Пенсии в страна экс-СССР: грузинским старикам предоставили "увлекательный выбор" |
13 Декабря 2018 г. |
Утешением для российских стариков должен, видимо, стать факт, что «у других еще хуже». Правда, таких «других» не так много — но в их числе большинство постсоветских стран. С начала 2019 года власти Грузии решили сильно «облагодетельствовать» свой народ. А именно: в стране практически не существует такого понятия как пенсия, но есть пособие по возрасту, составляющее в настоящее время 180 лари (по текущему курсу — 67 долларов). И вот оно будет увеличено аж на 20 лари, то есть на 7 долларов! Прожить на 200 лари невозможно, просуществовать — тоже. Благо, одним помогают дети, другим — родственники, третьим — соседи или клочок земли в деревне. Иные же просят «Христа ради», и им подают. На возросшую сумму, то есть на 200 лари, почему-то именуемую в Грузии «пенсией», в Тбилиси можно купить 10 килограммов некостлявой говядины, либо 150 килограммов картофеля, или 8 килограммов сливочного масла. Но тогда уже без мяса и картошки. Словом, выбор «богатый». Реально «пенсии» одинокому пожилому человеку хватит на оплату коммунальных услуг — при условии, если он не отапливает квартиру, да на хлеб с кипятком. И при этом пенсионер должен отказаться от визитов к врачу, лекарств, прочих необходимых расходов. На 1 января в стране анонсировано еще одно новшество, гордо именуемое «пенсионной реформой». Суть ее состоит в введении системы накопительной пенсии. Кстати, пенсионный возраст для женщин составляет в стране 60 лет, для мужчин — 65. Копить на старость смогут мужчины до 60-ти и женщины до 55-летнего возраста, зарегистрированные в качестве налогоплательщиков. Обязательной накопительная система будет для работающих лиц в возрасте до 40 лет. Схема накопления проста: 2% от зарплаты платит сам работник, столько же — работодатель, а доля государства в этом деле будет зависеть от годового дохода накопителя. То есть если он получает в год менее 24 тысяч лари, государство добавит 2% от этой суммы, но если заработок составит от 24 до 60 тысяч в год, государство ограничится одним процентом с этой суммы. При большем доходе государство в системе накопительных пенсий участвовать не будет. При этом базовая ставка, которая, напомним, с 1 января составит 200 лари и в дальнейшем, вероятно, будет слегка подрастать, останется в силе. Для того, чтобы система заработала, в Грузии создается пенсионное агентство, содержание которого обойдется бюджету почти в полтора миллиона долларов в год. Оно произведет учет всех пенсионеров, подходящих под критерии, предъявляемые участникам накопительных пенсий. При агентстве будет работать инвестиционный совет, который решит вопросы, связанные с оборотом средств «накопителей». А контроль за инвестированием пенсионных активов возложен на Национальный банк. И тут возникает множество вопросов. К примеру, по какой схеме пенсионерам будут выдаваться накопленные деньги? Лазеек для того, чтобы выдать поменьше, множество, равно как и предлагаемых вариантов их получения. Накопления после выхода на пенсию можно будет брать частями, то есть получать равные суммы до смерти, но никто не знает, когда она наступит, и тогда «остаток» переходит к наследникам «накопителя». Пенсионер может затребовать всю сумму, если в пенсионном фонде аккумулированы малые средства, или то или иное лицо участвовало в накопительной системе на протяжении короткого периода. Конкретизации периода и суммы пока нет. Также накопленную сумму полностью могут получить лица с ограниченными возможностями (но берут ли их на работу?), а также те, кто становятся гражданами другого государства. Далее. Каковы гарантии того, что пенсионные активы не будут, мягко говоря, «распылены»? В новом законодательстве гарантией от их потери считается диверсификация инвестиционных инструментов. Но это весьма размытое понятие, и риск того, что пенсионер никогда не получит причитающиеся ему деньги, велик. Правда, в законе оговорено, что если возникнет угроза потери 1% пенсионных накоплений, вызванная «изменениями на рынке», бразды правления, в контексте инвестирования, временно перейдут к Национальному банку. Опять же — расплывчато. Так что получается, что у сегодняшних тридцати — сорокалетних людей нет никаких гарантий, что они получат свои накопления. Но даже если и получат, через 25-30 лет они обесценятся настолько, что хватит лишь на проезд до собеса и обратно. Зарплата-то в Грузии не растет, растет только безработица, вынуждающая работоспособных людей покидать страну в поисках прокорма. То, что численность населения в «Сакартвело» сокращается не только из-за естественной смертности и низкого уровня рождаемости, не может скрыть даже всемогущая статистика. Люди репродуктивного возраста уезжают на учебу и работу в другие страны, и редко кто возвращается обратно. По статистике, в 1994 году в Грузии проживало почти 5 миллионов человек, а в этом году их численность сократилась до 3,7 миллиона. Отметим также, что в самом начале 90-х, по неофициальным данным, из страны уехало до миллиона ее жителей. Статистика гласит, что безработица в Грузии составляет около 12%, а независимые эксперты называют 60-70%. И это гораздо ближе к реальному положению дел, чем официальные цифры. Но вернемся к собственно пенсионной реформе. Похоже на то, что она стала очередным способом выуживания государством денег из нищающего населения без гарантий их индексированного возврата, причем, в том количестве, которое бы устроило пенсионера, накопившего на старость. Так почему бы не аккумулировать «излишки», которые есть у работающего человека, на депозитах в банке — он платит достаточно высокие проценты на счета в национальной валюте, а при определенных условиях они еще и растут. Ну и банк выдает деньги не «когда-нибудь», а по первому требованию, если сумма не астрономическая. Но такой у простого смертного, копящего деньги на старость, не может быть по определению. В общем, появился выбор — пенсионный фонд, банк или «кубышка». Но только для тех, кто еще не достиг 40 лет. Напомним, «молодые» должны отчислять деньги в пенсионный фонд в обязательном порядке, фактически выбрасывать их на ветер и обогащать государство, которое не несет за них никакой ответственности. Да и вообще, о какой накопительной системе может идти речь в условиях, когда государство не способно или не желает обеспечить выполнение работодателями требований трудового кодекса. Вплоть до того, что человека принимают на работу, не заключив с ним контракта ни в каком виде и, соответственно, без записи в трудовой книжке. Прав такой «работник» не имеет никаких — одни обязанности. Зарплату ему платят по «настроению» работодателя, часто не выдают месяцами, а уволить могут в любое время без выплаты долга и выходного пособия. Жаловаться в суд не имеет смысла — адвокат обойдется дороже, чем годовой заработок. И неизвестно еще, когда суд рассмотрит дело, и что вообще сумеет доказать истец. Такое положение дел распространено повсюду, за исключением государственной службы. Так что потенциальные пенсионеры еще хорошенько подумают, прежде чем соглашаться на отчисления в пенсионный фонд. «Успешный иностранный опыт», на который обожают ссылаться власти Грузии, их вряд ли убедит, пока в стране не заработают другие «успешные» иностранные законы.
|
|