perepekat

Данный обычай получил название «обряд перепекания» и уходит корнями в глубокое языческое прошлое. Древние славяне обожествляли огонь: он согревал, готовил пищу, его боялись дикие животные, в нём закалялись кузнечные и гончарные изделия. Огню, как и всем живым существам, требовался воздух и пища (дрова). Посему считалось, что это живое существо, посредник между богами и людьми.

Соответственно, печь, вместилище огня, являлась священным местом, центром, где совершались многие языческие обряды. Трудно понять, как так вышло, но символизировался домашний очаг с женской сущностью, а конкретно с материнской утробой. Выпечка хлеба соотносилась с беременностью и рождением ребёнка.

Например, после свадебного пира гости бросали в печь кувшин, люди верили, сколько будет черепков, столько у молодожёнов будет детей. Другой пример: при родах в печи открывались все заслонки, считалось, это поможет роженице. Ну и, конечно, различные девичьи гадания не обходили печку стороной.

Думаю, многие теперь догадываются, почему детей помещали в печь. Таким образом ребёнок закалялся, приобретал родство с огнём, очищался. Изначально обряд проводили абсолютно со всеми новорождёнными. Потом традицию оставили лишь для больных или недоношенных детей.

Согласно записям этнографа и краеведа В. К. Магницкого, ребёнка полностью обмазывали ржаным тестом, оставляя отверстие лишь для носа и рта. Его клали на лопатку и просовывали в тёплую печь над тлеющими углями. Малыша вытаскивали и помещали обратно три раза. Обряд сопровождался различными приговорами и наговорами. После этого малыша опускали на пол и давали собаке слизать с него всё тесто. Всё – ребенок готов! Обряд могла проводить знахарка, повитуха, самая старшая и уважаемая в семье женщина или роженица.

К слову, такой обряд проводили не только славяне, но и финно-угорские народы и даже тюрки, как пример – христианизированные чуваши. Традиция настолько въелась в русскую культуру, что христианство не смогло его искоренить. Запекали детей в России даже в советское время. Кто знает, возможно, где-то в отдалённой русской деревне традиция сохранилась и сегодня.

  • Расскажите об этом своим друзьям!