Участик самосуда над приморским "школьным террористом" задержан. Большая проблема семьи и школы осталась... |
22 Февраля 2019 г. |
В городе Большой Камень задержан и помещен в полицейский изолятор многодетный отец, которого подозревают в нанесении побоев третировавшему школу пятикласснику. А тем временем резонансное событие продолжает активно обсуждаться: ведь продемонстрирован тупик возможностей (или желания) школы наладить нормальную дисциплину и человеческую атмосферу в учебном заведении... Мужчина, принявший участие в самосуде над школьником-террористом, помещен в ИВС на два дня, мера пресечения пока не избрана. Друзья задержанного рассказали, что семье мужчины, который воспитывает четырех детей, трудно собрать деньги на адвоката. Против него возбуждено дело о «насильственных действиях, причинивших физическую боль».
Сообщается также, что директора школы города Большой Камень отстранили от работы. В четверг утром после совещания с участием родителей, учителей и представителей правоохранительных органов от работы отстранили директора и классного руководителя, которые не справились с ситуацией. «Нас сегодня впервые выслушали. Раньше, сколько ни жаловались, писали коллективные заявления на имя директора школы, реакции не было никакой. И все родители подтвердили постоянные издевательства этого мальчика над одноклассниками. Он отбирал деньги, портил имущество, избивал и унижал наших детей. Они приходили домой со слезами на глазах. У нас просто уже не выдержали нервы», — рассказала мать девочки, которую хулиган избил ногами по животу до разрыва селезенки. Как рассказали очевидцы, во время опроса одноклассники подростка подтвердили слова родителей и объяснили, что с этим мальчиком бесполезно разговаривать и они его боятся. В очередной раз подтвердилось и то, что напряжение в классе сохранялось больше двух лет лет, но никаких мер ни отдел по работе с несовершеннолетними, ни руководство школы, ни правоохранительные органы не предпринимали. После того, как подросток жестоко избил одноклассницу, родители не выдержали: один из отцов завел мальчика в туалет и макнул головой в унитаз. Присутствовавшая при этом женщина утверждает, что ребенка никто при этом не бил. «Нам вменяют „вынос ссора из избы“, ну, а как нам еще можно было достучаться?! Или нужно было подождать, пока он кого-нибудь убьет? Моя дочь сейчас в больнице с подозрением на повреждение селезенки, он бил ее ногами в живот во всей силы! Она почти не спит и плачет от боли, и я не знаю, что будет дальше! И это далеко не первый случай насилия над детьми», — рассказывает мать.
*** Случай в Приморье, где родители устроили самосуд над агрессивным школьником, — это последствие неработающей системы профилактики детского девиантного поведения, считает доцент факультета психологии СПбГУ Ирина Писаренко. Как заявила кандидат педагогических наук, свои функции в этом направлении не выполнили ни школа, ни другие учреждения. «Мы видим проблемы межведомственного взаимодействия между школой и другими органами, которые должны, по своим функциональным обязанностям, заниматься детьми. Это и комиссия по делам несовершеннолетних, и органы опеки, и уполномоченные по правам ребенка. У нас много организаций, которые, в принципе, должны заниматься детьми, если возникают какие-то девиации. Но можно сказать, что у семи нянек дитя без глаза останется. Это организационно-управленческая проблема, которая сейчас в России не решена», — сказала Ирина Писаренко. По мнению эксперта, недоработка педагогического коллектива очевидна. «Если в школе есть какие-то правила решения конфликтов, работает служба медиации или просто какое-то сообщество, которое помогает в разрешении конфликтов, то тогда невозможно представить ситуацию, чтобы родители устроили самосуд. Ведь речь идет о ребенке, какой бы он ни был агрессивный. И ему надо помогать — прежде всего, в школе, потому что школа выступает неким центром, который организует взаимодействие всех остальных органов, призванных заботиться о детях», — отметила Писаренко. В то же время, отметила педагог, неверно всю вину сваливать на школу, которая государством ограничена в своих средствах. «У школы нет сильных, жестких полномочий по пресечению каких-то агрессивных действий детей. Школа не может ребенка исключить из своих стен, не может предпринимать действий, связанных с отстранением ребенка от занятий. Здесь надо думать о том, какие должны быть механизмы сопровождения таких детей. Может, какая-то локальная изоляция, помещение ребенка в специальное учреждение, где с ним поработают психологи, педагоги, еще кто-то. Должны быть такие учреждения, где могут детям помочь справиться со своей агрессией. Ребенок, если живет без родителей, то он живет в сложной ситуации. И в этом конкретном случае я не могу винить ребенка. Поведение детей — это следствие усилий взрослых», — пояснила Писаренко. Педагог подчеркнула, что невозможно оправдать родителей, устроивших жестокий самосуд, но ясно, что их действия вызваны беспомощностью: институциональные механизмы не работали в данном случае. «Государству, наверно, надо думать о том, какие можно предпринимать меры, чтобы была возможность изолировать детей, если они проявляют чрезмерную агрессию, которая причиняет существенный вред другим детям. А сейчас эти родители просто взяли на себя функцию государства, которое устранилось. А родителю важно лишь защитить своего ребенка. Поэтому нужны другие механизмы решения проблемы, особенно когда у одного ребенка есть родители, а у другого нет, одни активны, а другие занимают пассивную позицию. Должно общество подключаться к решению проблемы», — указала Ирина Писаренко.
Педагог констатировала, что агрессия в школах растет — и у детей, и у родителей, и у учителей. И поэтому школьные войны будут продолжаться, пока не будет четкого понимания того, что нужно делать в случаях, когда родители или их дети «нарушают чужие границы».
|
|