НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Развивать самостоятельность каждого

18 Февраля 2016 г.

 

Как-то в одном из своих посланий к Федеральному собранию наш президент В. В. Путин, рассуждая о духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодёжи, заметил: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Вот о необходимости воспитания у нашего подрастающего поколения способности самостоятельно мыслить и действовать и хотелось бы сегодня поговорить.

В своё время А. С. Макаренко, перелопатив всю педагогическую литературу, писал: «Все знают, что надо воспитывать, но никто не знает, как». А ведь все науки родились в делах. Предок слез с дерева, кушать хочется, нашёл съедобный корень. Съел, семена рассыпал. Потом стал пахать, сеять, родил сельскохозяйственную науку, докторов, академиков. Съели оздоравливающий корень – родили медицину. Построили шалаш, ветер сдул – построили крепкий. Сегодня о том, как надо строить, знают почти всё – наука!

Наука обучения сотни лет была в утробе, не опиралась на дела. Аристотель учил хорошо. Авторитет. Учил на ходу, иногда врал, так как сам не знал. Например, тяжёлые тела падают быстрее, чем лёгкие. Вроде логично?! А Галилей через тысячу лет опроверг это. Просто взял и бросил разные по весу тела. Упали одновременно.

Дальше наука стала развиваться в делах. Появились опыты, лабораторные исследования, то есть дела. Появились учёные с мировым именем. Наука о природе нарожала много и сегодня «в положении». А науки воспитания и на сегодня как не было, так и нет. А учёные есть. И руководители есть, а нужных обществу выпускников из школ нет, так как выпускаем их не в делах.

«Я сам!» заложено с рождения и, пожалуйста, этому не надо мешать! Закон «Каждый рождённый в природе должен самостоятельно развиваться умственно и физически». Львы и козлы выполняют закон. А близкие, в смысле недалёкие, люди не считаются с этим «я сам», воспитывая под себя. Бассейн, музыкальная школа, мордобитие по правилам и без. Ломая главное направление в жизни, выращивают безразличие и даже противостояние, порой смертельное!

«Какая нынче пошла молодёжь... Не уважают старших, не слушают родителей, изводят учителей» (Софокл). И мы изводили, и вы, и сто лет назад, и тысячу. Цель у всех одна – образование, а причина – ломают «я сам». У Саши Ширвиндта папа скрипач. Сам скрипел днями и Сашу заставлял. Мальчик, плача, закрывался в туалете – держал оборону. Скрипка выбила из ума – учился плохо. Но в 15 лет нашёл свою дорогу в любительском театре и стал на голову выше окружающих: артист, сценарист, режиссёр. Гений!

«Каждый ребёнок рождается гением» (Гельвеций). Мой дед в деревне Зыряново Иркутской области учил детей ссыльного К. Л. Янгеля. Три брата полюбили дорогу к знаниям. Константин стал дипломатом, Александр – талантливым военачальником, Михаил – конструктором ракет. Семья одна, среда одна, воспитание одно, а дороги разные! Потому что разное было желание. «Счастлив был только тот, кто с радостью трудился всю свою жизнь» (Леонардо да Винчи).

Главная фигура в образовании – директор школы. Умный, грамотный директор – счастье для детей, их родителей и учителей. Если такового нет, для школы беда.

Вот его функции:

1. Создать сплочённый коллектив учителей, детей и их родителей для получения детьми образования.

2. Распределить всех детей с правом «я сам» по возрастным группам:

а) учебная – готовим в вузы;

б) спортивная – в спорт на всю жизнь;

в) военно-патриотическая – в офицеры, генералы;

г) культмассовая – артисты, дикторы и т. д.;

д) шефская – учителя, врачи, руководители;

е) порядка – прокуроры, судьи, следователи и т. д.

Каждую группу готовят в делах к сотням профессий. В каждой группе – своё дело. 1 сентября «по боцманскому свистку» все разбежались по своим любимым местам и вперёд – к прекрасному далёко. В одной разновозрастной группе, где у маленьких – маленькие дела, у больших – большие. Маленькие учатся, у них большая перспектива со временем порулить. В разновозрастной группе за 11 лет вырастает не только прекрасный специалист, но и прекрасный характер, так как мнения и поступки совпадают, получить его надо до 17 лет. Воспитывает только разновозрастная группа.

3. В конце мая – составить план работы, согласовывая его со всеми заинтересованными организациями. 12 месяцев – 12 дел. Одно дело на месяц и вперёд – к следующему. Промедление – смерти подобно. Азарт! Мажор!

Преступление – навязывать школе другие дела после утверждения плана. В конце месяца – праздник! Как ждут его дети! Не только информация, но главное – самоутверждение.
В первой моей школе, помнится, побывал директор ИУУ А. Н. Антипин: «Я никогда не видел таких детей. Горят. Систему сам придумал?» – «По советам Макаренко». Во второй моей школе он уже приехал снимать меня с работы за то, что я заменил учительские планы по воспитанию на ученические. Заместитель заведующего Леноблоно В. В. Кудрявцев: «Какие азартные дети! Систему сам придумал?» – «Воспитывать в делах, а не в словах учил Макаренко».

4. «В коллективе не должно быть человека, выпученного в виде прыща или размельченного в пыль» (А. С. Макаренко).

Если в первом классе четыре ученика из группы порядка не остановят нестандартного, он быстро станет «прыщом», отравляя всё окружающее пространство. Я всегда следил и крепко спрашивал за оскорбление товарища. «На первом месте – успехи группы, на втором – успехи товарища и только на третьем – свои» (А. С. Макаренко).

«Вы дарили детям радость побед», – писали потом мне родители.
Побеждает только дружный, сплочённый коллектив.

В 1–4 классах работу проводят шефы 5–8 классов. Групповые соревнования типа «Умники и умницы». Честь класса защищают команды по нескольку человек. Они будут себя чувствовать нужными людьми.

В 5–8 классах преобладают личные соревнования. Стихи, рассказы, сценки из жизни школы.

В 9–11 классах вместе со студентами и преподавателями вузов готовятся к взрослой жизни. «Я сам» в расцвете!

Ну вот, с подачи Владимира Владимировича я кратко попытался ответить, как надо, на мой взгляд, воспитывать наших детей в школах, приоткрыл, так сказать, дорогу в науку «воспитание». Эта статья могла бы стать хорошей подсказкой хорошему директору.

Развитие науки обычно в руках учёных. Это их задача – обобщать наработки школ по всем направлениям школьного развития. Проще тогда будет и проверять работу школ. «Что это за школа, в которой ученики 9-х классов не знают, что делается в 5-м; а что делается в 3-м – и знать не хотят. Это плохая школа!» (А. С. Макаренко).

Не надо нам плохих школ. Духовное развитие любой страны зависит не от нефти и газа, не от экономики и сельского хозяйства, а от развития образования.

Если учёные и руководители образования серьёзно займутся улучшением школьных дорог, нас ждёт прекрасное будущее: высокая духовность, чудесное общение, глубокий патриотизм и законопослушность будущих выпускников школ, в делах рождённых.

  • Расскажите об этом своим друзьям!