Учебников много, но какие небракованные? |
19 Февраля 2014 г. |
Интерес Министерства образования к содержанию школьных учебников не ослабевает – изменились правила экспертизы учебных пособий. Теперь учебники должны быть одобрены Научно-методическим советом при Минобрнауки и пройти научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную экспертизы. Какие учебники не попадут в перечень рекомендованных? Почему забыты Менделеев и Бутлеров? В каком классе рассказывать детям об алкоголизме, наркомании и абортах? Об итогах педагогической экспертизы «Российской газете» рассказывает член научного совета по экспертизе учебников РАО профессор Игорь Суколенов. – В последнем перечне школьных учебников было почти три тысячи книг. Сколько из них уже прошли экспертизу и много ли новых учебников? Игорь Суколенов: На экспертизу в РАО поступило 584 учебника по 29 предметам (всего представлено 167 завершенных предметных линий). Это значит, что все учебники относятся к определенной ступени образования - написаны для начальной, средней или старшей школы. Если, допустим, экспертизу проходит учебник математики для начальной школы, то эксперты смотрят сразу четыре книги - для первого, второго, третьего и четвертого классов. Абсолютно новых книг нет. Все учебники переработаны и доработаны. Кроме РАО, педагогическую экспертизу может проводить РАН. Думаю, там тоже сотни книг. – Сколько учебников забраковали эксперты? Игорь Суколенов: Мы не рекомендовали для включения в перечень около 20 процентов учебников. Среди них есть учебники для начальной школы, книги по обществознанию, ОБЖ, химии, математике, физике, иностранному языку. Главная причина - содержание учебников не гарантирует, что школьники будут хорошо знать предмет и покажут достойные результаты. Например, в учебнике мало внимания уделено первоначальным представлениям о предмете, об истории его развития. Или мало заданий, плохо подан материал, нет вопросов для самоконтроля учеников. Возьмем химию. В некоторых учебниках дан потрет только одного великого русского химика. – Менделеева? Игорь Суколенов: Да. Но иногда даже его нет. В учебниках физики много теории, но нет заданий, которые показывают, как знание физики может пригодиться в повседневной жизни. В учебнике обществознания для 5-го класса ученикам предлагается описать способы избавления от вредных привычек - алкоголизма, курения, наркомании. Как пятиклассник может ответить на этот вопрос? По мнению некоторых авторов, в 10-11 лет все ученики наших школ должны знать, что такое алкоголизм и наркомания. Конечно же, эксперты дали на этот учебник отрицательное заключение. – Иными словами, этой книги в школе не будет? Игорь Суколенов: Во всяком случае, мы отправили все необходимые для этого материалы в минобрнауки. Еще пример из обществознания для 6-го класса: "Россия - огромная страна с огромными возможностями, людскими и природными ресурсами, поэтому происходит постоянный рост численности чиновников". Глубочайший вывод. Читаем дальше. Обществознание, 8-й класс, тема "Мир социальных отношений": "Дети бедняков недополучают родительской заботы. В школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы". Как после этого у учащихся будет формироваться образ учителя? Еще в учебнике для 8-го класса говорится, что нельзя делать аборты в домашних условиях, а условием для роста терроризма в нашей стране являются две причины - слабая работа пограничных войск и ФСБ. Для чего данная информация 14-летним тинейджерам на уроке обществознания? Увы, ни как доктор наук, ни как родитель, я не могу найти ответа на данный вопрос. На каком основании автор данного опуса делает такие утвердительные выводы на страницах школьного учебника? Почему отсутствуют примеры сложной работы и героических подвигов работников этих структур, отвечающих за безопасность нашего государства, а значит и нас - граждан России? – Откуда же берутся такие авторы? Игорь Суколенов: Чаще всего авторов ищет издательство. Иногда они обращаются сами. Бывает, что дорабатывается старый учебник, и тот, кто его подредактировал, ставит свою фамилию в число авторов. – Много претензий родители высказывают к учебникам для начальной школы: перегружены лишней информацией, написаны наукообразным языком. В учебнике "Окружающий мир" для 2-го класса детям предлагается выучить наизусть определения космоса, горизонта. В третьем дается география за шестой класс. Вам такие книги на экспертизе попадались? Игорь Суколенов: Мы забраковали немного книг для началки, но к ним было особое внимание. В том числе - к иллюстрациям и оформлению. Вот открываем учебник математики за 1-й класс, где дано задание: "Рассмотрите картинки, сделайте вывод". А там - весы с баклажаном и арбуз, которые, как видно на картинке, весят одинаково. Рядом еще одни весы. Там уже баклажан уравновешен с дыней. Ученикам заранее дается неверная информация. Идем дальше. На третьем уроке первоклашкам дается определение: "Многоугольником называют замкнутую линию без самопересечений". Может это понять ребенок в 7 лет? – Что будет с забракованными книгами? Игорь Суколенов: В этом году они на повторную экспертизу точно не попадут. Издательствам и авторам дается год, чтобы исправить ошибки. Нам представляли учебники 10 издательств, среди них не было ни одного, которое получило бы только положительное заключение на свои учебники. – К каким учебникам у экспертов не было претензий? Игорь Суколенов: Если учебник получал положительный отзыв, мы просили экспертов высказать свои пожелания, которые мы готовы передать издательствам и минобрнауки. Я - историк по образованию и считаю, что среди книг по истории есть очень хорошие. Очень достойные учебники для 10 и 11 классов - иллюстрированные, со взвешенной оценкой новейшей истории, которая очень близко подходит к тому, что написано в концепции исторического образования. В этих книгах четко прослеживается тема патриотизма, гордости за страну и ее историю и нет мифов. В отличие от учебников, по которым историю преподают в США или Франции. Довольно много хороших учебников по немецкому языку, литературному чтению, русскому языку. – Каким периодом заканчиваются новые учебники истории? По этому вопросу было много споров. Вначале предлагалось завершить темы 2000 годом, потом 2010 или даже 2012. Игорь Суколенов: Началом ХХI века. Это 2008-2012 годы. – Было ли деление учебников на профильный и базовый уровень, как это предлагает стандарт для старшей школы? Игорь Суколенов: Безусловно, такое деление присутствовало. Но есть и учебники для тех школьников, которые продолжают заниматься по старым стандартам. Учебники, который сейчас прошли экспертизу, могут быть в школе не менее 3 лет. По закону экспертиза теперь проводится не реже одного раза в три года. Но если через три года учебник не вошел в перечень, он считается недопущенным. – На новых учебниках будет отмечено, кто именно проводил экспертизу - РАН или РАО? Игорь Суколенов: На учебниках не предусмотрено наличие отметки о том, кто проводил экспертизу. Мы ведь только даем рекомендации, а решение принимает министерство. Но списки тех учебников, которые получили у нас положительное заключение, мы планируем разместить на сайте. Мнение Виктор Садовничий, ректор МГУ: В дореволюционной России был выдающийся математик Пафнутий Чебышев, который допускал в школу лишь каждый десятый учебник. Если бы мы так же строго отбирали книги и пособия, то уровень знаний в школе был бы выше.
|
|