НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Альберт Филозов: «Люди не хотят задумываться над проблемами»

15 Апреля 2016 г.

filozov alert

13 апреля в Москве простились с Альбертом Филозовым. Народного артиста России, ушедшего на 79-м году жизни, похоронили на Ваганьковском кладбище.

15 04 FilozovО себе Альберт Леонидович говорил скромно: «Меня глубоко волнуют не только «пики» актерской профессии, моменты заветнейших озарений, какие не так уж часто дарит нам судьба, но и будни с их скромными задачами и скромными достижениями».

Пиками Филозова стали легендарные работы в спектаклях Анатолия Васильева. «Первый вариант «Вассы Железновой», «Взрослая дочь молодого человека» — звездный час актера и столичного Драмтеатра Станиславского.

Экранная судьба тоже складывалась достаточно счастливо — Филозов сыграл более ста ролей. Скромного бухгалтера — «Тихоню» начали узнавать на улицах к середине семидесятых. В 80-х «доброго дядю» из «Вам и не снилось», Оскар Перекати-Поле из «Расмуса-бродяги», мистера Бэнкса из «Мэри Поппинс, до свидания!», учителя из «Черной курицы...» знали даже дети.

Он тщательно исследовал доверенный образ, искал в заданных обстоятельствах существования частный, внутренний сюжет. И когда находил, озарялся счастливым светом. Он умел делиться тайным знанием о человеке — тщательно, слой за слоем находя краски, представить персонажа в неожиданно теплом или беспощадном свете. Эти черты Альберта Леонидовича сумели разглядеть Игорь Шатров («И это все о нем»), Валерий Рубинчик («Дикая охота короля Стаха»), Алов и Наумов («Тегеран 43»), Владимир Краснопольский и Валерий Усков («Ночные забавы»).

«Культура» предлагает вниманию читателей фрагменты интервью, взятого у Альберта Филозова несколько лет назад нашим парижским корреспондентом Юрием КОВАЛЕНКО.

культура: Вся страна смотрела «В круге первом» с Вашим участием. Сами видели эту экранизацию?

Филозов: Я застал одну серию и в общем доволен. Фильм неторопливый, несовременный — в нем нет обязательных для зрителей увлекательных ситуаций. Есть над чем подумать.

культура: Телеверсии классики — хорошо ли это?

Филозов: Хорошо — хотя бы потому, что сейчас люди ничего не читают. И когда на экране прошел «Идиот», все резко взялись за Достоевского. Так можно привлечь народ к книге.

культура: Вам самому нравится сниматься в сериалах?

Филозов: По-разному. Все зависит от того, кто их делает. Скажем, когда мы снимали с Владимиром Фокиным «Пятого ангела», мне было удивительно интересно. Фокин всегда работает без всяких скидок. Сейчас же сериалы часто снимают молодые люди, которым нечего делать в кино. В таких случаях испытываю чувство неловкости за профессию. И сожалею, что приходится в этом участвовать. Но тут уж ничего не поделаешь. Если перестанешь появляться на экране, тебя забудут.

культура: Есть ли какая-то роль в кино или в театре, которая прошла мимо Вас? Скажем, король Лир?

Филозов: «Короля Лира» поставил Дима Крымов в театре Анатолия Васильева. Он называется «Три сестры». Я когда увидел программку с названием, то подумал: «Так при чем тут Шекспир?» Оказывается, это сестры Корделия, Гонерилья и Регана. Плюс король Лир и шут. Спектакль о взаимоотношениях стариков и молодежи. Сестер играют три молоденькие прелестные девочки. Мне досталась роль шута. И то, что я занят в этой постановке, считаю своим самым большим сегодняшним достижением. Но, вообще-то, к сожалению, я очень мало играл классики.

культура: Столичные театры сейчас на подъеме?

Филозов: Принято считать, что наш театр всегда в кризисе, однако впоследствии — как кто-то сказал — выясняется, что этот кризис и был периодом подъема.

Сейчас зритель — особенно в Москве — пошел избалованный. Если раньше Петербург считался холодным, академическим, имперским городом, а Москва была городом душевным, то сейчас все переменилось. Как ни странно, столица отторгает многие сложные и умные вещи, размышления о происходящем. Москва жаждет развлечений. Даже в МХТ все спектакли теперь шибко развлекательные. То ли жизнь стала такая, то ли люди не хотят больше задумываться над проблемами.

культура: Ни один актер не застрахован от штампов...

Филозов: Наверное, нет. Но, может быть, я не вполне профессиональный артист. Не могу похвастаться большой зрительской любовью. Конечно, есть публика, которой нравится моя индивидуальность, и все-таки мне часто приходится бороться со зрителем за симпатию к себе и к своему персонажу. Именно поэтому я, быть может, менее заштампован. Считаю, что если публика не идет на спектакль, виноват в этом я.

культура: Чем отличается молодое актерское поколение от «стариков»?

Филозов: Оно более импульсивно, предпочитает «экшн». Мы, наверное, тоже такими были. Помню, когда пришел в театр, не мог понять, почему «старики» так долго репетируют, очем так долго размышляют, когда все так просто и ясно.

культура: Вам всю жизнь везло на прекрасных дам — на сцене и в семейной жизни. У Вас есть какое-то заветное слово или отмычка к женским сердцам?

Филозов: Я просто люблю красивых женщин. Такими были все мои партнерши. Наверное, они чувствуют эту любовь, интерес и внимание, и поэтому мне везет.

культура: Вы человек глубоко верующий...

Филозов: Люди должны ходить в церковь регулярно, независимо от того, верят они или не очень. В этом есть некая духовная дисциплина. Я пою в хоре в маленькой церкви под Подольском на станции Силикатная — мне батюшка дал такое послушание. Мне так от этого хорошо, что иногда становится страшновато. Боюсь, как бы эстетическое удовольствие не подменило веру. Батюшка постоянно повторяет, что возрождение жизни государства начинается с общины, и он прав.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!