НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Закалка по-русски

10 Января 2019 г.

Согласно дореволюционным этнографам, на Руси вплоть до начала XX века существовал удивительный обычай: новорождённых детей сажали на лопатку для выпекания хлеба и помещали в домашнюю печь. Звучит дико, на правда ли? Однако это не шутка. Обычай отразился не только в документальных источниках, но и в русских былинах, сказках, легендах и был распространён повсеместно. В чём заключалась эта любопытная традиция?

1001 perepekat

Данный обычай получил название «обряд перепекания» и уходит корнями в глубокое языческое прошлое. Древние славяне обожествляли огонь: он согревал, готовил пищу, его боялись дикие животные, в нём закалялись кузнечные и гончарные изделия. Огню, как и всем живым существам, требовался воздух и пища (дрова). Посему считалось, что это живое существо, посредник между богами и людьми.

Соответственно, печь, вместилище огня, являлась священным местом, центром, где совершались многие языческие обряды. Трудно понять, как так вышло, но символизировался домашний очаг с женской сущностью, а конкретно с материнской утробой. Выпечка хлеба соотносилась с беременностью и рождением ребёнка.

Например, после свадебного пира гости бросали в печь кувшин, люди верили, сколько будет черепков, столько у молодожёнов будет детей. Другой пример: при родах в печи открывались все заслонки, считалось, это поможет роженице. Ну и, конечно, различные девичьи гадания не обходили печку стороной.

Думаю, многие теперь догадываются, почему детей помещали в печь. Таким образом ребёнок закалялся, приобретал родство с огнём, очищался. Изначально обряд проводили абсолютно со всеми новорождёнными. Потом традицию оставили лишь для больных или недоношенных детей.

Согласно записям этнографа и краеведа В. К. Магницкого, ребёнка полностью обмазывали ржаным тестом, оставляя отверстие лишь для носа и рта. Его клали на лопатку и просовывали в тёплую печь над тлеющими углями. Малыша вытаскивали и помещали обратно три раза. Обряд сопровождался различными приговорами и наговорами. После этого малыша опускали на пол и давали собаке слизать с него всё тесто. Всё – ребенок готов! Обряд могла проводить знахарка, повитуха, самая старшая и уважаемая в семье женщина или роженица.

К слову, такой обряд проводили не только славяне, но и финно-угорские народы и даже тюрки, как пример – христианизированные чуваши. Традиция настолько въелась в русскую культуру, что христианство не смогло его искоренить. Запекали детей в России даже в советское время. Кто знает, возможно, где-то в отдалённой русской деревне традиция сохранилась и сегодня.

  • Расскажите об этом своим друзьям!