Откуда у российского феминизма ноги растут |
08 Марта 2019 г. |
Феминизм в наше время превратился в сильнейшее движение, не считаться с которым уже невозможно. В России, куда подобные тенденции обычно приходят с задержкой, феминизм стал важнейшей частью не только общества, но и в какой-то степени даже политики. Куда ни глянь - слышишь отголоски яростных диалогов ("Я феминистка!" - "Все вы, феминистки...") Но что из себя представляет борьба женщин за равноправие в XXI веке? Ответ на этот вопрос предоставила художница, арт-активистка, феминистка, преподавательница и куратор Дарья Серенко, которая Для начала стоит отметить одну важную деталь. Как говорит сама Серенко: «феминистками не рождаются». Феминизм – это движение, которое само действует в ответ на какие-либо угрозы извне (и в этом смысле его можно назвать "реакционным"). Эксперт признаётся, что она могла бы и не стать феминисткой, если бы не окружающий мир, с которым ей нередко приходилось бороться, чтобы выжить и добиться достойных условий существования. По этой причине повестка российского феминизма полностью строится на актуальных женских проблемах. В нашей стране их немало, ведь Россия, замечает Серенко, по правовым возможностям женщин занимает довольно низкую нишу среди остальных стран.
В результате всплывают проблемы семейного насилия, сексуальных домогательств, трудового превосходства мужчин, гендерных стереотипов – этот список можно продолжать ещё очень долго. Феминистки пытаются справиться с этими актуальными проблемами современного общества мужчин и женщин где-то с середины XIX века. Примерно в это время появился мировой феминизм, а потом он стал постепенно распространяться по всей планете. В нашей стране зачатки пусть даже не самого феминизма, но его основных идей, можно было увидеть с 1917 года. Революция привела в страну социализм, который уже не видел разницы между мужчинами и женщинами – общественный строй должен был быть уравнять их во всех проявлениях, в том числе правовых. В то время женщины получили долгожданные права и возможности. При Сталине это правовое равенство даёт обратный ход, но лишь к 1970-80 годам появляются одни из первых журналов, имеющих огромное значение для феминизма нашей страны – «Женщины и Россия» и «Мария». Понемногу это движение развивалось, пока не наступили двухтысячные. С появлением Сети феминизм перешёл в область интернета, где стал активно развиваться с помощью различных форумов и площадок – вспомнить тот же «Живой журнал» с группами, в которые объединялись женщины в борьбе за свои права. При этом феминизм не развивался как единое движение, а успел разделиться на несколько течений, каждое из которых представляет свои взгляды на идеологию. К примеру, радикальный феминизм известен своими жёсткими взглядами относительно патриархата, о котором говорят сами представительницы этого течения. Они видят угнетение лишь со стороны давления мужчин, не притрагиваясь к другим угнетённым группам общества. При этом радикальные феминистки не останавливаются на обычных «правовых» и «классовых» вопросах неравенства, а копают гораздо глубже – вплоть до биологических различий разных полов. Кстати, именно этой неоднозначной (и непонятной большинству народа!) позицией феминистки в основном обязаны негативному стереотипу о них. Но следует помнить, что феминизм - это все-таки нечто гораздо большее, чем демонстрация непривычного сексуального поведения!.. Интерсекциональный феминизм, в свою очередь, объединяет в себе защиту прав множества угнетённых групп общества. Здесь и ЛГБТ-сообщества, и инвалиды, и люди различных рас. Такие феминистки вступаются за женщин не только со стороны их половой принадлежности, но и с других проблемных точек зрения. Эксперт приводит в пример женщину из Узбекистана в России, которая может «подвергаться дискриминации и как женщина, и как представительница другой национальности». Либеральный феминизм в каком-то смысле является противоположностью радикального. Он всё также заступается за женщин, только вот делает это лишь с правовой точки зрения. Таким феминисткам уже не слишком важны биологические различия, «проблемы женского тела и сексуальности», зато вопрос справедливости законов играет для них крайне важную роль. Отдельный интерес вызывает марксистский феминизм, который зародился во многом благодаря стараниям советской революционерки, полномочного посла СССР и первой женщины-дипломата Александры Коллонтай. Этот феминизм видит угнетение женщин мужчинами, но лишь со стороны частников и классового неравенства. Идея в итоге проста: нет капитализма, нет и несправедливости к женщинам. Свой феминизм существует в различных сферах человеческой деятельности. К примеру, правозащитный феминизм активно вступается за права женщин. Представительницы этого течения помогают женщинам в суде, ищут для них адвокатов, говорят о нарушениях прав и так далее. Научный феминизм разрабатывает фактическую базу для всего феминизма. Здесь женщины-учёные проводят различные изыскания проблем взаимодействия двух полов. Отсюда и приходят социальные исследования, которые говорят о неравенстве, угнетении и других трудностях жизни современной женщины. Ну и куда же без феминизма в искусстве. Здесь уже художницы, певицы, артистки и другие представительницы творческих профессий с помощью своих произведений пытаются раскрыть всему миру проблемы женщин XXI века. Вдобавок к этому в России развивается онлайн-феминизм и поп-феминизм. В первом случае всё понятно: феминистки используют возможности всемирной паутины для борьбы за свои права и создания мощного идеологического фона, который обеспечивает этому движению постоянный приток новых лиц. А вот поп-феминизм стал новым направлением для России. В этом случае идеи борьбы за права женщин транслируются не простыми обывательницами, а звёздами шоу-бизнеса, политиками, да и вообще медийными личностями. К таким, к примеру, можно отнести Ксению Собчак, которая в своём политическом проекте продвигала идеи равенства полов. Однако феминизм всё ещё остаётся молодым, развивающимся движением. Порой он несёт в себе противоречивые явления, порой перегибает палку и превращается не в борьбу за права женщин, а в войну против прав мужчин. Но именно по этой причине нужно дать ход развитию идей феминизма, чтобы они смогли найти своё место в современном мире, где порой действительно очень не хватает самой обычной справедливости. А еще наименее терпимые люди над феминистками посмеиваются. Но не стоит рисковать и делать это слишком зло: можно в ответ получить вполне темпераментный "ушат холодной воды" (куда там мужчинам, в полном соответствии с теорией равенства полов!). Кстати, а как ваши дочки-внучки относятся к феминизму? Вот вам еще одни повод для общения с младшими поколенями...
Тэги: |
|