НА КАЛЕНДАРЕ

Новые возможности, вызовы и точки роста: Байкальский банк Сбербанка подвёл итоги уходящего года

По инф. Телеинформа   
23 Декабря 2020 г.

В России, как и во всём мире 2020 год прошёл под знаком пандемии коронавируса. Вместе с тем кризисная ситуация некоторым предпринимателям сыграла на руку: кому-то дала возможность, наконец, совершить технологический прорыв, кому-то позволила значительно прирасти в доходах. Представители Байкальского банка ПАО Сбербанк поделились своими итогами уходящего года.

«Ответ на вызов времени»

В сентябре 2020 года Сбербанк объявил об эволюции бренда. Крупнейший универсальный банк России, который ведёт свою историю 179 лет, давно уже стал синонимом надёжности, на сегодня – уже не просто финансовая организация, это целый конгломерат различных продуктов и сервисов, призванных упростить жизнь как бизнес-структур и государственного сектора, так и самых обычных россиян. Трансформация коснулась и самого названия – Сбербанк стал Сбером, именно под этим брендом теперь функционирует вся экосистема организации. Как отметил на пресс-конференции 18 декабря председатель Байкальского банка ПАО Сбербанк Александр Абрамкин, пандемия коронавируса стала своего рода лакмусовой бумажкой, которая лишь подтвердила, что банк идёт по верному пути перемен.

– Все изменения, которые шли в Сбербанке на протяжении последних лет, были абсолютно своевременны, они действительно отвечают всем требованиям момента, в котором мы живем. Нам сейчас особенно важна скорость принятия решений, нам важно удобство сервисов, которыми мы пользуемся, нам важен «бесшовный» вариант получения сервисов и нам всегда важно качество наших услуг. А теперь во главу угла встал ещё и вопрос безопасности здоровья наших клиентов и сотрудников. Это всё в комплексе и лежит в основе эволюции Сбербанка, – сказал он.

Новая философия, по его словам, стала неким ответом на вызов времени. И хотя во главе угла деятельности банка по-прежнему стоит основной бизнес, рынок становится всё более многогранным, а полка сервисов – шире и шире. Прежде всего, это касается корпоративных клиентов, в работе с которыми Сбер делает ставку на скорость обслуживания, а это значит – и на новые форматы, доступные предпринимателям в режиме 24 на семь.

– Сегодня благодаря искусственному интеллекту более 25% кредитов малому бизнесу одобряются за время от трёх минут, а длительность осуществления рублёвых В2В-расчётов в платёжной системе Сбера сокращена до секунды. Почти 100% финансовых продуктов переведены в цифровой формат, более 40 небанковских сервисов для ведения бизнеса теперь доступны для клиентов, – говорит Александр Абрамкин. – Сбер является сегодня не только банком, но и партнёром, заинтересованным в кратном росте и развитии бизнеса своих клиентов, что подтверждают более 80% опрошенных крупнейших клиентов, которые готовы рассматривать Сбер в качестве партнёра для цифровизации своего бизнеса.

Экосистема для бизнеса

На сегодня Байкальский банк Сбербанка предлагает своим клиентам 19 различных продуктов. Как отмечает заместитель председателя подразделения Оксана Лобова, Сбер может предоставить совершенно различные услуги, которые способны сопровождать предпринимателя с самого запуска собственного дела. Для эффективной работы любого бизнеса просто необходимо знать полную «потребительскую» картину и на это работают сразу несколько продуктов. Например, сервис потребительской аналитики «СберАналитика» позволяет на основе реальных данных увидеть, как и на что тратят деньги и потребители, и бизнес. Важный нюанс в том, что для анализа используются исключительно обезличенные сведения, потому опасаться за безопасность информации клиентам и партнёрам банка не стоит. Объективную статистику также дают и сервис анализа продаж «Сравни себя с рынком», и аналитический портал Sberindex.ru.

Следующий этап – непосредственно создание ИП или ООО. В офисах Сбера запустили услугу регистрации бизнеса и дистанционному открытию счёта, что сокращает расходы на это до нуля, а время всех процедур – до четырёх дней. В итоге предприниматель получает бесплатный расчётный счёт для начала своей деятельности. По последним данным, в четвертом квартале 2020 года каждый пятый бизнес-партнёр банка воспользовался этой услугой.

– Востребованными решениями в этом году оказались предложения нашей экосистемы в сфере аутсорсинга бизнес-процессов – бухгалтерского и финансового учёта, кадрового и воинского учёта, налогового и юридического консультирования. Действительно, квалифицированные бухгалтеры и юристы не везде доступны, а здесь можно оплачивать их фактическое время работы, а не держать в штате таких сотрудников, – комментирует Оксана Лобова. – Команда Сбера и наша дочерняя компания «СберРешения» имеет большой опыт в предоставлении подобных услуг, и сегодня на обслуживании находится уже более полутора тысяч клиентов разных сегментов бизнеса, а также госсектора.

Комплексно и легально оценить благонадёжность потенциальных партнёров помогает «Сервис проверки контрагентов». Большая база данных, которая есть в распоряжении банка, позволяет оценить все вероятные риски в планируемых сделках, и с начала 2020 года Байкальский банк Сбербанка подключил к сервису уже 2 тысячи 580 клиентов. Более того, возможности Сбера позволяют усилить этот контур контроля. Благодаря банковскому сопровождению коммерческих контрактов можно не беспокоиться за целевое использование средств, причем следят за этим эксперты банка. Продукт совершенно новый, но уже востребованный, потому в будущем на его усовершенствование бросят все силы.

– Мы действительно много сделали в этом году, чтобы быть еще ближе к нашему клиенту. В Сбере и нашей экосистеме сегодня насчитывается уже более 250 сервисов, которые способны решать все актуальные для бизнеса задачи, – говорит Оксана Лобова.

Дистанционные технологии

Пандемия коронавируса и весенний локдаун вынудили многих переориентироваться на онлайн-технологии. В итоге оказалось, что зачастую решать текущие задачи в удалённом режиме даже проще и быстрее. Сбер также оперативно откликнулся на эту потребность и быстро переориентировался на дистанционное решение многих вопросов.

Так, например, теперь в режиме онлайн можно оформить цифровую кредитную бизнес-карту, удобную для всех видов бизнеса с короткой оборачиваемостью средств. Она позволяет без поручительств, дополнительных справок взять заём.

– К примеру, если вы владелец кафе и у вас намечается мероприятие, вы можете с утра купить необходимые продукты, а вечером получить выручку и погасить долг. Получается, что предприниматель вообще ничего банку не платит, потому что оборот прошёл в течение дня, – поясняет Оксана Лобова.

Льготный период бизнес-кредитки составляет 50 дней, но до конца 2020 года ещё можно успеть приобрести карту с отсрочкой беспроцентного платежа до ста дней.

К слову, для держателей бизнес-карт Сбер предложил сервис мгновенных переводов на карты физических лиц, и за этот год услуга продемонстрировала небывало высокий спрос: за 11 месяцев 2020 год клиенты Байкальского банка именно таким способом перевели в 25 раз больший объём средств, чем в 2019 году, общая сумма превысила 2,6 миллиарда рублей. А число пользователей этого сервиса выросло сразу на 540%.

– Этим сервисом у нас очень активно пользуются предприниматели, которые закупают металл, мясо, рыбу, молочные продукты, травы у населения. Очень популярен этот кейс у тех, кто выкупает на переработку ТБО, – говорит Оксана Лобова.

Бизнес-карты в этом году стали базой ещё для одного решения. Теперь клиенты Сбера могут получать скидки у партнёров банка на топливо, а также сопутствующие автомобильные товары, что позволяет предпринимателями более рачительно управлять своими расходами. К сервису «Топливное решение» в зоне присутствия Байкальского банка Сбербанка подключено уже три АЗС, в будущем сеть расширится.

«Топливное решение» стало новинкой 2020 года, как и сервис электронных банковских гарантий и гарантий-АСТ. Эта услуга существенно экономит время предпринимателей во всех аспектах. Во-первых, теперь не нужно ехать в налоговую, чтобы заполнить все бумаги, можно в режиме онлайн сформировать и отправить гарантию на возмещение НДС, возмещение или освобождение от уплаты акцизов. Во-вторых, средства возвращаются в оборот в разы быстрее, всего за семь рабочих дней. А клиенты банка, которые участвуют в электронных закупках, опять же в онлайн-режиме могут всего за день получить электронную банковскую гарантию. Всего с начала года их выдано на сумму более 900 миллионов рублей.

Дистанционно можно оформить и кредиты, например, за семь минут можно получить финансирование предприятия на оборотные цели. Это предодобренное решение, которым предприниматель может воспользоваться дистанционно, через личный кабинет на платформе «Сбербанк-Бизнес-Онлайн». В четвёртом квартале 2020 года таким образом были рассмотрены около 40% заявок, а общая сумма выданных кредитов за весь год превысила более 4 миллиардов рублей.

Но все рекорды побил нынче сервис «СберЗдоровье», позволяющий в формате телемедицины получать консультации самых разных специалистов. Это неудивительно, учитывая сложившуюся санитарно-эпидемическую ситуацию и низкую доступность медицинских услуг, особенно, в отдалённых территориях. За год более 8 тысяч сертификатов этого продукта были оформлены только для бизнес-структур в регионах присутствия Байкальского банка Сбербанка – это красноречиво свидетельствует о том, как трепетно предприниматели относятся к здоровью, в первую очередь, своих сотрудников.

– Мы все знаем, какая была сложная ситуация с доступностью врачей осенью, и когда тебе терапевт отвечает в трёх формах в течение 15 минут – это, конечно, очень важно. При этом можно получить консультации и узких специалистов, второе мнение на основе имеющихся исследований, тем более что услугу может предоставить, например, врач из центральной России с высокой квалификации. Это, конечно, очень удобно, – говорит Оксана Лобова.

Кроме того, тестируют сервис и на региональном уровне. Его планируют внедрить во всех четырёх регионах, где работает территориальное подразделение Сбера.

– «Пилоты» по использованию телемедицины проводятся в двух направлениях: контроль за состоянием здоровья пациентов с COVID-19 и мониторинг состояния здоровья хронических больных. Для пациентов с хроническими заболеваниями это вдвойне важно, поскольку сейчас они находятся в группе риска в условиях пандемии, – говорит директор управления организации продаж РГС Байкальского банка ПАО Сбербанк Андрей Куликов. – Продукты «СберЗдоровья» позволяют вести наблюдение за пациентами без посещения лечебных учреждений, что снижает текущую высокую нагрузку на врачей. Уже можно сказать, что использование этой технологии реально помогает спасти жизни людей.

«Скорая бизнес-помощь» во время пандемии

Спасение жизни людей – это всегда первоочередная задача. Но помощь требуется не только в плане здоровья организма. Когда под угрозой находится бизнес, речь тоже идёт о спасении жизни, причем как и самого предпринимателя, так и его коллектива. И Сбербанк стал одной из первых финансовых организаций, оперативно отреагировавших на обстановку, которая сложилась в экономике из-за всеобщей весенней самоизоляции. Банк не только активно включился в государственные антикризисные программы, но и предложил свои меры.

В первую очередь, речь идёт о реструктуризации кредитов. Многим предприятиям именно этот шаг помог остаться на плаву. Государство предусмотрело адресную помощь для наиболее пострадавших отраслей, и организации 12 сфер деятельности могли рассчитывать на «кредитные каникулы», или отсрочку платежей по банковским займам. Со своей стороны Сбербанк продемонстрировал более гибкий подход, предложив реструктурировать долги всем заёмщикам, которые испытали трудности с обслуживанием кредитов вне зависимости от того, попали они в список пострадавших или нет. Эту программу банк запустил уже 25 марта 2020 года. В итоге в первую волну коронавируса территориальное подразделение провело почти 2,8 тысяч реструктуризацией среди предприятий малого и микробизнеса на сумму более 4 миллиардов рублей.

– В конце сентября, во вторую волну, банк запустил новую программу реструктуризации для заёмщиков, уже обращавшихся за изменениями условий погашения займа, но не успевших восстановиться. На текущий момент по клиентам малого и микробизнеса мы уже провели более 500 таких повторных реструктуризаций, – рассказала директор управления продаж малому бизнесу Байкальского банка ПАО Сбербанк Эвелина Жаргалова.

Особое внимание также было уделено и программам субсидирования. Весной Сбербанк совместно с правительством России для некоторых отраслей предусмотрели отсрочку уплаты основного долга по действующему кредиту на срок до 1 октября 2020 года. При этом бизнес оплачивал только одну треть ставки, ещё две части поровну брали на себя банк и правительство. Программой, которую так и назвали «1/3», воспользовались 18 клиентов Байкальского банка, причем два из них – это крупные предприятия, объём поддержки которым составил 340 миллионов рублей.

Часть предприятий в результате блокады их деятельности оказалось в настолько сложном положении, что некоторым просто нечем было платить зарплаты своим сотрудникам. Как рассказала Оксана Лобова, индекс потребительской активности в регионах присутствия Байкальского банка Сбербанка, оставшись в целом на уровне 60%, сильно снизился в секторе туризма, ресторанного бизнеса, сфере досуга и услуг.

В этой ситуации, безусловно, предприятия не смогли бы продержаться без поддержки со стороны государства и финансовых предприятий. Выходом стали льготные кредиты на зарплату под 0% и целевых кредитов под 2%. Эти займы можно было потратить на развитие и поддержание бизнеса, в том числе, на выплату зарплаты работникам. В совокупности по обеим программам было выдано более 4 тысяч кредитов на сумму более 5 миллиардов рублей. Многим это действительно спасло жизнь.

Среди конкретных примеров – дело индивидуального предпринимателя Вадима Букреева, который в 2019 году совместно с супругой открыл семейный бизнес на территории Усолья-Сибирского. В небольшом городе заработало новое кафе, работу нашли себе 17 человек. Дело развивалось успешно, кафе стало пользоваться популярностью, успело себе приобрести постоянных клиентов. А весной 2020 года предприятие, как и все точки общепита, оказалось под угрозой ликвидации.

– Нам было жизненно важно получить меры поддержки. В конце марта 2020 года мы оказались в такой финансовой ситуации, что даже не было понимания, как из неё выходить, чтобы сохранить и предприятие, и рабочие места, – рассказывает Вадим Букреев. – Надо отдать должное работникам Сбербанка, которые оперативно вышли на нас и в дистанционном режиме с нами всё отработали, полностью проинформировали обо всех продуктах. В итоге мы в полном объёме получили всё то, что было гарантировано и государством, и Сбербанком: это средства на пополнение оборотных средств, и льготное кредитование.

В итоге предприятию удалось сохранить полностью численность своего персонала. Кстати, к концу ноября 2020 года участники «Господдержки под 2%» должны были показать банку, что численность сотрудников в их компаниях снизилась не более чем на 20%, и большая часть клиентов Байкальского банка Сбербанка это условие выполнили, получив возможность полного погашения суммы кредита и процентов за счёт государства.

– Мы прогнозировали, что это условие выполнят 85% участников малом и микросегмента и 95% в крупном и среднем бизнесе. По факту эти цифры оказались 96 и 98% соответственно. То есть программа поддержки бизнеса сработала на «отлично», тысячи компаний смогли продолжить свою деятельность. Мы рады, что Сбер на территории Иркутской области, Бурятии, Забайкалья, Якутии смог ещё раз подтвердить статус надёжного партнёра и для бизнеса, и для государства, – говорит Эвелина Жаргалова.

С заботой о госсекторе

Трудности возникли не только в сфере бизнеса, но и в государственном секторе, что объяснимо: наполнение бюджетов регионов и муниципалитетов напрямую связаны с самочувствием частного сектора. Нет доходов у компаний – нет и налогов, которые наполняют казну. Более того, часть муниципальных предприятий тоже попали в пострадавшие от коронавирусного кризиса отрасли. При этом сам банковский сектор в связи с нестабильностью денежного рынка в этом году тоже проявляет осторожность, потому конкуренция в тех же торгах по привлечению бюджетных кредитов небывало низкая. Тем не менее, Сбербанк продолжает поддерживать регионы и муниципалитеты.

– Несмотря на непростое положение на этом рынке, наш банк понимает насколько для территорий важна поддержка бюджетных программ, и мы продолжаем их финансировать на льготных кредитных условиях. За этот год мы заключили кредитных договоров с регионами на 31 миллиард рублей, а с муниципалитетами – на 7 миллиардов рублей, – рассказал директор управления организации продаж РГС Байкальского банка ПАО Сбербанк Андрей Куликов.

Кроме того, в этом году Сбер в регионах присутствия Байкальского банка принимал и нестандартные программы, направленные на поддержку государственных учреждений. Так, в Иркутске сразу три муниципальных унитарных предприятия воспользовались финансовыми инструментами Байкальского банка Сбербанка. Одним из примеров такого антикризисного сотрудничества был совместный проект банка с МУП «Комбинат школьного питания», в связи с переводом школьников на дистанционное обучение, оказалось в тяжёлой ситуации, под угрозой оказался коллектив, в структуре которого работают около тысячи человек. Для комбината в итоге были привлечены кредитные ресурсы Сбербанка на выплату зарплаты и сохранение рабочих мест. Меры поддержки антикризисных программ Сбера были предложены в 2020-м году и предприятиям «Иркутскавтодор» и «Горзеленхоз».

Всего во всех четырёх регионах присутствия – в Иркутской области, Якутии, Бурятии, Забайкальском крае Байкальский банк Сбербанка выдал 49 таких антикризисных льготных займов для предприятий с государственной или муниципальной долей участия, на общую сумму 946,6 миллионов рублей. Для Иркутской области эта цифра составила 186 миллионов рублей.

По инф. Телеинформа

  • Расскажите об этом своим друзьям!