Монстры атакуют! |
02 Июля 2015 г. |
С нашим телевидением и вообще-то нельзя быть спокойным, а уж за безопасность детей – тем более: так, если вечером ваша кроха попрощается в «Спокойной ночи, малыши!» с хорошенькими и родными Хрюшей, Степашей, с красавицей Оксаной Фёдоровой и Ко, то с утра, спросонья, ошибитесь кнопкой, попадите на канал Disney – и ваше дитятко угодит прямиком в когтистые лапки «Генри Обнимонстра» из мультика, который крутится в эфире общероссийского развлекательного канала для всей семьи, начавшего вещание в России 31 декабря 2011 года. Нет, Генри, конечно, «хорошенький» монстрик, его «змейгорынычный» экстерьер максимально облагорожен, смягчён, стилизован, но ведь макияжем из лягушки царевну не сделаешь, а, например, мне в детстве существо с торчащими редкими острыми зубами и выпученными глазами однозначно показалось бы страшным, как показался страшным трёхлетнему сыну моих приятелей в кукольном театре крокодил точно с такими же зубами, после чего кроха перед дневным сном по секрету сообщил маме, что испугался потому, что «у всех зýбов не было, а у этого бы-ы-ли»... Видимо, я и приятельское чадо так реагируем на монстра потому, что лимит наших ожиданий стойко сформирован милыми образами, созданными отечественными гениями рисованного и кукольного кино: Серой Шейкой, игроками «Необыкновенного матча», Ёжиком в тумане, Гадким Утёнком, даже Смешариками и 3D-технологичными Машей и Медведем... Ведь наш – кро-ко-дил! – Гена – разве он способен кого-то напугать своим обликом, разве уродлив или страшен Волк в «Ну, погоди!»?! Не без помощи канала Disney постигается странный парадокс: в СССР и России этот киножанр скромно принял название от латинского «умножение» (multiplicatio). В других же странах эта продукция высокопарно была названа от латинского «одушевление» – анимация (animation). Но наглядно видно: именно отечественная традиция мультипликации как раз и занималась созданием таких образов, которые приучали ребёнка к способности «верить в Карлсона», в непонятном плюшевом Чебурашке видеть родного и близкого друга, в, казалось бы, формальном и неживом ощущать живое, в кукле и мишке – ОДУШЕВЛЁННОЕ СУЩЕСТВО... А компания стилизованных «зверушек», у которых вместо лап... колёса, на коих носятся они по обширной сети дорог среди дерев, кустов и рек на Disney, – что это за клоны multiplicatio, почему они должны очаровывать наших детей?! И ещё один парадокс канала: в прошлом веке именно Дисней подарил миру чудо одушевления, преображения – миллионы зрителей влюбились в волшебную красоту сказочного мира «Белоснежки и семи гномов», в чарующую поэтичность детства Бэмби (премии «Оскар» и МКФ в Венеции). Столь искусно, поистине высокохудожественно был найден соответствующий т.н. мультипликат – «палитра» фаз движения персонажей, как можно более разнообразных и подробных. И вот рисунок, который изначально в западной анимации был «позаимствован» из незатейливой обобщённости комикса, ожил, задышал, очаровал волшебством, щедростью фантазии... Породил не только поклонников, но и последователей по всему миру, дал толчок существованию самобытных национальных школ мультипликации – чешской (Й. Трнка), румынской, загребской и мн. др. Даже в Туркмении были художники-мультипликаторы (О.М. Чарыев), даже в Эстонии (Р.А. Раамат)... И вот сегодня компания Disney, пришедшая на рынок России, «окомпьютерила» этот волшебный диснеевский мультипликат, закодифицировала виртуозную одушевлённую пластику диснеевских персонажей, – и разве не застыл этот мир красоты в имитацию красивости? Русалочка Ариэль, китаянка Мулан, поточным способом навалянные компьютерной графикой, казалось бы, хоть и по канонам красоты диснеевской «Белоснежки» и «Золушки», разве могут сравниться с красотой и поэтичностью оригинала, как могут ли пластиковые подделки напомнить шедевры высокой живописи, кукла Барби – реальную живую красавицу?.. Может, чтобы полнее составить понятие о ценностях канала Disney, его сущности и задачах, и не стоило бы так застревать на мордашке одного монстра – ведь на канале море и другой продукции! Но и более общий, и более детальный обзор телевещания Disney показывает, что российский офис компании «The Walt Disney Company СНГ» (гендиректор Марина Жигалова-Озкан) осуществляет захват аудитории на нескольких вполне глобальных «китах». И обилие монстров, визуально страшных злодеев, зомби, вампиров-привидений, доисторических ящеров – это всё-таки «фирменный знак» канала (и, видимо, компании в целом, так как позиционируемый «контент» воспроизводится и в музыкальных, и кино- и театральных проектах, и в выпуске товаров потребления и т. п.). Это и «Макс динотерра» (6+), и «Монстр в Париже» (6+). Даже в российской продукции, инициированной компанией Disney, передаче «Мама на 5+» в одной из рубрик «Тест-драйв» ребятишки-эксперты раскрашивают свои мордашки в маски страшилищ и уродов, малюют впалые щёки и чёрные круги под глазами, наводят морщины на лбу и прочие «крутые» мимические подробности героев продаваемых и внедряемых со всех сторон «групп» персонажей – вроде куколок «Монстер-хай» или роботов-трансформеров с огромными плечами и бошечками с пуговку например. В сериале «С приветом по планетам» (12+) канал Disney без устали населяет Вселенную планетами, на одной из которых путешественники на бреющей скорости изо всех сил отбиваются от какой-то гигантской и очень противной гусеницы-анаконды среди гигантских же трухлявых поганок, а на другой танцуют на балу технообразных уродов один мерзее другого – и разнообразию ассортимента придумавших эти «личики» художников не надо удивляться: в своём детстве они, очевидно, не видели союзмультфильмовской «Тайны третьей планеты», зато «Звёздные войны» наверняка наизусть выучили. Кстати, этот образец и прообраз многих создаваемых в данный момент «творческих находок» щедро представлен и в сетке вещания Disney. Тем более что компания продвигает на российский и постсоветский рынок «Звёздные войны» всеобъемлюще, целой франшизой. Монстров в эфир канала эти трансляции эпизодов саги Лукаса добавляют в изобилии. (Однако с учётом нынешней драматичной реальности всякие там Дарты Вейдеры смотрятся не более чем персонажами из паноптикума киевских избирательных кампаний даже, думается, для малых детей, до которых тоже доходят кадры новостей.) А как вам реплика сестрички из мультсериала «Гравити Фолз» (12+), где братик пытается отвадить её от поклонника-зомби: «Он мой парень, очень классный, смотри, какой засос он мне поставил! Ха, шутка: это след от садового шланга!» – и сюжетец «питательный» для юношества, и юмор на уровне, не правда ли? Дирекция уведомляет, что программное вещание канала составляется «с учётом жизненного ритма аудитории». Из просмотров ясно: диснеевцы мыслят ритм жизни нашей детворы исключительно как молниеносный. Все эти бреющие полёты, виражи, гонки, скакания, метания, хлопотания лицом в «Гуфи и его команде», «Джейке и пиратах Нетландии», «Сорвиголове Кик Бутовски», в телесериалах с «живым планом» – «Историях Райли», «Остин и Элли», даже в удручающе-натуралистично мрачной киносказке «Десятое королевство» – задают единственный темп и ритм, в каких нуждается подрастающее поколение, по версии Disney. Поэтичный мир детства Бэмби, когда-то пронявший своей лиричной красотой весь мир, ныне отброшен! Ведь ему не «впаришь» куклу – дочь Дракулы, массовую «диснейленд-культуру» и «пиф-паф кинематограф», проект «Голос. Дети». Только ведь нашим детям с учётом и наших культурных традиций, и нынешних трагичных вызовов социума насущно необходима совсем другая формула детства, из той чýдной песни Крылатова: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко... От чистого истока я начинаю путь»! А не от Генри Обнимонстра. Вот сами и решите, нужно ли вашему ребёнку смотреть телеканал Disney.
|
|