ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Плюс кинофикация всей страны

Изменить размер шрифта

kino 88

Владимир Путин объявил 2016-й Годом российского кино. Говорить о возрождении индустрии пока преждевременно, однако и в производстве, и в прокате наблюдаются некоторые системные сдвиги.

В уходящем году состоялись премьеры 117 отечественных картин. Первое место по сборам заняла новогодняя сказка «Три богатыря: Ход конем» — продолжение франшизы посмотрели более четырех миллионов человек. Ближайшие конкуренты — «Духless 2», «Битва за Севастополь», «Батальонъ» — уступили ей двукратно и обозначили потолок сборов фильмов-реконструкций: около 500 миллионов рублей. Преодолеть планку способны лишь полижанровые фильмы-события.

Для того чтобы их пример стал другим наукой, необходимо расширить прокатную сеть. В уходящем году темпы роста упали, но на помощь прокатчикам пришло государство, выделившее 700 миллионов рублей на кинофикацию малых городов. В 2016-м регионы получат около полутора сотен площадок, затем еще 250. Минкульт готов субсидировать запуск новых залов и в миллионниках, что позволит нам дорасти до 4500 экранов и, по прогнозам, двукратно поднять сборы российских картин.

Едва ли в Год кино удастся совершить прорыв, но создать плацдарм вполне реально.

Продюсеры это понимают: мэйджоры вступили в открытую борьбу за семейную аудиторию и, не сговариваясь, превратили Год российского кино в парад анимационных премьер.

На экраны выйдет более дюжины сказок, каждая из которых вправе рассчитывать на коммерческий успех. Застрельщиком движения выступил Сергей Сельянов. Студия СТВ готовится покорить зрителей четырьмя блокбастерами: «Волки и овцы: б-е-е-е-зумное превращение», «Синдбад. Пираты семи штормов», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Три богатыря и Морской царь». Добавить новых красок в палитру российской анимации призваны «Гофман и тайна часовщика» Станислава Соколова, «Сергий Радонежский» Андрея Добрунова.

Обострится борьба среди игровых супертяжеловесов. В 2016-м на звание фильма-события претендуют восемь картин. Вне конкуренции — «Экипаж». Премьера 3D-блокбастера «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» (совместно с «Россия-1» и «Централ партнершип») состоится 14 апреля. Прокатная категория «6+» внушает доверие: Николай Лебедев («Легенда №17») снял героическую фреску о людях, которым покоряется небо.

Лето 2016-го смотрится слепым пятном (очевидно, прокатчики определятся с оглядкой на заокеанских друзей), а осенью начнутся маневры: на экраны выйдут «Ледокол» Николая Хомерики, «Время первых» Юрия Быкова, «Матильда» Алексея Учителя. Скорее всего, к ним присоединятся «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Салют-7» Клима Шипенко и «Дама Пик» Павла Лунгина. На зиму намечены премьеры 3D-фэнтези «Викинг» Андрея Кравчука и продолжение «Вия» — «Путешествие в Китай» Олега Степченко. Большинство осенних премьер основано на фактах новейшей истории. «Ледокол» расскажет о 133-дневном дрейфе затертого арктическими льдами «Михаила Громова», «Салют-7» прославит подвиг Джанибекова и Савиных, спасших в 1985 году вышедшую из строя космическую станцию. «Время первых» — история выхода Алексея Леонова в открытый космос... Подвигам Великой Отечественной посвящены «28 панфиловцев» Кима Дружинина и Андрея Шальопы и «Коридор бессмертия» Федора Попова.

В нынешнем году мы наконец-то отдохнем от былого обилия камеди-клабовского шутовства и мелодрам о духовных поисках креаклов. Огорчает, что этот спад совпал с дефицитом ярких авторских проектов. Уверенно чувствует себя лишь Юрий Арабов — в марте выйдет «Охрана» Александра Прошкина, представляющая светлую сторону провинциальной жизни (кромешной изнанке был посвящен «Орлеан»). Затем грядут «Монах и бес» Николая Досталя и режиссерский дебют самого Арабова — комедия «Охота на бизонов».

Тренды грядущего года перекинутся и на 2017-й. Завершатся съемки спортивной драмы Антона Мегердичева «Движение вверх» о победе российских баскетболистов на Мюнхенской олимпиаде (продюсеры — Никита Михалков и Леонид Верещагин). В соцветии анимационных хитов блеснут сельяновский «Садко», добруновский «Суворовъ». Будет экранизирован елизаровский «Библиотекарь» и пелевинский «Empire V». Под Новый год выйдут новые бекмамбетовские «Елки» и «Елки лохматые 2», а также очередная комедия Крыжовникова.

Тиражирование франшиз — неизбежная вещь. Внушает тревогу, что этой песне нет конца: потеснив «авторскую лавочку», киноиндустрия подменяет работу со смыслами производством аттракционов. В итоге крепнет ощущение, что российское кино кончается там, где дышат почва и судьба; нарастает ностальгия по настоящим фильмам, которые хочется вновь и вновь засматривать до дыр. Виден ли край перепроизводства лент-однодневок? Думаю, да. Кинокритики «Нью-Йорк таймс» назвали пятерку обязательных к просмотру премьер 2015 года. Среди них был упомянут и наш «Дурак». Разумеется, снимая плакатную ленту, Юрий Быков не рассчитывал найти понимание за океаном. А оказалось, вновь открыл интернациональный язык кино — язык боли за судьбу ближних.

Деньги — липкая субстанция, неотделимая от господствующей идеологии. В нашем случае — от фантазмов либерально-рыночной секты, за четверть века паразитического существования не подарившей экрану ни одного вменяемого образа и сюжета. Поняв, что с офшорной аристократией каши не сваришь, десятая муза повернулась лицом к массам, научилась рядиться в пестрые праздничные одежки, но унаследовала проклятие 90-х: шум вместо жизни, истерику под соусом роскоши, пошлость бессобытийного существования. Это касается не только картин о бывших «новых русских», которые, оказывается, тоже плачут — в «Духlessе» и «Саранче». Но прежде всего — блистательного отсутствия интереса к повседневной жизни.

Излюбленный сюжет коммерчески успешных поделок последних лет сводится к реинкарнации безликих парней в инородных телах. В уходящем году шалили «Призрак» Войтинского и пасынки «Родины» Буслова, в 2016-м попытать счастья вне себя предстоит праздному гуляке («Вакантна жизнь шеф-повара» Ильясова), далее отдуваться в теле младенца доверено менту — «Напарнику» Андрющенко.

Присматривать за инфантильным блудом, выдающим себя за остроумную жанровую работу, неловко. Будем надеяться, что в Год российского кино мастера экрана начнут жить собственной жизнью — поближе к родным и близким.

В преддверии Года кино «Культура» пообщалась с капитанами отрасли — генеральным директором «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонидом Верещагиным, главой компании СТВ Сергеем Сельяновым и исполнительным директором «Фонда кино» Антоном Малышевым.

Леонид ВЕРЕЩАГИН:

— Сейчас на «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» находятся в производстве две картины. «Экипаж» Николая Лебедева — не ремейк, как некоторые полагают, а совершенно самостоятельное произведение, отдельные эпизоды которого были вдохновлены знаменитым фильмом Александра Митты. В нашей картине мощный изобразительный ряд: именно такую задачу ставила перед собой «Студия ТРИТЭ» — былинный масштаб катастрофы должен быть подчеркнут яркими визуальными эффектами. Сейчас завершается монтажно-тонировочный период, создается компьютерная графика. Премьера запланирована на апрель.

«Движение вверх» — фильм о знаменитой победе советской баскетбольной сборной над командой США в финале мюнхенской Олимпиады 1972 года. Антону Мегердичеву сразу понравилась предложенная история. Она и в самом деле уникальна. В «Легенде №17» мы рассказали, как ранее выигрывавшая международные соревнования советская команда скрестила клюшки с канадскими профессионалами и вырвала первую победу в матчах Суперсерии.

В баскетбольном поединке с американцами подобный исход представлялся заранее невозможным. Однако легендарный тренер Владимир Кондрашин увидел, что его команда может обыграть американцев в их национальном виде спорта. Он поставил на победу все — пожертвовал карьерой, интересами семьи — и убедил, что наши ребята способны вырвать у соперников олимпийское «золото».

Мы пригласили в фильм молодых высоких артистов, на наш взгляд, обладающих драматическим талантом. Часть из них ориентируется в баскетболе, хорошо владеет мячом, их тренирует мастер спорта Александр Белов, сын знаменитого баскетболиста Сергея Белова... Сложно делать кино про яркую зрелищную игру. Но, уверен, режиссер, снявший вторую часть «Боя с тенью», «Темный мир» и «Метро», с этой задачей справится.

В Год российского кино желаю кинематографистам всех стран заниматься любимым делом. Браться только за то, что чувствуешь, говорить то, что хочешь сказать. Зрителям — приходить на русские фильмы. Отечественным картинам — собирать полные залы. Убежден, через какое-то время мы к этому придем.

Сергей СЕЛЬЯНОВ:

— На мой взгляд, для российского кино уходящий год был рабочим. Ни один фильм не попал в десятку кассовых рекордсменов, но мы сумели удержать планку зрительского интереса. В любой стране пользуются спросом 10–15 процентов национальных лент, остальные фильмы — американские, и мы — не исключение.

Кино сегодня — прежде всего развлечение. Серьезных, жизненных картин за год на экранах немного. Исключения лишь подтверждают правило, например, «Остров» Лунгина стал одним из чемпионов проката когда-то.

Есть только один тип серьезного и в то же время зрительского кино, который пользуется популярностью у зрителей, это фильмы, основанные на реальных событиях из жизни нашей страны, например, «Легенда № 17», «Битва за Севастополь», «Батальонъ», «Сталинград».

Для развития отрасли необходимо увеличивать количество зрелищных картин, а значит, и их господдержку. Творческие вузы следует ориентировать на образование режиссеров не только авторского, но и популярного кино. Индустрию способны возродить 50 сильных режиссеров- постановщиков — и мы упорно работаем в этом направлении... Но нельзя отказываться от собственного будущего, поэтому компания «СТВ» продолжит работу с дебютантами.

В 2016‑м выпускаем на экраны пять мультфильмов: «Иван Царевич и Серый волк-3», «Волки и овцы: Бе-е-е-езумное превращение», «Синдбад: Пираты семи штормов», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Три богатыря и Морской царь». Выйдут и игровые картины, прежде всего, экранизация драматичной и героической страницы в истории отечественной космонавтики — спасения 20-тонной станции «Салют-7». В киноальманах «Петербург-селфи» войдут четыре осенние и три зимние новеллы из жизни северной столицы, увиденные женщинами-режиссерами. В конце декабря продолжатся съемки китайской части продолжения «Вия», который мы делаем вместе с РФГ.

Антон МАЛЫШЕВ:

— Падение доходов населения отразилось и на прокате — особенно в регионах, куда некоторые отечественные фильмы просто не добрались. Сравнительно с прошлым годом доля посещаемости наших картин снизилась на полпроцента. В 2014-м такие ленты, как «Воин» и «Он — дракон», при прочих равных условиях могли бы собрать в два-три раза больше. Если тенденция сохранится, сложно будет говорить о рекордах, но разнообразие репертуара возрастет. Мы по-прежнему уверенно чувствуем себя в легких комедийных жанрах, хотя интерес к ним заметно падает. Напротив, входят в моду российские хорроры. Например, «Пиковая дама: Черный обряд» Святослава Подгаевского. Все больше выходит фильмов, снятых о человеке и для человека. Смотреть кино про мужиков в лосинах, которые спасают мир, скучно. Зрители ждут героев, чьи образы могут примерить на себя... Хорошую динамику развития демонстрирует региональное кино, прежде всего — якутское и бурятское. Без широкого проката «Решала 2» Романа Асхаева собрал 25 миллионов рублей.

Шутим, что по-настоящему Год российского кино начнется «Экипажем», а закончится «Викингом». С этими премьерами зритель точно не разминется. Из неожиданных претендентов на крупные сборы стоит упомянуть «Хардкор», спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым и снятый дебютантом Ильей Найшуллером.

Главным событием Года кино должно стать возрождение проката в малых городах. Сегодня 40 процентов граждан физически не могут пойти в кинотеатр — его просто нет. Мы уже получили больше тысячи заявок из регионов. Надеюсь, конкурсный отбор позволит выявить лучших, привлечь к работе опытный менеджмент действующих кинотеатров. Если программа кинофикации пройдет эффективно, на ее развитие будет дополнительно выделено около миллиарда рублей.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!