НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Паруса Крузенштерна в кино

03 Декабря 2013 г.

alt

Популярный телеведущий и путешественник Михаил Кожухов снял многосерийный фильм о выдающейся кругосветной эпопее Ивана Крузенштерна, которая была совершена в 1803-1806 годах. 7, 14, 21 и 28 декабря в утреннем эфире телеканала "Россия" телезрители увидят премьерный показ драмы, которая называется "Нева" и "Надежда". Первое русское плавание кругом света". Подробностями этого уникального проекта автор фильма поделился с корреспондентом "Росбалта".

 

— Почему вам пришла в голову мысль снять фильм об этом плавании?

— То, что совершили эти люди – это, безусловно, подвиг. Без навигационных приборов, в невероятной тесноте, испытывая сильнейшие лишения, они совершили морской поход, сопоставимый — по тем временам — с полетом Юрия Гагарина в космос. В ту пору мощь империй определялась не наличием ядерных боеголовок, а их морскими возможностями. До плавания Крузенштерна России не было в списке великих держав. Благодаря ему она там оказалась.

— Почему фильм называется ""Нева" и "Надежда""?

— Так назывались корабли, на которых российские путешественники совершили это кругосветное плавание. "Надежда" — это корабль Ивана Крузенштерна, а "Невой" управлял его друг, капитан Юрий Лисянский.

— В чем уникальность вашего нового проекта?

— Насколько мне известно, это первая попытка рассказать о русском кругосветном плавании средствами телевидения. На отечественном телевидении это — первый в истории проект, в котором в рамках одного фильма так широко представлена география всего мира — от Аляски до мыса Горн, включая такие экзотические места, как остров святой Елены, остров Пасхи, остров Нуку-Хива из группы Маркизских островов, Курилы, Япония, Китай, — съемки проходили в шестнадцати географических точках. То есть, там, где имели место наиболее яркие, драматические события экспедиции. Этот мир — один из важных героев нашего фильма, потому что за последние 200 лет он сильно изменился. В описании наших героев он предстает в одном виде, а сегодня он выглядит совсем по-другому.

— Сколько времени заняла у вас эта работа?

— Работа над фильмом заняла полтора года. Я хочу еще сказать, что в фильме приняли участие известные актеры. Например, Сергей Горобченко, Максим Виторган, Илья Любимов, Кирилл Грацинский, которые в кадре читают дневники участников экспедиции. Мы специально не приглашали каких-то заслуженных мэтров, поскольку для меня важно было, чтобы актеры были примерно ровесниками своих героев, а они были очень молодыми людьми. Крузенштерну, например, одному из самых "старых" участников экспедиции, было чуть за тридцать, а основной офицерский состав и вовсе едва "разменял третий десяток". Но при этом и у Крузенштерна, и у Лисянского за плечами были уже шесть лет войн и сражений. Их мальчишками досрочно выпустили из Морского кадетского корпуса в Кронштадте и сразу направили на флот для участия в боевых действиях.

— Напомните, в какие годы было совершено это эпическое кругосветное путешествие?

— Экспедиция длилась три года — с 1803 по 1806 годы. В фильме впервые озвучены дневники некоторых ее участников. Например, дневник лейтенанта Макара Ратманова, который только недавно стал доступен для исследователей.

Кроме того, в фильме превращена в компьютерную графику потрясающая коллекция рисунков, которая была сделана участниками экспедиции — Тилезиусом и Левенштерном. Вообще невероятно, как за три года они смогли нарисовать столько и так качественно. Я вообще не уверен, что сейчас есть художники, способные рисовать с такой скоростью.

— Это документальный или художественный фильм?

— Фильм документальный, но там есть элементы художественной реконструкции, стилизованные под кино начала ХХ века. Они снимались в павильонах киностудии им. Горького, где были построены фрагменты кораблей, которые с помощью цифровых технологий потом "отправились в плавание".

— При подготовке к фильму у вас, вероятно, было много вопросов о том, что же происходило во время этого похода?

— По тому, что происходило в экспедиции, вопросов не было: каждый ее день описан в дневниках участников. Больше вопросов было о том, как это все выглядело, как были одеты матросы, из какой посуды они ели и так далее. Мы старались быть в этом максимально точными и столкнулись с некоторыми сложностями. В частности, мне так и не удалось найти точные чертежи этих кораблей — шлюпов — купленных в Англии специально для этой экспедиции.

Вообще, я, по-моему, изобрел новый жанр (хотя не уверен, что его нужно было изобретать), в котором есть, и ведущий, и озвученные дневники, и исторические реконструкции.

— Кто помогал вам в создании этого фильма?

— Он создавался при поддержке Русского географического общества и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Нашим научным консультантом выступил главный специалист по этой теме и потомок славного рода Крузенштернов — Алексей Крузенштерн. Он издатель и живет в Питере.

— В вашем фильме, насколько я знаю, герой знаменитой рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского ""Юнона" и "Авось"" Николай Резанов предстает отнюдь не в привычном романтическом образе.

— Не знаю, как к фильму отнесутся критики и зрители, но проклятие женской половины телевизионной аудитории я за этот образ точно заслужу. Потому что исторический Николай Резанов, при всех его заслугах, в том числе, и перед этой экспедицией, не имеет ничего общего с образом героя любимой многими рок-оперы. С одной стороны, сама экспедиция состоялась благодаря его ходатайству перед двором от имени Российско-Американской компании, а с другой, в моральном плане он был не очень чистоплотным человеком — выпивохой, гулякой и кляузником. Отношения между ним и Крузенштерном достигли такой остроты, что даже удивительно, как за три года экспедиции его случайно не смыло волной за борт...

— Какие задачи стояли перед участниками этой экспедиции?

— Крузенштерн настаивал на том, что Россия должна пользоваться выгодами морской торговли, это необходимо для ее развития. У Резанова же была локальная цель. Он был крупнейшим совладельцем Российско-Американской компании, и ему нужно было совершить инспекцию русских колоний на Аляске. К тому же, уже несколько месяцев не было вестей от управляющего компании Александра Баранова. Резанов накануне отплытия из России был пожалован в камергеры и должен был установить дипломатические отношения с Японией. Эта попытка провалилась — тогда в Японии действовала политика изоляционизма.

А вообще история этой экспедиции вполне могла быть выдумана Жюлем Верном. Там было все — коварство, предательство, самоубийство, людоеды, суровые испытания, которые не каждому по плечу. Она открыла целую эпоху русских кругосветных плаваний. Россия, включившись в эту гонку последней, завершила ее абсолютным чемпионом — ни одна страна мира не совершила столько кругосветных плаваний. Адмирал Крузенштерн, кроме всего прочего, еще и считается основоположником океанографии — до него никто и никогда не занимался изучением морских глубин. И это он, назначенный после похода начальником Морского корпуса, заложил основы подготовки русских моряков. А что мы знаем о нем сегодня? Большинство — только фразу из популярного мультфильма о человеке и пароходе.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!