Развивать самостоятельность каждого |
18 Февраля 2016 г. |
Как-то в одном из своих посланий к Федеральному собранию наш президент В. В. Путин, рассуждая о духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодёжи, заметил: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Вот о необходимости воспитания у нашего подрастающего поколения способности самостоятельно мыслить и действовать и хотелось бы сегодня поговорить. В своё время А. С. Макаренко, перелопатив всю педагогическую литературу, писал: «Все знают, что надо воспитывать, но никто не знает, как». А ведь все науки родились в делах. Предок слез с дерева, кушать хочется, нашёл съедобный корень. Съел, семена рассыпал. Потом стал пахать, сеять, родил сельскохозяйственную науку, докторов, академиков. Съели оздоравливающий корень – родили медицину. Построили шалаш, ветер сдул – построили крепкий. Сегодня о том, как надо строить, знают почти всё – наука! Наука обучения сотни лет была в утробе, не опиралась на дела. Аристотель учил хорошо. Авторитет. Учил на ходу, иногда врал, так как сам не знал. Например, тяжёлые тела падают быстрее, чем лёгкие. Вроде логично?! А Галилей через тысячу лет опроверг это. Просто взял и бросил разные по весу тела. Упали одновременно. Дальше наука стала развиваться в делах. Появились опыты, лабораторные исследования, то есть дела. Появились учёные с мировым именем. Наука о природе нарожала много и сегодня «в положении». А науки воспитания и на сегодня как не было, так и нет. А учёные есть. И руководители есть, а нужных обществу выпускников из школ нет, так как выпускаем их не в делах. «Я сам!» заложено с рождения и, пожалуйста, этому не надо мешать! Закон «Каждый рождённый в природе должен самостоятельно развиваться умственно и физически». Львы и козлы выполняют закон. А близкие, в смысле недалёкие, люди не считаются с этим «я сам», воспитывая под себя. Бассейн, музыкальная школа, мордобитие по правилам и без. Ломая главное направление в жизни, выращивают безразличие и даже противостояние, порой смертельное! «Какая нынче пошла молодёжь... Не уважают старших, не слушают родителей, изводят учителей» (Софокл). И мы изводили, и вы, и сто лет назад, и тысячу. Цель у всех одна – образование, а причина – ломают «я сам». У Саши Ширвиндта папа скрипач. Сам скрипел днями и Сашу заставлял. Мальчик, плача, закрывался в туалете – держал оборону. Скрипка выбила из ума – учился плохо. Но в 15 лет нашёл свою дорогу в любительском театре и стал на голову выше окружающих: артист, сценарист, режиссёр. Гений! «Каждый ребёнок рождается гением» (Гельвеций). Мой дед в деревне Зыряново Иркутской области учил детей ссыльного К. Л. Янгеля. Три брата полюбили дорогу к знаниям. Константин стал дипломатом, Александр – талантливым военачальником, Михаил – конструктором ракет. Семья одна, среда одна, воспитание одно, а дороги разные! Потому что разное было желание. «Счастлив был только тот, кто с радостью трудился всю свою жизнь» (Леонардо да Винчи). Главная фигура в образовании – директор школы. Умный, грамотный директор – счастье для детей, их родителей и учителей. Если такового нет, для школы беда. Вот его функции: 1. Создать сплочённый коллектив учителей, детей и их родителей для получения детьми образования. 2. Распределить всех детей с правом «я сам» по возрастным группам: а) учебная – готовим в вузы; б) спортивная – в спорт на всю жизнь; в) военно-патриотическая – в офицеры, генералы; г) культмассовая – артисты, дикторы и т. д.; д) шефская – учителя, врачи, руководители; е) порядка – прокуроры, судьи, следователи и т. д. Каждую группу готовят в делах к сотням профессий. В каждой группе – своё дело. 1 сентября «по боцманскому свистку» все разбежались по своим любимым местам и вперёд – к прекрасному далёко. В одной разновозрастной группе, где у маленьких – маленькие дела, у больших – большие. Маленькие учатся, у них большая перспектива со временем порулить. В разновозрастной группе за 11 лет вырастает не только прекрасный специалист, но и прекрасный характер, так как мнения и поступки совпадают, получить его надо до 17 лет. Воспитывает только разновозрастная группа. 3. В конце мая – составить план работы, согласовывая его со всеми заинтересованными организациями. 12 месяцев – 12 дел. Одно дело на месяц и вперёд – к следующему. Промедление – смерти подобно. Азарт! Мажор! Преступление – навязывать школе другие дела после утверждения плана. В конце месяца – праздник! Как ждут его дети! Не только информация, но главное – самоутверждение. 4. «В коллективе не должно быть человека, выпученного в виде прыща или размельченного в пыль» (А. С. Макаренко). Если в первом классе четыре ученика из группы порядка не остановят нестандартного, он быстро станет «прыщом», отравляя всё окружающее пространство. Я всегда следил и крепко спрашивал за оскорбление товарища. «На первом месте – успехи группы, на втором – успехи товарища и только на третьем – свои» (А. С. Макаренко). «Вы дарили детям радость побед», – писали потом мне родители. В 1–4 классах работу проводят шефы 5–8 классов. Групповые соревнования типа «Умники и умницы». Честь класса защищают команды по нескольку человек. Они будут себя чувствовать нужными людьми. В 5–8 классах преобладают личные соревнования. Стихи, рассказы, сценки из жизни школы. В 9–11 классах вместе со студентами и преподавателями вузов готовятся к взрослой жизни. «Я сам» в расцвете! Ну вот, с подачи Владимира Владимировича я кратко попытался ответить, как надо, на мой взгляд, воспитывать наших детей в школах, приоткрыл, так сказать, дорогу в науку «воспитание». Эта статья могла бы стать хорошей подсказкой хорошему директору. Развитие науки обычно в руках учёных. Это их задача – обобщать наработки школ по всем направлениям школьного развития. Проще тогда будет и проверять работу школ. «Что это за школа, в которой ученики 9-х классов не знают, что делается в 5-м; а что делается в 3-м – и знать не хотят. Это плохая школа!» (А. С. Макаренко). Не надо нам плохих школ. Духовное развитие любой страны зависит не от нефти и газа, не от экономики и сельского хозяйства, а от развития образования. Если учёные и руководители образования серьёзно займутся улучшением школьных дорог, нас ждёт прекрасное будущее: высокая духовность, чудесное общение, глубокий патриотизм и законопослушность будущих выпускников школ, в делах рождённых.
|
|