НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

"Эта музыка – навсегда"

24 Декабря 2015 г.

sviridov georgi


В декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения композитора Свиридова, внёсшего огромный вклад в музыкальную историю нашей страны. Даже людям, не знакомым с творчеством Георгия Васильевича, известна его сюита «Время, вперёд!».

Будущий композитор родился 16 декабря 1915 года в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, его отец погиб на гражданской войне.
В 1920 году Елизавета Свиридова была поощрена за хорошую работу, и в качестве премии ей предложили на выбор корову или рояль «Беккер», как было сказано, «из реквизиционного фонда». Корова в то время была бы хорошим подспорьем, но Елизавета Ивановна выбрала рояль, так как видела необыкновенный интерес сына к музыке и считала важным поддержать его. Когда Георгию было девять, его семья переехала в Курск. Там он начал осваивать рояль, но вскоре сменил увлечение: внимание будущего музыканта привлекла обычная балалайка.
Мальчик взял её у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Летом 1929 года Гоша Свиридов пришёл поступать в музыкальную школу. Он должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него не было, то мальчик сыграл марш собственного сочинения.


Первая ступень

В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило будущего композитора: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учёбы Георгий был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. В 1932 году юноша переехал в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум, где его педагогом по классу рояля стал Исайя Браудо. Георгию дали место в общежитии, а чтобы прокормиться, студент играл по вечерам в ресторанах.
Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро вырос как исполнитель. Однако вскоре учитель убедился в том, что его ученик обладает врождённым даром композиции. Чтобы развивать этот талант, профессор добился перевода Георгия на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант Юдин.
Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу – вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. За время учёбы у Юдина Свиридов написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар известных певцов того времени.


Шостакович – друг и учитель

Однако недоедание и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учёбу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени Луначарского. Первым его педагогом там был профессор Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович.
Для Свиридова Дмитрий Дмитриевич стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года.
Но планы на будущее нарушила война. В первые же её дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.


Военные годы

До 1944 года Георгий Васильевич прожил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова.
Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осаждённом Ленинграде.
Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвящённым войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Георгия Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.


От романса до оратории

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково талантливо писал и серьёзную, и лёгкую музыку.
В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака.
Поначалу в творчестве Свиридова преобладали песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам. И каждое его произведение было очень одухотворённым. Особое место в творчестве Свиридова заняла «Патетическая оратория» для солистов, хора и оркестра на стихи Владимира Маяковского. Линия революционной романтики получила своё дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперёд!» в 1965 году, которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Блока.
Свиридов часто использовал в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах «Курские песни» и «Деревянная Русь». Эти произведения стали шедеврами советской музыки.
Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы: «Декабристы» на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Пять песен о России» на слова Александра Блока.
Музыку Георгия Свиридова благодаря её простоте легко отличить от произведений других композиторов. Ей присущ богатый внутренний мир, и она легка для понимания. Свои произведения Георгий Васильевич играл без нот – наизусть.
По рассказам близких, композитор обладал очень непростым характером и устанавливал строгие порядки в семье и на работе. Музыканты вспоминают, что на репетициях у Свиридова было очень тяжело: он был крайне требователен и за малейшую ошибку мог отменить концерт и больше не общаться с музыкантом, допустившим её.
За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Наумович Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.


 Трудные 90-е

Георгий Васильевич был щедро отмечен званиями и наградами: его трижды награждали Государственными премиями СССР, Ленинской премией, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, а в 1975-м – Героя Социалистического Труда. Кроме того, он много лет был членом правления Союза композиторов и депутатом Верховного Совета РСФСР.
А когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое, Свиридова просто забыли, а его музыка попала в опалу. И даже знаменитая заставка в программе «Время» была снята с эфира как примета «тоталитарного режима». Однако спустя несколько лет мелодию вернули. Вот что писал по этому поводу кинорежиссёр М. Швейцер: «Потому что эта музыка – навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».
В последний год своей жизни Свиридов много болел. 11 декабря умер младший брат Георгия Васильевича, в тот же день самому композитору стало хуже, а 31 декабря в Японии скончался его младший сын. Об этом Свиридов-старший уже не узнал. 6 января 1998 года композитора не стало. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

 
  • Расскажите об этом своим друзьям!