Трезвеем? |
14 Марта 2014 г. |
Бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил с новой, достаточно неожиданной для него инициативой. На круглом столе в Государственной думе политик, который в свое время запомнился обещанием обеспечить каждого русского мужика бутылкой водки, призвал для борьбы с алкоголизмом восстановить Всероссийское общество трезвенников. Жириновский заверил собравшихся, что сам он за всю жизнь не купил ни одной бутылки водки, так как «не было времени на подобные глупости из-за учебы и работы». А пристрастие соотечественников к алкоголю он считает итогами существования советской власти, войны и необдуманных реформ. Вице-спикер Госдумы высказал недовольство тем, что в России алкоголь рекламируется на каждом шагу. «Включишь телевизор, и везде "пьют-разливают", а надо, чтобы по всем каналам известные люди говорили, что не пьют, не любят, не хотят», — рассказал о своей идее политик. Алкоголь, пожаловался Жириновский, стал самым популярным подарком в трудовых коллективах. Крупные компании включают спиртное в представительские расходы, а дорога на вершины карьерной лестницы открыта для курильщиков и пьющих людей. Всего этого, уверен лидер ЛДПР, быть не должно, но начать борьбу за трезвость мешает алкогольная мафия, «засевшая в органах власти». Надо сказать, что выступая за трезвость нации, Жириновский, как всегда, выступает в согласии с общей государственной политикой. Не далее как 11 марта вступил в силу очередной приказ Росалкогольрегулирования о поднятии акцизов на алкоголь. Теперь бутылка водки в магазине не может стоить меньше 199 рублей (ранее не менее 170), кроме того повышены цены на коньяк и бренди. Очередное повышение цен планируется 1 августа 2014 года, тогда 0,5 литра водки в магазинах будет стоить не менее 220 рублей. Установление минимальных цен на крепкий алкоголь преследует две цели. Первая — с рынка «вымываются» производители некачественной водки. Если на полке магазина бутылки, произведенные на полулегальных заводах Кабардино-Балкарии и на вполне пристойных подмосковных фабриках стоят одинаково, то потребитель довольно быстро станет брать более качественный продукт. Или производитель, который раньше «гнал паленку», задумается о стандартах качества — что тоже, в целом, неплохо. Вторая цель политики государства — мягко заставить россиян меньше пить. Тут важно не повторять ошибки советского правительства, которое в середине 1980-х годов одномоментно запретило производство и распространение алкоголя. В итоге советские граждане, привыкшие к тому времени во всем опираться на собственные силы, начали с невиданным прежде усердием гнать самогон. В итоге объемы производства алкоголя в стране можно было оценивать лишь очень приблизительно, например через статистику продажи сахара. Теперь же правительство не лишает граждан доступа к алкоголю, но дает понять, что нужно себя в питии хоть как-то ограничивать. Водка и другой алкоголь постепенно дорожает, что не вызывает агрессии у граждан и не подталкивает их к самогоноварению (ведь это может только увеличить количество смертей от отравления алкоголем). Производители алкоголя, те самые, которые, по мнению Жириновского, мешают набирать обороты кампании за трезвость, в целом поддерживают правительство: минимальные цены на водку и правда лишили основного преимущества мелких производителей некачественной продукции, их недовольство совершенно резонно вызывает скорость роста цены — именно это заставляет россиян меньше пить. В 2013 году объем легально произведенного крепкого алкоголя сократился на 12%, и ничто не страхует алкогольные заводы от повторения такого спада в этом году. Счетная палата даже начала бить тревогу по этому поводу: по ее данным, в 2013 году доля нелегальной продукции на алкогольном рынке выросла с 30 до 44 процентов. За год в магазинах было продано 1,27 млрд литров водки и напитков крепче 25%, по оценкам экспертов, еще по крайней мере миллиард литров был реализован нелегально. Главным образом на «левый» оборот приходятся спиртосодержащие жидкости и чистый спирт, который употребляют в разведенном виде. Пятая часть от нелегальной продукции — водка, произведенная на абсолютно нормальных заводах «сверх нормы», которую владельцы решили не учитывать в единой автоматизированной системе учета алкоголя (ЕГАИС). Еще по 200 млн литров приходятся на аптечные настойки и самогон, себестоимость производства которого при наличии специального аппарата не превышает 50 рублей за литр. Также в приграничных регионах набирает популярность водка из Казахстана — страны Таможенного союза, из которой невозможно ограничить импорт. Алкоголь в магазинах южного соседа России стоит в несколько раз дешевле. В результате среди пострадавших оказывается даже федеральный бюджет: в минувшем году при двукратном росте акцизов сборы увеличились лишь на четверть. В тоже время статистика Министерства здравоохранения, несмотря на всю критику, вселяет оптимизм в сторонников борьбы с пристрастием россиян к алкоголю. Одновременно с началом повышения цен на водку в стране начала снижаться смертность от алкогольных отравлений, падает число алкогольных психозов. Потребление алкоголя гражданами страны с 2010 года упало почти на треть, с 18 до 13,5 литров чистого алкоголя на душу населения. Даже главный нарколог страны Евгений Брюн, известный своим резко негативным отношением к любому алкоголю, в целом доволен этим показателем, который теперь находится на уровне развитых европейских стран. Впрочем, он недоволен культурой пития, которая, как известно, в России хромает. И правда, редко в какой европейской столице можно посередине дня встретить на детской площадке сильно подвыпивших сквернословящих граждан, которые там гуляют вместо пенсионеров или родителей с детьми. Для России это пока что если и не норма, то уж точно не из ряда вон выходящее явление. Возможно, культуру гражданам России удастся привить полицейскими методами. Министерство внутренних дел уже запросило новые права для правоохранителей — в случае поддержки парламентом и правительством, стражи порядка смогут проверять на предмет алкогольного опьянения простых прохожих. Возможно, подействуют рыночные методы. Руководство пивоваренной компании «Балтика» уже решило для «формировании культуры ответственного потребления пива и борьбе со злоупотреблением алкоголем» снизить объем своих бутылок на 5-6%. Таким образом, например, вместо 0,5 литра пива покупатель станет обладателем 0,47 литра. С одной стороны, «Балтику» уже обвинили в обмане покупателей — таком же, каким занимаются производители молока, сахара, кофе и других товаров. С другой стороны, любители пива и правда за один присест будут выпивать чуть меньше пенного напитка, а значит, в итоге будут чуточку менее пьяными и буйными. Чего, собственно, и добивается правительство
|
|