Паруса Крузенштерна в кино |
03 Декабря 2013 г. |
Популярный телеведущий и путешественник Михаил Кожухов снял многосерийный фильм о выдающейся кругосветной эпопее Ивана Крузенштерна, которая была совершена в 1803-1806 годах. 7, 14, 21 и 28 декабря в утреннем эфире телеканала "Россия" телезрители увидят премьерный показ драмы, которая называется "Нева" и "Надежда". Первое русское плавание кругом света". Подробностями этого уникального проекта автор фильма поделился с корреспондентом "Росбалта".
— Почему вам пришла в голову мысль снять фильм об этом плавании? — То, что совершили эти люди – это, безусловно, подвиг. Без навигационных приборов, в невероятной тесноте, испытывая сильнейшие лишения, они совершили морской поход, сопоставимый — по тем временам — с полетом Юрия Гагарина в космос. В ту пору мощь империй определялась не наличием ядерных боеголовок, а их морскими возможностями. До плавания Крузенштерна России не было в списке великих держав. Благодаря ему она там оказалась. — Почему фильм называется ""Нева" и "Надежда""? — Так назывались корабли, на которых российские путешественники совершили это кругосветное плавание. "Надежда" — это корабль Ивана Крузенштерна, а "Невой" управлял его друг, капитан Юрий Лисянский. — В чем уникальность вашего нового проекта? — Насколько мне известно, это первая попытка рассказать о русском кругосветном плавании средствами телевидения. На отечественном телевидении это — первый в истории проект, в котором в рамках одного фильма так широко представлена география всего мира — от Аляски до мыса Горн, включая такие экзотические места, как остров святой Елены, остров Пасхи, остров Нуку-Хива из группы Маркизских островов, Курилы, Япония, Китай, — съемки проходили в шестнадцати географических точках. То есть, там, где имели место наиболее яркие, драматические события экспедиции. Этот мир — один из важных героев нашего фильма, потому что за последние 200 лет он сильно изменился. В описании наших героев он предстает в одном виде, а сегодня он выглядит совсем по-другому. — Сколько времени заняла у вас эта работа? — Работа над фильмом заняла полтора года. Я хочу еще сказать, что в фильме приняли участие известные актеры. Например, Сергей Горобченко, Максим Виторган, Илья Любимов, Кирилл Грацинский, которые в кадре читают дневники участников экспедиции. Мы специально не приглашали каких-то заслуженных мэтров, поскольку для меня важно было, чтобы актеры были примерно ровесниками своих героев, а они были очень молодыми людьми. Крузенштерну, например, одному из самых "старых" участников экспедиции, было чуть за тридцать, а основной офицерский состав и вовсе едва "разменял третий десяток". Но при этом и у Крузенштерна, и у Лисянского за плечами были уже шесть лет войн и сражений. Их мальчишками досрочно выпустили из Морского кадетского корпуса в Кронштадте и сразу направили на флот для участия в боевых действиях. — Напомните, в какие годы было совершено это эпическое кругосветное путешествие? — Экспедиция длилась три года — с 1803 по 1806 годы. В фильме впервые озвучены дневники некоторых ее участников. Например, дневник лейтенанта Макара Ратманова, который только недавно стал доступен для исследователей. Кроме того, в фильме превращена в компьютерную графику потрясающая коллекция рисунков, которая была сделана участниками экспедиции — Тилезиусом и Левенштерном. Вообще невероятно, как за три года они смогли нарисовать столько и так качественно. Я вообще не уверен, что сейчас есть художники, способные рисовать с такой скоростью. — Это документальный или художественный фильм? — Фильм документальный, но там есть элементы художественной реконструкции, стилизованные под кино начала ХХ века. Они снимались в павильонах киностудии им. Горького, где были построены фрагменты кораблей, которые с помощью цифровых технологий потом "отправились в плавание". — При подготовке к фильму у вас, вероятно, было много вопросов о том, что же происходило во время этого похода? — По тому, что происходило в экспедиции, вопросов не было: каждый ее день описан в дневниках участников. Больше вопросов было о том, как это все выглядело, как были одеты матросы, из какой посуды они ели и так далее. Мы старались быть в этом максимально точными и столкнулись с некоторыми сложностями. В частности, мне так и не удалось найти точные чертежи этих кораблей — шлюпов — купленных в Англии специально для этой экспедиции. Вообще, я, по-моему, изобрел новый жанр (хотя не уверен, что его нужно было изобретать), в котором есть, и ведущий, и озвученные дневники, и исторические реконструкции. — Кто помогал вам в создании этого фильма? — Он создавался при поддержке Русского географического общества и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Нашим научным консультантом выступил главный специалист по этой теме и потомок славного рода Крузенштернов — Алексей Крузенштерн. Он издатель и живет в Питере. — В вашем фильме, насколько я знаю, герой знаменитой рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского ""Юнона" и "Авось"" Николай Резанов предстает отнюдь не в привычном романтическом образе. — Не знаю, как к фильму отнесутся критики и зрители, но проклятие женской половины телевизионной аудитории я за этот образ точно заслужу. Потому что исторический Николай Резанов, при всех его заслугах, в том числе, и перед этой экспедицией, не имеет ничего общего с образом героя любимой многими рок-оперы. С одной стороны, сама экспедиция состоялась благодаря его ходатайству перед двором от имени Российско-Американской компании, а с другой, в моральном плане он был не очень чистоплотным человеком — выпивохой, гулякой и кляузником. Отношения между ним и Крузенштерном достигли такой остроты, что даже удивительно, как за три года экспедиции его случайно не смыло волной за борт... — Какие задачи стояли перед участниками этой экспедиции? — Крузенштерн настаивал на том, что Россия должна пользоваться выгодами морской торговли, это необходимо для ее развития. У Резанова же была локальная цель. Он был крупнейшим совладельцем Российско-Американской компании, и ему нужно было совершить инспекцию русских колоний на Аляске. К тому же, уже несколько месяцев не было вестей от управляющего компании Александра Баранова. Резанов накануне отплытия из России был пожалован в камергеры и должен был установить дипломатические отношения с Японией. Эта попытка провалилась — тогда в Японии действовала политика изоляционизма. А вообще история этой экспедиции вполне могла быть выдумана Жюлем Верном. Там было все — коварство, предательство, самоубийство, людоеды, суровые испытания, которые не каждому по плечу. Она открыла целую эпоху русских кругосветных плаваний. Россия, включившись в эту гонку последней, завершила ее абсолютным чемпионом — ни одна страна мира не совершила столько кругосветных плаваний. Адмирал Крузенштерн, кроме всего прочего, еще и считается основоположником океанографии — до него никто и никогда не занимался изучением морских глубин. И это он, назначенный после похода начальником Морского корпуса, заложил основы подготовки русских моряков. А что мы знаем о нем сегодня? Большинство — только фразу из популярного мультфильма о человеке и пароходе.
|
|