Россия и Литва: полублокада Калининграда — это еще цветочки |
Виталий Гранкин |
27 Июня 2022 г. |
Население Калининградской области — миллион человек, по российским меркам это не очень много. Ее изоляция от Евросоюза — не такая уж новость. Она усиливается уже несколько лет. Вступивший в силу 18 июня литовский запрет на железнодорожный транзит подсанкционных грузов не является чем-то поворотным. Это лишь очередной шаг в непрерывно усиливающейся изоляции эксклава. ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА. Слово «война» применительно к новейшему российско-литовскому конфликту широко запущено нашими властями в обиход, хотя и особым образом. РИА Новости: «Транспортная блокада Калининграда, организованная Литвой, — это повод для начала военных действий, заявил бывший украинский дипломат... Это решение является самоубийственным, так как это готовый casus belli (повод для объявления войны — ред.)» Вслед за государственным информационным агентством «военные» рассуждения некого иностранного отставника, имя которого никому в России ничего не говорит, сразу растиражировали множество провластных ресурсов. Они же коллекционируют и более конкретные соображения: «Издание Politico ранее назвало гипотетический Сувалкский коридор из Белоруссии в Калининград, где сейчас проходит граница Польши и Литвы, самым опасным местом на планете из-за угрозы начала прямого конфликта России и НАТО». Как видим, тон взят чрезвычайно угрожающий. Но при этом никто не решается сказать что-нибудь радикальное от себя лично. С хорошо продуманной уклончивостью высказываются не только агитаторы, но и высшие должностные лица. Секретарь Совбеза Николай Патрушев, прибыв в Калининград, пообещал, что «Россия, безусловно, отреагирует, и соответствующие меры окажут серьезное негативное влияние на население Литвы». Каких-то силовых действий напрямую, вроде бы, не обещано. Но и о том, что их не будет, не говорится. Возможно, решение просто еще не принято. Даже не пытаясь угадать, каким оно будет, мы можем очертить реальные контуры проблемы. Население Калининградской области — миллион человек, по российским меркам это не очень много. Ее изоляция от Евросоюза — не такая уж новость. Она усиливается уже несколько лет. Еще в середине прошлого десятилетия эксклав был самым открытым на Запад регионом РФ. Половина его жителей обладала либо шенгенскими визами, либо карточками МПП («местного пограничного передвижения»), которые давали право на въезд в Польшу. Большая часть потребляемых в области продуктов и товаров ввозилась из двух соседствующих стран ЕС — как организованным, так и частным порядком. Затем границы стали закрываться. Сначала Польша заморозила МПП. Потом настали ковидные карантины. И наконец, с февраля Евросоюз объявляет все более жесткие бойкоты. Вступивший в силу 18 июня литовский запрет на железнодорожный транзит подсанкционных грузов не является чем-то поворотным. Это лишь очередной шаг в непрерывно усиливающейся изоляции эксклава. Ужасен ли этот запрет? Нет, скорее неприятен и довольно дорогостоящ. Под удар попадает примерно половина товаров, ввозимых из континентальной России, например, бытовая техника стоимостью выше 750 евро. Но не еда и не предметы первой необходимости. Так что голода там в любом случае не будет. Однако стоит ждать роста цен, поскольку доставка морем, которую еще надо наладить, будет обходиться дороже. Кстати, потребительские цены в эксклаве, как бы в предвидении будущего, уже и так повышаются. Есть ли формальные способы принудить Литву к отмене бойкота? Скорее, нет. Ссылки на нарушение ею совместного заявления РФ и ЕС о калининградском транзите от 2002 года вряд ли сработают. Внимательное чтение этого документа лишь приводит к выводу, что его авторам даже в голову не приходила мысль о возможности таких бойкотов. Соответственно, они не пытались их запретить. Время-то было совсем другое. Нет и признаков того, что Литва проявила самодеятельность. Правительство Евросоюза (European Comission) давно уже было в курсе и согласовало этот запрет. Значит, и решение о желаемой его отмене может быть принято только этой же инстанцией. Которая в последнее время не очень-то склонна уступать Москве. Не совсем понятно, как выглядели бы сейчас российско-европейские переговоры и какими доводами (если исключить силовые) Россия смогла бы переубедить своих собеседников. Если же силовые аргументы все же не исключать, то придется встать на почву уже процитированных рассуждений о «Сувалкском коридоре» (т.е. о пробитии сухопутного пути в эксклав через Белоруссию и Литву) или других крайне рискованных действиях. Вряд ли расклады сегодняшнего дня располагают к чему-то подобному. Литовский бойкот — лишь часть, и далеко не главная, потока западных санкций. Если рассуждать хладнокровно, то, снявши голову, об отдельно взятом транзите не плачут. Ну а по поводу пропагандистских декламаций о casus belli — хочется рассчитывать на то, что casus есть, а belli сейчас не будет. Виталий Гранкин На нашем сайте читайте также:
По инф. * средство массовой информации, внесенное Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента
|
|