ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

"Эта музыка – навсегда"

Изменить размер шрифта

sviridov georgi


В декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения композитора Свиридова, внёсшего огромный вклад в музыкальную историю нашей страны. Даже людям, не знакомым с творчеством Георгия Васильевича, известна его сюита «Время, вперёд!».

Будущий композитор родился 16 декабря 1915 года в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, его отец погиб на гражданской войне.
В 1920 году Елизавета Свиридова была поощрена за хорошую работу, и в качестве премии ей предложили на выбор корову или рояль «Беккер», как было сказано, «из реквизиционного фонда». Корова в то время была бы хорошим подспорьем, но Елизавета Ивановна выбрала рояль, так как видела необыкновенный интерес сына к музыке и считала важным поддержать его. Когда Георгию было девять, его семья переехала в Курск. Там он начал осваивать рояль, но вскоре сменил увлечение: внимание будущего музыканта привлекла обычная балалайка.
Мальчик взял её у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Летом 1929 года Гоша Свиридов пришёл поступать в музыкальную школу. Он должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него не было, то мальчик сыграл марш собственного сочинения.


Первая ступень

В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило будущего композитора: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учёбы Георгий был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. В 1932 году юноша переехал в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум, где его педагогом по классу рояля стал Исайя Браудо. Георгию дали место в общежитии, а чтобы прокормиться, студент играл по вечерам в ресторанах.
Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро вырос как исполнитель. Однако вскоре учитель убедился в том, что его ученик обладает врождённым даром композиции. Чтобы развивать этот талант, профессор добился перевода Георгия на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант Юдин.
Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу – вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. За время учёбы у Юдина Свиридов написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар известных певцов того времени.


Шостакович – друг и учитель

Однако недоедание и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учёбу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени Луначарского. Первым его педагогом там был профессор Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович.
Для Свиридова Дмитрий Дмитриевич стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года.
Но планы на будущее нарушила война. В первые же её дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.


Военные годы

До 1944 года Георгий Васильевич прожил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова.
Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осаждённом Ленинграде.
Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвящённым войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Георгия Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.


От романса до оратории

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково талантливо писал и серьёзную, и лёгкую музыку.
В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака.
Поначалу в творчестве Свиридова преобладали песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам. И каждое его произведение было очень одухотворённым. Особое место в творчестве Свиридова заняла «Патетическая оратория» для солистов, хора и оркестра на стихи Владимира Маяковского. Линия революционной романтики получила своё дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперёд!» в 1965 году, которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Блока.
Свиридов часто использовал в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах «Курские песни» и «Деревянная Русь». Эти произведения стали шедеврами советской музыки.
Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы: «Декабристы» на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Пять песен о России» на слова Александра Блока.
Музыку Георгия Свиридова благодаря её простоте легко отличить от произведений других композиторов. Ей присущ богатый внутренний мир, и она легка для понимания. Свои произведения Георгий Васильевич играл без нот – наизусть.
По рассказам близких, композитор обладал очень непростым характером и устанавливал строгие порядки в семье и на работе. Музыканты вспоминают, что на репетициях у Свиридова было очень тяжело: он был крайне требователен и за малейшую ошибку мог отменить концерт и больше не общаться с музыкантом, допустившим её.
За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Наумович Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.


 Трудные 90-е

Георгий Васильевич был щедро отмечен званиями и наградами: его трижды награждали Государственными премиями СССР, Ленинской премией, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, а в 1975-м – Героя Социалистического Труда. Кроме того, он много лет был членом правления Союза композиторов и депутатом Верховного Совета РСФСР.
А когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое, Свиридова просто забыли, а его музыка попала в опалу. И даже знаменитая заставка в программе «Время» была снята с эфира как примета «тоталитарного режима». Однако спустя несколько лет мелодию вернули. Вот что писал по этому поводу кинорежиссёр М. Швейцер: «Потому что эта музыка – навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».
В последний год своей жизни Свиридов много болел. 11 декабря умер младший брат Георгия Васильевича, в тот же день самому композитору стало хуже, а 31 декабря в Японии скончался его младший сын. Об этом Свиридов-старший уже не узнал. 6 января 1998 года композитора не стало. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

 
  • Расскажите об этом своим друзьям!