ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Детали не имеют значения

Изменить размер шрифта

Среди въедливых телезрителей довольно много таких, кто любит находить в сериалах на исторические темы всевозможные ляпы, а потом хвастаться своими открытиями в социальных сетях. Что ж, вполне себе невинное занятие: эрудиция расширяется, память тренируется. В этом смысле фильм «Господа-товарищи», показ которого только что завершился на Первом канале, представляет собой обширное поле для деятельности.

Несуразных деталей в кадре там, что называется, выше крыши. Впрочем, авторы, по всей видимости, особо и не заморачивались исторической достоверностью, ставя перед собой цель создать зрелищный детектив с яркой интригой. А в самом деле — так ли уж важны все эти мелочи? Неправильно нацепленные знаки отличия на мундирах, автомобили не тех марок? Не в том ли главное, чтоб зрителю интересно было? Он же смотрит сериал как художественное произведение, а не как историческую энциклопедию.

Вот когда-то Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», где была великолепная сцена взятия Зимнего дворца. Шел 1927 год, после революции прошло всего 10 лет, и многие, конечно, помнили, что никакого такого грандиозного штурма на самом деле не было. Но снят эпизод был столь мастерски, что десятилетия спустя эти кадры из «Октября» уже включали в документальные фильмы как историческую хронику. И советские школьники были уверены, что именно так все и было. Какие там неточности в деталях, когда абсолютная выдумка проглатывается на ура! Впрочем, то Эйзенштейн...

Действие «Господ-товарищей» разворачивается в первые послереволюционные годы, когда растерзанную страну захлестнул разгул преступности. Главные герои — бывший следователь сыскной полиции Вараксин и моряк-балтиец Соколов, призванные в ряды уголовного розыска для усиления состава. Между ними классовая пропасть, преодолеть которую удается где-то в последней трети сериала. Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что безродный морячок влюбляется в сестру Вараксина, красавицу и аристократку. Вся эта классовая интрига на фоне борьбы с бандитизмом до боли напоминает советский телефильм «Рожденная революцией». И там были первые годы советской власти. И там рабочий путиловского завода Кондратьев вместе с бывшим агентом царского уголовного сыска дворянином Колычевым бок о бок боролись с бандитизмом, попутно преодолевая упомянутые классовые предрассудки.

Но мы сейчас не о сходстве сюжетов, а опять-таки о деталях. Москва в «Рожденной революцией» показана грязной, голодной, злой. Когда двое ее героев устраивают засаду в ресторане, им предлагают студень из конских хрящей и самогон. Больше ничего нет. В «Господах-товарищах» Москва того же времени весела и разухабиста. Кинотеатры забиты нарядной публикой, столы в ресторанах ломятся от иностранных вин и разносолов. Огромные квартиры бывших царских прихвостней не уплотнены и не разграблены, полные роскоши интерьеры освещаются десятками романтических свечей в изысканных канделябрах. А ведь — на секундочку! — Гражданская война в самом разгаре!

В каком фильме правда? Старому советскому кино веришь все же больше, потому что сделано оно было не только ради того, чтобы несколько вечеров развлечь зрителя. В нем была романтическая атмосфера начала новой жизни, а его герои были сотканы совсем из другого волокна.

Первая неделя трансляции «Господ-товарищей» совпала с показом «Ликвидации» на канале «Россия 1». Возникла интрига, кто возьмет верх — свежеиспеченный сериал с дамским любимцем Домогаровым в главной роли или тысячу раз виденный телепроект с брутальным Машковым? Тем более что кто-то увидел в «Господах-товарищах» (а сериал уже показывали на украинском ТВ, отзывы были) как раз попытку повторить успех «Ликвидации»...

Получилось примерно так: многие зрители клюнули было на свежачок, но потом переключились на «ветерана». Почему? Или и тут детали виноваты? Да нет, конечно. Упомянутым нами коллекционерам киноляпов и на «Ликвидации» было чем заняться. Например, Утесов поет там песню «У черного моря», написанную только в 1951-м, то есть шесть лет спустя после показанных в сериале событий. А продемонстрированный в кадре фрагмент из фильма «Подвиг разведчика», снятого двумя годами позже, чего стоит!

Но в том-то и дело, что ошибки эти были допущены режиссером «Ликвидации» Сергеем Урсуляком осознанно. Первоначально предполагалось, что Утесов будет петь «Одессита Мишку», но потом Урсуляк решил, что песня «У черного моря» больше соответствует эмоциональному настроению героев и нашему представлению о том времени. То же касается и «Подвига разведчика». Думали показать фрагмент из фильма «Осада». Но это название ничего не говорит современному зрителю и уж точно никак не ассоциируется с послевоенными годами. И вот результат: даже те, кто не был в полном восторге от «Ликвидации», признавали, что атмосфера послевоенной Одессы удалась ее авторам на славу.

С «Господами-товарищами» же совсем другой случай. По уверению их создателей, в основу сюжета легли реальные уголовные дела послереволюционных лет. Но для того, чтобы угодить избалованному современному зрителю, добавили всякой нечисти и клубнички. Из просто детектива «Господа-товарищи» превратились в детектив с элементами мистики. А еще, чтобы зрителя не напрягать, образы героев решили упростить чуть ли не до шаржей. Вараксин элегантен, как рояль. Он все время многозначительно молчит, целует дамам ручки, ко всем обращается на «вы» и никогда не пьянеет. И зрителям понятно: аристократ. Матрос Соколов тыкает, одевается кое-как, бескозырка вечно сдвинута набекрень. Да и пить он не умеет. И всем ясно: он антипод Вараксина. И вот все в сериале так, прямолинейно. У бандитов сугубо бандитские рожи, у проституток вызывающие наряды. И при таком раскладе детали уже практически никакой роли не играют. За исключением коллекционеров.

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!