По имени, по отцу или по матери? |
29 Декабря 2014 г. |
Одна американская студентка писала под моим научным руководством курсовую работу об эмансипационных процессах в России. Я читала про модели поведения современных деловых женщин, про то, что выбор за нами – как мы захотим, так оно и будет, а сама думала (и сейчас думаю), что феминизм в России обречен, и что наше общество навсегда останется патриархальным. Хотя бы потому, что в состав русского имени входит отчество. Есть среди моих друзей и знакомых большая и веселая группа бухгалтеров и экономистов — типичный средний класс. У них есть одна особенность – стремление всех и вся звать по имени и на ты. В этом удивительном мире начальника могут называть просто "Борюсик", тетенька 38 лет от роду говорит девятилетнему ребенку: "Зови меня просто Валя! Я еще не такая старая!", а двадцатилетний молодой человек обращается к женщине лет пятидесяти со словами: "Слушай, Маша...". На контрасте — пришли к нам учиться в магистратуру преподаватели Нахимовского училища. Сидит группа людей в возрасте от тридцати да шестидесяти, и они между собой разговаривают так: "Видите ли, Иван Петрович..." — "Разумеется, вы правы, Геннадий Николаевич". И я понимаю, что дело в устоявшихся формах профессионального этикета, что процесс образования требует более жестких формальных рамок в повседневном общении, чем бухгалтерское дело. Но все равно – отгадайте, какая модель поведения лично мне нравится больше? Разумеется та, которая на веки вечные обеспечит нам несправедливое распределение социальных ролей по половому признаку. В стремлении среднего класса демократизировать процесс общения четко прослеживается желание воспроизводить опыт Запада, где эта самая демократизация шла по линии упрощения: не "мистер Смит", а просто "Джон". Или, как когда-то рассказывали нам в шведской школе, описывая достижения образовательной системы, "ребенок может обратиться к учителю просто по имени, сказать: "Эй, Лена, иди сюда!". Но это достижение — из разряда тех, которые глубоко чужды нашему народу. Потому что наш национальный процесс "выравнивания имен" прошел не по нижней, а по верхней планке. Вкратце напомню, как обстояли дела: полноценное отчество (возможность "писаться с вичем") было социальной привилегией, остальных записывали "Петр Сидоров сын". Царь мог пожаловать этой привилегией за особые заслуги, как пожаловал в свое время Борис Годунов семью Строгановых невиданным званием "именитые люди" и угрозой наказания для любого, кто попытается назвать не по отчеству. Октябрьская революция уравняла всех в правах и превратила не в Петь и Вась, а в Петров Сидоровичей и Василиев Ивановичей. С детства помню, как кто-то в телевизоре высказал предположение, что при коммунизме все будут называть друг друга по имени-отчеству и на "вы". Это, конечно, забавно, и я к коммунизму, упаси Боже, никого не призываю – но мысль о том, что социальный идеал может состоять не в предельной простоте, а в усложнении и в избыточной вежливости кажется мне привлекательной. Конечно, отечественная литература предлагала нам и другую модель будущего. Вадим Шефнер в "Девушке у обрыва" описал такое коммунистическое нововведение, как "отчество" от имени матери — в целях восстановления равенства людей. (Обратите, кстати, внимание на эту вопиющую несправедливость на уровне разговорной речи – какая дьявольская разница между вопросом "как тебя по батюшке" и готовностью "послать по матери". Обидно!). И вот будущий мир, согласно Шефнеру, наполнился Матвеями Людмиловичами, Андреями Галиновичами или как-то так. Причем эта идея оказалась не такой уж нелепой в условиях своевременной действительности: несколько лет назад пространства Интернета и российская общественная мысль были потрясены сообщениями о некой матери-одиночке, записавшей в свидетельстве о рождении своей дочери как раз "материнство" — Юльевна. Мотивировала женщина это тем, что биологический отец дочку не признал, что ребенок его вообще, быть может, не увидит, и раз всю ответственность за обоих родителей несет она одна – то и пошел на фиг отец с его отчеством. Неизвестно, подозревала ли радикальная мать, что мужское имя "Юлий" до сих пор иногда в России встречается, — во всяком случае, ее подвиг удался не полностью. Вернемся, однако, к желанию наших современников до седых волос представляться молодому поколению как "Петя" и "Вася" с вечным аргументом: "Я еще не такой старый/ая". Не исключено, что в ряде случаев это свидетельствует просто о страхе перед наступающим возрастом. Но может свидетельствовать и о более глубокой проблеме — об инфантилизме. Есть такое явление в современном мире – kidult culture, "детско-взрослая культура". Это когда взрослый человек застревает каким-то образом среди детских увлечений, интересов и на детской стадии развития ответственности. Если вы любите т.н. фильмы для семейного просмотра (бежите в кинотеатр на очередную серию "Мадагаскара" или "Звездных войн"), собираете коллекционных кукол, носите трусики с Hello Kity (хоть бы и для прикола), обожаете аквапарки – вы типичный "кидалт". Возможно, вы просто стали беззащитной жертвой маркетологов — потому что есть такая точка зрения, что проблемы kidult culture не существует, а есть только удачный маркетинговый ход, приносящий кому-то неисчислимые барыши. Однако психологи высказывают и другую точку зрения: что распространение kidult culture, инфантилизма в различных формах – это защитная реакция на суровую современную действительность, своеобразное бегство от решения реальных проблем. Но у нас, конечно же, и в этой области свой путь и свои особенности. Я иногда думаю, что современная попытка как можно дольше оставаться человеком без отчества, которого все от мала до велика зовут исключительно на "ты", – это наша национальная форма кидалтизма, наш способ культивировать в себе иллюзию если уж не вечного детства, то вечной молодости, бегство от ответственности (ровно такое же, которое проявляется в политической апатии среднего класса). И напоследок – еще несколько слов о нашей национальной патриархальности. Вот смотрю я на мужчин с некоторой завистью, потому они в этой жизни хорошо устроились: сами не рожают, но отчество каждому из своих детей дают. И поэтому имя мальчикам в России нужно выбирать с особой тщательностью, не игнорируя интересы будущих поколений. Я не сама до этого соображения додумалась – одна из моих подруг, счастливая мать молодого Льва, сказала: "Я специально назвала его Лев, потому что посмотри, какое отчество шикарное!". Полностью присоединяюсь и вынуждена повторить: феминизм в России не победит никогда ровно по той причине, что русское имя неизбежно включает в себя отчество. В этом, конечно, нет вообще никакой справедливости – но зато как красиво!
|
|