НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-22-06-40-40
По мнению Владимира Путина, смерть папы римского Франциска в пасхальные дни — особый знак того, что человек сделал много хорошего. Он также добавил, что понтифик в высшей степени положительно относился к...
2025-04-18-02-19-36
Анна Коркина – сиамский близнец. С сестрой Татьяной они родились сросшимися животами. 35 лет назад хирург Лев Новокрещенов прооперировал девочек с одной печенью и малышки были разделены. И теперь вот у Ани родился уже второй...
2025-05-06-02-10-23
В преддверии юбилей Победы россияне задумываются о том, где похоронены их деды, прошедшие войну. Знают об этом не все.
2025-04-19-12-26-12
В небольшой деревне на окраине сибирской тайги жила старая травница по имени Агафья. С раннего утра до позднего вечера она собрала травы, чая и снадобья, которые помогали её деревенским друзьям с их болезнями и недугами. Каждый, кто приходил к ней за советом, никогда не уходил с пустыми руками: она...
2025-05-05-18-31-30
Адвокат Ольга Власова заявила в беседе с Telegram-каналом «Звездач», что напавшую на народную артистку России Надежду Кадышеву девушку могут проверить на...

Пенсионер из Беларуси похвастался коллекцией ретромотоциклов. Впечатляет!

19 Октября 2020 г.

Возможно, именно кадры из культовой ленты Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» натолкнули белорусского байкера Генрика Дзитко полвека назад на мысль сохранить для будущих поколений живую память об истории советских мотоциклов.

Пенсионер из Беларуси собрал коллекцию ретромотоциклов

Во всяком случае, сейчас в агрогородке Поречье Гродненского района, посетив пенсионера, можно полюбоваться сразу тремя десятками двухколесных «коней».

Есть в его гараже продукция не только минского завода, но и мотостроителей из Коврова и Тулы, Ирбита и Ижевска. Блестят, как новые, в коллекции знаменитого коллекционера и популярные в прошлом двухколесные машины торговой марки Венгрии и Чехословакии «Ява» и «Паннония».

Кстати, на белорусской земле первые мотоциклы появились только через десять лет после войны, когда путевку в жизнь получила модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами и двигателем в 5 л. с., но которая при этом была способна развивать скорость до 75 км/час.

В семье Дзитко, где получили в свое время признание и суровую обкатку «Минск» и «Иж-Юпитер» с коляской, отношение к двухколесным богатырям всегда было уважительным. Поэтому и любовь к технике повлияла на выбор профессии — будущий собиратель мотоциклов окончил политехнический институт по специальности «двигатели внутреннего сгорания».

Посетителей частной коллекции, отмечает агентство, восхищает, что большая часть мотоциклов, несмотря на внушительный возраст, в хорошем рабочем состоянии. С пол-оборота, например, заводится и «Иж-49», выпущенный в далеком 1953 году. Это «дедушка» куда более молодых и известных «Юпитеров» и «Планет» от ижевского завода, несколько поколений которых также представлены в коллекции. Не хватает разве что модели «Иж Планета-Спорт». Правда, она очень редкая и недешевая, поясняет владелец уникального музея.

Для многих в воспоминаниях молодости сохранились и первые советские мопеды. Двухскоростная «Верховина», выпускавшаяся во Львове, была мечтой мальчишек. На ней катался и герой фильма «Приключения Электроника». Впрочем, в коллекции белорусского поклонника байков отсылок к фильмам немало, ведь мотоциклами в минувшем столетии активно пользовались в повседневной жизни.

А вот первым личным мотоциклом у гродненского любителя поездок с ветерком стала «Ява-354». На ней в компании единомышленников Генрик Дзитко объездил в молодости с Запада на Восток всю страну. С улыбкой вспоминает он экипировку мотоциклиста тех времен: кирзовые сапоги и дождевик — лучшая защита от воды в ненастную погоду.

Сейчас элегантная «Ява» — один из любимых экземпляров в его коллекции. «А вот «Паннонию» современные поклонники двухколесных машин встречают на трассах достаточно редко, хотя было время, когда эту венгерскую модель уважали за надежность, простоту в эксплуатации и неприхотливость.

Мечтает Генрик Дзитко пополнить свой музей и ветеранами минского производства. Пока в его парке представлена только выпущенная в 1968 году модель М-105, ставшая предшественником уже легендарных мотоциклов «Минск». Зато прогулка среди сохранившихся у коллекционера экземпляров дает возможность проследить эволюцию тяжелых советских мотоциклов. Есть в коллекции, например, образцы нескольких поколений «Днепров» и «Уралов», которые использовались не только для перевозки людей, но и доставки грузов.

Люди постарше, комментирует хозяин музея, помнят и мотороллеры, производившиеся в Туле. А молодежь с удивлением рассматривает винтажный стиль предшественников современных скутеров. Вот, скажем, мотороллер с говорящим названием «Муравей», который мог перевозить до 350 кг груза. Заводился он, к слову, со стартера, а кроме того — мог ездить и задним ходом.

«Сейчас эта техника не вписывается в современную мотокультуру. Но тогда она выпускалась для других задач, для работы в иных условиях. Это часть нашей истории, нашей жизни, и очень хочется ее сохранить», — рассказывает Дзитко и добавляет, что его коллекция не статична. Он надеется и дальше ее пополнять, собрав всю линейку советской мототехники. Поэтому будет искренне рад и помощи единомышленников.

Заглядывают в ангар к увлеченному энтузиасту люди разных поколений. Для одних это воспоминания, для других — возможность прикоснуться к истории. Причем в прямом смысле, ведь трогать экспонаты и даже садиться на них никому не запрещается, резюмирует агентство.

  • Еще о коллекционных ценностях на нашем сайте - по ссылке.

  • Расскажите об этом своим друзьям!