ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Веселые леди в черном

Изменить размер шрифта

telichkina

В вахтанговским театре - первая премьера этого сезона на основной сцене: "Девичник над вечным покоем". Сюжет веселенький: три вдовы каждый месяц в течение нескольких лет собираются, чтобы посетить вместе кладбище, там побеседовать с умершими мужьями и об умерших мужьях, а потом на "послекладбищенских" посиделках хором всплакнуть, горько вздохнуть и дружно повспоминать о невозвратном прошлом... Пишет "Российская газета".

vahtangov600

Марина Есипенко, Ольга Чиповская и Юлия Рутберг сыграли трех вдов, для которых походы на кладбище - как сеансы психотерапии

Пьесу Айвона Менчелла актер и режиссер Альгирдас Латенас (а также брат выдающегося литовского композитора Фаустаса Латенаса, создавшего с Римасом Туминасом и Эймунтасом Някрошюсом их лучшие спектакли), нашел в Интернете случайно. И так растрогался простой историей о немолодых женщинах, в разговорах у могильных оград, в месте вечного покоя на самом деле проверяющих, насколько крепка их связь с настоящим, что решил дать им шанс на жизнь на Вахтанговской сцене.

Трех подруг - Иду, Люсиль и Дорис - в его спектакле играют Юлия Рутберг, Марина Есипенко и Ольга Чиповская. Походы на кладбище для них - как сеансы психотерапии. Три возможные модели поведения их героинь можно ходить изучать как живые пособия всем начинающим психоаналитикам: одна навсегда смирилась с тем, что прошлое ее не отпускает и никогда не отпустит - и окажется права: в финале ей приготовлена внезапная смерть. Вторая подруга старательно делает вид, что утрату она перенесла легко, тень мужа ее совсем не печалит, и она как будто даже готова пуститься во все тяжкие, - и этой ложью загоняет свою депрессию на такие глубины, из которых самостоятельно ей уже не вынырнуть: истерика с рыданьями в конце - вполне закономерна. А третья дама - совершенно неожиданно для себя - выбрав мудрое спокойствие и женское смирение, неожиданно встречает новую, взаимную любовь.

"Сегодня быстро "списывают" людей в возрасте, и получается, что наш мир существует только для молодых, - комментировал перед премьерой свой выбор режиссер Альгирдас Латенас. - Но время неумолимо и быстро бежит. Сегодняшние уверенные молодые, которым принадлежит мир, скоро сами станут пожилыми и столкнутся с теми же проблемами. В пьесе "Девичник над вечным покоем" интересная компания - три женщины, потерявшие мужей. Мне важно, как они помогают друг другу, как учатся заново жить одни. В пьесе очень хорошие роли, подарок для актрис. Но я не ставлю спектакль для возрастной аудитории. Я хочу, чтобы молодежь пришла в театр. Ведь с появлением любви исчезает возраст. Любовь захватывает человека на разных этапах его жизни, заставляя переживать, радоваться, страдать. Люди сами от себя не ожидают, что будут такие фортеля выкидывать. В этой истории немало грустных и печальных моментов, но мне хотелось, чтобы она звучала мажорно, весело, легко, но при этом сохранялась глубина человеческих отношений, переживаний. Мне хочется сделать спектакль-праздник. Бытовой приземленный театр, назидание - не моя стихия. Театральность, метафора быстрее находят путь к сердцу зрителя, захватывают его эмоционально. Я ставлю спектакль на большой сцене. Эта пьеса требует простора и пространства".

Это чисто женский спектакль, ходить на который лучше в компании подруг. Не стоит ждать здесь головокружительных изысков режиссуры: это и чисто актерский спектакль, в котором режиссер не навязывает и не диктует свою волю исполнителям, а растворяется в актере. Трагичного по драматургии там вообще-то мало: это комедия-перевертыш, в которой все самое смешное происходит на кладбище, а все самое печальное - на свадьбе. С одной существенной оговоркой: любителям депрессивных сценических страданий там делать решительно нечего. А вот желающим поучиться управлять своей эмоциональной жизнью в разных, даже самых пограничных ситуациях - добро пожаловать. Ведь на спектакле очень хорошо под божественную музыку Фаустаса Латенаса думается о том, что все мы - существа, созданные из памяти и эмоций, поэтому все, что с нами происходит, остается в виде воспоминаний. А некоторые моменты нашей жизни превращаются в стоп-кадры: мы замираем и не можем двигаться дальше. В спектакле оставить прошлое в прошлом удается только одной из трех героинь, решившей: надо просто разрешить себе жить. А вне театра вы много таких отчаянных женщин встречали?

Cправка "РГ"

Альгирдас Латенас окончил актерское отделение Вильнюсской консерватории, был принят актером в Молодежный театр в Вильнюсе, а с 1997 года возглавляет его. Среди лучших актерских работ Альгирдаса Латенаса Едигей и Вершинин в спектаклях своего однокурсника Эймунтаса Някрошюса. Доцент Литовской музыкальной академии, он подготовил несколько актерских выпусков. Как режиссер поставил более двух десятков спектаклей в театрах Литвы, России и зарубежья. Лауреат Государственной премии СССР. В Театре им. Вахтангова "Девичник над вечным покоем" - это его первая работа.

  • Расскажите об этом своим друзьям!