ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Развивать самостоятельность каждого

Изменить размер шрифта

 

Как-то в одном из своих посланий к Федеральному собранию наш президент В. В. Путин, рассуждая о духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодёжи, заметил: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Вот о необходимости воспитания у нашего подрастающего поколения способности самостоятельно мыслить и действовать и хотелось бы сегодня поговорить.

В своё время А. С. Макаренко, перелопатив всю педагогическую литературу, писал: «Все знают, что надо воспитывать, но никто не знает, как». А ведь все науки родились в делах. Предок слез с дерева, кушать хочется, нашёл съедобный корень. Съел, семена рассыпал. Потом стал пахать, сеять, родил сельскохозяйственную науку, докторов, академиков. Съели оздоравливающий корень – родили медицину. Построили шалаш, ветер сдул – построили крепкий. Сегодня о том, как надо строить, знают почти всё – наука!

Наука обучения сотни лет была в утробе, не опиралась на дела. Аристотель учил хорошо. Авторитет. Учил на ходу, иногда врал, так как сам не знал. Например, тяжёлые тела падают быстрее, чем лёгкие. Вроде логично?! А Галилей через тысячу лет опроверг это. Просто взял и бросил разные по весу тела. Упали одновременно.

Дальше наука стала развиваться в делах. Появились опыты, лабораторные исследования, то есть дела. Появились учёные с мировым именем. Наука о природе нарожала много и сегодня «в положении». А науки воспитания и на сегодня как не было, так и нет. А учёные есть. И руководители есть, а нужных обществу выпускников из школ нет, так как выпускаем их не в делах.

«Я сам!» заложено с рождения и, пожалуйста, этому не надо мешать! Закон «Каждый рождённый в природе должен самостоятельно развиваться умственно и физически». Львы и козлы выполняют закон. А близкие, в смысле недалёкие, люди не считаются с этим «я сам», воспитывая под себя. Бассейн, музыкальная школа, мордобитие по правилам и без. Ломая главное направление в жизни, выращивают безразличие и даже противостояние, порой смертельное!

«Какая нынче пошла молодёжь... Не уважают старших, не слушают родителей, изводят учителей» (Софокл). И мы изводили, и вы, и сто лет назад, и тысячу. Цель у всех одна – образование, а причина – ломают «я сам». У Саши Ширвиндта папа скрипач. Сам скрипел днями и Сашу заставлял. Мальчик, плача, закрывался в туалете – держал оборону. Скрипка выбила из ума – учился плохо. Но в 15 лет нашёл свою дорогу в любительском театре и стал на голову выше окружающих: артист, сценарист, режиссёр. Гений!

«Каждый ребёнок рождается гением» (Гельвеций). Мой дед в деревне Зыряново Иркутской области учил детей ссыльного К. Л. Янгеля. Три брата полюбили дорогу к знаниям. Константин стал дипломатом, Александр – талантливым военачальником, Михаил – конструктором ракет. Семья одна, среда одна, воспитание одно, а дороги разные! Потому что разное было желание. «Счастлив был только тот, кто с радостью трудился всю свою жизнь» (Леонардо да Винчи).

Главная фигура в образовании – директор школы. Умный, грамотный директор – счастье для детей, их родителей и учителей. Если такового нет, для школы беда.

Вот его функции:

1. Создать сплочённый коллектив учителей, детей и их родителей для получения детьми образования.

2. Распределить всех детей с правом «я сам» по возрастным группам:

а) учебная – готовим в вузы;

б) спортивная – в спорт на всю жизнь;

в) военно-патриотическая – в офицеры, генералы;

г) культмассовая – артисты, дикторы и т. д.;

д) шефская – учителя, врачи, руководители;

е) порядка – прокуроры, судьи, следователи и т. д.

Каждую группу готовят в делах к сотням профессий. В каждой группе – своё дело. 1 сентября «по боцманскому свистку» все разбежались по своим любимым местам и вперёд – к прекрасному далёко. В одной разновозрастной группе, где у маленьких – маленькие дела, у больших – большие. Маленькие учатся, у них большая перспектива со временем порулить. В разновозрастной группе за 11 лет вырастает не только прекрасный специалист, но и прекрасный характер, так как мнения и поступки совпадают, получить его надо до 17 лет. Воспитывает только разновозрастная группа.

3. В конце мая – составить план работы, согласовывая его со всеми заинтересованными организациями. 12 месяцев – 12 дел. Одно дело на месяц и вперёд – к следующему. Промедление – смерти подобно. Азарт! Мажор!

Преступление – навязывать школе другие дела после утверждения плана. В конце месяца – праздник! Как ждут его дети! Не только информация, но главное – самоутверждение.
В первой моей школе, помнится, побывал директор ИУУ А. Н. Антипин: «Я никогда не видел таких детей. Горят. Систему сам придумал?» – «По советам Макаренко». Во второй моей школе он уже приехал снимать меня с работы за то, что я заменил учительские планы по воспитанию на ученические. Заместитель заведующего Леноблоно В. В. Кудрявцев: «Какие азартные дети! Систему сам придумал?» – «Воспитывать в делах, а не в словах учил Макаренко».

4. «В коллективе не должно быть человека, выпученного в виде прыща или размельченного в пыль» (А. С. Макаренко).

Если в первом классе четыре ученика из группы порядка не остановят нестандартного, он быстро станет «прыщом», отравляя всё окружающее пространство. Я всегда следил и крепко спрашивал за оскорбление товарища. «На первом месте – успехи группы, на втором – успехи товарища и только на третьем – свои» (А. С. Макаренко).

«Вы дарили детям радость побед», – писали потом мне родители.
Побеждает только дружный, сплочённый коллектив.

В 1–4 классах работу проводят шефы 5–8 классов. Групповые соревнования типа «Умники и умницы». Честь класса защищают команды по нескольку человек. Они будут себя чувствовать нужными людьми.

В 5–8 классах преобладают личные соревнования. Стихи, рассказы, сценки из жизни школы.

В 9–11 классах вместе со студентами и преподавателями вузов готовятся к взрослой жизни. «Я сам» в расцвете!

Ну вот, с подачи Владимира Владимировича я кратко попытался ответить, как надо, на мой взгляд, воспитывать наших детей в школах, приоткрыл, так сказать, дорогу в науку «воспитание». Эта статья могла бы стать хорошей подсказкой хорошему директору.

Развитие науки обычно в руках учёных. Это их задача – обобщать наработки школ по всем направлениям школьного развития. Проще тогда будет и проверять работу школ. «Что это за школа, в которой ученики 9-х классов не знают, что делается в 5-м; а что делается в 3-м – и знать не хотят. Это плохая школа!» (А. С. Макаренко).

Не надо нам плохих школ. Духовное развитие любой страны зависит не от нефти и газа, не от экономики и сельского хозяйства, а от развития образования.

Если учёные и руководители образования серьёзно займутся улучшением школьных дорог, нас ждёт прекрасное будущее: высокая духовность, чудесное общение, глубокий патриотизм и законопослушность будущих выпускников школ, в делах рождённых.

  • Расскажите об этом своим друзьям!