На Первом канале вышел очередной сериал "про Золушку" |
05 Декабря 2014 г. |
На Первом канале вышел очередной сериал "про Золушку" — "Соблазн", он же "Раскаяние". Кто соблазнился, кто раскаивается – это все любопытствующий зритель сам посмотрит. Режиссер Ольга Субботина обещала не только мелодраму, но и криминальные эпизоды, связанные с переделом собственности, захватывающий сюжет и неожиданную концовку. Сериал вызвал у меня живейший интерес, в первую очередь – расстановкой моральных акцентов. Например, положительный герой-миллионер покровительствует современному искусству. У него есть папа-олигарх, неизбежный персонаж современных повествований о жизни молодежи. Папа в девяностые годы заработал богатство не очень честным путем, и дети слегка презирают его денежки, но без этих денежек жизнь их как-то не очень. В какой-то момент папа-олигарх врывается в ночной клуб, тут же бьет морду какому-то актуальному художнику (очевидно, гею), хватает в охапку своего непутевого сына и отправляет прямиком на далекий завод – на перевоспитание тамошнему директору, своему протеже, который из грязи в князи, но вот выучился и стал передовым руководителем. Увидев такое решительное поведение олигарха, я подумала: с чего бы это Первый канал пропагандирует достижения передовых капиталистов? А вот с чего: довольно быстро обнаруживается, что завод давно устарел, техника ломается и работать там далеко не безопасно. Потому что прибыль этих решительных борцов с актуальным искусством волнует, а человеческие жизни – нет. Звериный оскал капитализма был представлен наивному зрителю, потому что как только на заводе вспыхнула забастовка с требованием модернизации, его раз – и закрыли. Чего, разумеется, не случилось бы, будь предприятие государственным. На другом конце провода мы обнаруживаем т.н. "простой народ" и свойственную ему систему ценностей – в кадр врывается папа-пролетарий и начинает орать на подругу родной дочери: че, мол, из Москвы сюда приперлась, мою дочку с толку сбивать?! И так и орет далее весь фильм по поводу и без. Сразу понятно, что человек нравственный, с незыблемыми принципами. Как же еще сразу дать простому зрителю понять, кто хороший, кто плохой? Надо сказать, мужчины в фильме знают только два вида реакции на событие (а "событием" всегда является истинная или мнимая неверность их жен) – съездить по морде кулаком или запить. Ну и потом, конечно, это ханжеское "целомудрие" нашего главного канала, тоже непонятно на кого рассчитанное: вот герои вроде бы занимаются сексом (со стонами отлипают друг от друга) – и тут же вскакивают с постели, и оба в трусах. То ли я плохо знаю русский народ, то ли Первый канал в стремлении соответствовать зрительским чаяниям и упованиям перегибает палку. Что-то мне подсказывает, что второе ближе к истине. Потому что количество испытаний, выпавших на долю главной героини, тоже как-то переходит все разумные границы – тут тебе и муж выгнал, и ребенка в роддоме отобрали и в богатую семью отдали (что в рамках данного сериала совершеннейший абсурд, ибо папа у ребенка — сталелитейный магнат), и в тюрьму за убийство посадили. Вообще, практически в любом нашем современном сериале есть такая сюжетная линия – героя или героиню сажают в тюрьму; он или она там посидит, а потом на свободу выйдет, как будто бы это дело житейское. Кто его знает, почему оно так – то ли горький лагерный опыт ХХ века нам до сих пор аукается, то ли нас морально готовят к возможности приобретения такого опыта лично. Опять же, тема детей, украденных в роддоме у бедных родителей с целью перепродать их богатым, стала какой-то навязчивой, а люди у нас и без того никому не верят, кроме телевизора. Нарочно, что ли, формируют такого рода повышенную подозрительность, грозящую перейти в психоз? Судя по предпремьерным интервью, огромное количество несчастий спровоцировано желанием создателей фильма запихнуть в один сюжет все – от мелодрамы до криминала, плюс семейную тему, чтобы не заскучало старшее поколение. И поэтому, видимо, Татьяна Арнтгольц объясняла что-то про необыкновенную крепость человеческого организма, способного вынести все, что Господь ни пошлет (даже сериал "Соблазн"). В чем смысл подобных телепродуктов — кроме, разумеется, предоставления зрителю возможности насладиться тем, как плохо на самом деле пришлось после сказочной свадьбы Золушке? Ведь эти сериалы нескончаемой лентой ползут по экранам в прайм-тайм. Возможно, они выполняют функцию унылого серого фона, на котором немногочисленные творческие удачи наших режиссеров начинают казаться шедеврами. Мы обсуждаем те или иные режиссерские и актерские работы, восторгаемся ими, спорим о них – но вдруг нам только показалось, что это было действительно достойно внимания и обсуждения? Вдруг на самом деле все эти работы — чуть выше среднего, а причиной нашего эстетического бесчувствия является исключительно глаз, замыленный низкосортными, наподобие "Соблазна", сериалами?
Тэги: |
|