НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

По имени, по отцу или по матери?

29 Декабря 2014 г.

child books

Одна американская студентка писала под моим научным руководством курсовую работу об эмансипационных процессах в России. Я читала про модели поведения современных деловых женщин, про то, что выбор за нами – как мы захотим, так оно и будет, а сама думала (и сейчас думаю), что феминизм в России обречен, и что наше общество навсегда останется патриархальным. Хотя бы потому, что в состав русского имени входит отчество.

Есть среди моих друзей и знакомых большая и веселая группа бухгалтеров и экономистов — типичный средний класс. У них есть одна особенность – стремление всех и вся звать по имени и на ты. В этом удивительном мире начальника могут называть просто "Борюсик", тетенька 38 лет от роду говорит девятилетнему ребенку: "Зови меня просто Валя! Я еще не такая старая!", а двадцатилетний молодой человек обращается к женщине лет пятидесяти со словами: "Слушай, Маша...".

На контрасте — пришли к нам учиться в магистратуру преподаватели Нахимовского училища. Сидит группа людей в возрасте от тридцати да шестидесяти, и они между собой разговаривают так: "Видите ли, Иван Петрович..." — "Разумеется, вы правы, Геннадий Николаевич". И я понимаю, что дело в устоявшихся формах профессионального этикета, что процесс образования требует более жестких формальных рамок в повседневном общении, чем бухгалтерское дело. Но все равно – отгадайте, какая модель поведения лично мне нравится больше? Разумеется та, которая на веки вечные обеспечит нам несправедливое распределение социальных ролей по половому признаку.

В стремлении среднего класса демократизировать процесс общения четко прослеживается желание воспроизводить опыт Запада, где эта самая демократизация шла по линии упрощения: не "мистер Смит", а просто "Джон". Или, как когда-то рассказывали нам в шведской школе, описывая достижения образовательной системы, "ребенок может обратиться к учителю просто по имени, сказать: "Эй, Лена, иди сюда!". Но это достижение — из разряда тех, которые глубоко чужды нашему народу.

Потому что наш национальный процесс "выравнивания имен" прошел не по нижней, а по верхней планке. Вкратце напомню, как обстояли дела: полноценное отчество (возможность "писаться с вичем") было социальной привилегией, остальных записывали "Петр Сидоров сын". Царь мог пожаловать этой привилегией за особые заслуги, как пожаловал в свое время Борис Годунов семью Строгановых невиданным званием "именитые люди" и угрозой наказания для любого, кто попытается назвать не по отчеству. Октябрьская революция уравняла всех в правах и превратила не в Петь и Вась, а в Петров Сидоровичей и Василиев Ивановичей. С детства помню, как кто-то в телевизоре высказал предположение, что при коммунизме все будут называть друг друга по имени-отчеству и на "вы". Это, конечно, забавно, и я к коммунизму, упаси Боже, никого не призываю – но мысль о том, что социальный идеал может состоять не в предельной простоте, а в усложнении и в избыточной вежливости кажется мне привлекательной.

Конечно, отечественная литература предлагала нам и другую модель будущего. Вадим Шефнер в "Девушке у обрыва" описал такое коммунистическое нововведение, как "отчество" от имени матери — в целях восстановления равенства людей. (Обратите, кстати, внимание на эту вопиющую несправедливость на уровне разговорной речи – какая дьявольская разница между вопросом "как тебя по батюшке" и готовностью "послать по матери". Обидно!). И вот будущий мир, согласно Шефнеру, наполнился Матвеями Людмиловичами, Андреями Галиновичами или как-то так.

Причем эта идея оказалась не такой уж нелепой в условиях своевременной действительности: несколько лет назад пространства Интернета и российская общественная мысль были потрясены сообщениями о некой матери-одиночке, записавшей в свидетельстве о рождении своей дочери как раз "материнство" — Юльевна. Мотивировала женщина это тем, что биологический отец дочку не признал, что ребенок его вообще, быть может, не увидит, и раз всю ответственность за обоих родителей несет она одна – то и пошел на фиг отец с его отчеством. Неизвестно, подозревала ли радикальная мать, что мужское имя "Юлий" до сих пор иногда в России встречается, — во всяком случае, ее подвиг удался не полностью.

Вернемся, однако, к желанию наших современников до седых волос представляться молодому поколению как "Петя" и "Вася" с вечным аргументом: "Я еще не такой старый/ая". Не исключено, что в ряде случаев это свидетельствует просто о страхе перед наступающим возрастом. Но может свидетельствовать и о более глубокой проблеме — об инфантилизме. Есть такое явление в современном мире – kidult culture, "детско-взрослая культура". Это когда взрослый человек застревает каким-то образом среди детских увлечений, интересов и на детской стадии развития ответственности. Если вы любите т.н. фильмы для семейного просмотра (бежите в кинотеатр на очередную серию "Мадагаскара" или "Звездных войн"), собираете коллекционных кукол, носите трусики с Hello Kity (хоть бы и для прикола), обожаете аквапарки – вы типичный "кидалт". Возможно, вы просто стали беззащитной жертвой маркетологов — потому что есть такая точка зрения, что проблемы kidult culture не существует, а есть только удачный маркетинговый ход, приносящий кому-то неисчислимые барыши. Однако психологи высказывают и другую точку зрения: что распространение kidult culture, инфантилизма в различных формах – это защитная реакция на суровую современную действительность, своеобразное бегство от решения реальных проблем.

Но у нас, конечно же, и в этой области свой путь и свои особенности. Я иногда думаю, что современная попытка как можно дольше оставаться человеком без отчества, которого все от мала до велика зовут исключительно на "ты", – это наша национальная форма кидалтизма, наш способ культивировать в себе иллюзию если уж не вечного детства, то вечной молодости, бегство от ответственности (ровно такое же, которое проявляется в политической апатии среднего класса).

И напоследок – еще несколько слов о нашей национальной патриархальности. Вот смотрю я на мужчин с некоторой завистью, потому они в этой жизни хорошо устроились: сами не рожают, но отчество каждому из своих детей дают. И поэтому имя мальчикам в России нужно выбирать с особой тщательностью, не игнорируя интересы будущих поколений. Я не сама до этого соображения додумалась – одна из моих подруг, счастливая мать молодого Льва, сказала: "Я специально назвала его Лев, потому что посмотри, какое отчество шикарное!". Полностью присоединяюсь и вынуждена повторить: феминизм в России не победит никогда ровно по той причине, что русское имя неизбежно включает в себя отчество.

В этом, конечно, нет вообще никакой справедливости – но зато как красиво!

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!