Здравствуй, «Филомена»! |
27 Февраля 2014 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/filomena_27.02.14 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. Истории о том, как часто дела служителей церкви расходятся с заповедями Христа, существуют с тех пор, как возникло христианство. Происходящее за стенами монастырей, в этом зарытом от обычно жизни мире, всегда интересовало писателей, журналистов и режиссёров. На российские экраны выходит история трагической разлуки матери её незаконнорожденного ребёнка - долгожданный фильм Стивена Фрирза «Филомена», рецензия на который представлена в «Российской газете». Мировая премьера состоялась осенью прошлого года на Венецианском кинофестивале - зал принял ее с энтузиазмом. Есть некая закономерность в том, что именно Италия, страна традиционно католическая, постоянно собирает на своем главном кинофестивале самые сильные антиклерикальные фильмы: здесь первыми смотрели «Рай: Веру» Ульриха Зайдля и «Сестры Магдалины» Питера Муллана , здесь отвоевали право показать «Филомену». И здесь этим картинам аплодировали долго, горячо и искренне. «Филомена» идет по следам реального преступления, описанного в книге журналиста из Би-би-си Мартина Сиксмита: ирландский монастырь насильственно разлучил молодую мать Филомену и ее «рожденного во грехе» сына. Богобоязненные монахини выкрали младенца и продали его за тысячу долларов бездетной американской паре, а мать, вырвавшись из монастыря, потом всю жизнь безуспешно пыталась его отыскать. Эта история эхом повторяет трагедию, рассказанную в «Сестрах Магдалины», - о монастыре, где в режиме постоянных унижений, пыток и насилия содержались «падшие», то есть либо уже успевшие согрешить, либо просто «вызывающе красивые» девушки, - своего рода церковном ГУЛАГе. Венеция эту разоблачительную картину не только показала, но и наградила Золотым львом. И вот теперь в фильме Стивена Фрирза «Филомена» безутешную мать играет Джуди Денч - играет без пафоса и надрыва, но с такой искренностью и психологической глубиной, что забыть картину невозможно. Британец Стивен Фрирз исповедует веру в классические способы кинорассказа: имеет дело только с первоклассной драматургией, где есть что играть первоклассным актерам. Литературная основа фильма великолепна, драматичные коллизии сплавлены с острыми, часто смешными диалогами, в которых интригующе раскрываются характеры. «Падшая» героиня, как выясняется, на свободе прожила достойную жизнь, сохранила наивность ирландской провинциалки и все эти годы безуспешно искала сына: «Я думаю о нем постоянно, каждый день, и мне хочется знать - помнит ли он обо мне». Все для Филомены круто изменилось, когда ее историей занялся Мартин Сиксмит (его играет Стив Куган): как убежденного атеиста, в этих сломанных судьбах журналиста интересовала зловещая роль слепой, неспособной сомневаться веры и обездушенных церковных нравов. Сиксмит повез Филомену в США, где и нашлись следы ее Энтони. Судьба мальчика в новой семье складывалась более чем благополучно: он получил отличное образование и стал сотрудником президентской администрации Рейгана и Буша. Но блестящую карьеру на взлете оборвала смерть от чумы ХХ века - СПИДа. При всем трагизме ситуации, фильм по атмосфере получился почти комедийным. Два человека, контрастных по характерам, убеждениям и принадлежащих к очень разным социальным слоям, вместе путешествуют сначала из Лондона в Ирландию, а затем через океан в Соединенные Штаты в поисках не только украденного сына, но и способов лучше понять друг друга. Филомена - женщина крутая, «из глубинки» - не отшлифованная городской цивилизацией, временами эксцентричная, и ее приключения в урбанистическом мире Америке столь же забавны, сколь и трогательны. Джуди Денч и Стив Куган обладают высшим актерским даром быть на экране предельно естественными и при этом - остро выразительными: судьба и личность читаются в каждом взгляде, жесте, реакции Филомены. Джуди Денч и здесь уникальна, хотя такой закоренелой простушкой мы ее еще не видели. Финальные сцены мало имеют себе равных по психологическому накалу. Спустя много лет героиня приходит в свою бывшую камеру пыток - в монастырь, где начались ее злоключения. И бросает в лицо матери-настоятельнице тяжкий упрек в лицемерии: слова Христа почему-то постоянно расходятся с делами, от имени его творимыми. Но даже преступление, учиненное сестрами-монахинями, не заставит ее поколебаться в вере, и она прощает настоятельнице то, чего не простит атеист Мартин Сиксмит, - он, как мы знаем, еще внесет в этот богословский диспут свою лепту. За роль Филомены великая британская актриса выдвинута на премию «Оскар», и, на мой взгляд, ни одну из работ ее конкуренток в этой номинации нельзя поставить рядом. В ближайшее воскресенье мы узнаем, насколько американские академики могут быть объективны. {gallery}TXTS/2014/filomena_27.02.14{/gallery}
|
|