Об истории, как о покойнике — или хорошо, или ничего? |
12 Февраля 2014 г. |
Блокада Ленинграда стала темой спекуляций на самом высоком уровне. История с "Дождем", унизительное прозвище "недоблокадников" со стороны депутата, а теперь еще и обвинение во лжи Даниила Гранина, которое после скандала Минкульт поспешил опровергнуть. Об истории, как о покойнике — или хорошо, или ничего? Тема блокадных пирожных, которые якобы ело высшее руководство блокадного Ленинграда, довела до депутатского запроса. Оскорбленные петербуржцы — в частности, парламентарий городского Заксобрания Борис Вишневский — потребовали от министра культуры Владимира Мединского публичных извинений перед Даниилом Граниным. Столичный чиновник в эфире "Эха Москвы" назвал документальные свидетельства и заявления 95-летнего писателя о спецпайках партийных руководителей ложью и намекнул на фальсификацию фактов. Депутат Борис Вишневский сразу же потребовал от главы Минкультуры публичных извинений перед фронтовиком, почетным гражданином Петербурга Граниным. Впрочем, учитывая профессиональный интерес Владимира Мединского к истории, депутат все же предложил подтвердить справедливость высказывания о "вранье" собственными или иными историческими исследованиями. "Если их не имеется, прошу вас незамедлительно принести публичные извинения Д.А. Гранину, в том числе — в эфире радиостанции "Эхо Москвы", — заключил Вишневский. Корреспондент "Росбалта" в течение дня неоднократно пытался получить комментарий у министра культуры либо его пресс-службы относительно позиции в этом вопросе. Однако адрес электронной почты пресс-секретаря Ирины Казначеевой, опубликованный на официальном сайте ведомства, оказался недействующим, а телефон был либо недоступен, либо отвечал молчанием даже на оставленное сообщение на автоответчике. Впрочем, под вечер пресс-секретарь все же дала ответ: "Приведенная фраза вырвана из контекста и вывернута наизнанку. В программе речь шла о действиях руководства Ленинграда во время блокады, и была затронута тема того, в каких условиях находились градоначальники. В частности, мог ли Жданов, болевший, кстати, тяжелой формой диабета, объедаться ромовыми бабами или пирожными… Ответ очевиден. Да и Гранин никогда об "объедавшемся пирожными Жданове", кстати, не писал", — цитировали СМИ представителя министра культуры. В заключении было сказано: "И еще раз повторюсь: в любом случае мы должны быть благодарны руководителям блокадного Ленинграда, которые в нечеловеческих условиях обеспечили эвакуацию более миллиона жителей и сделали все возможное для спасения города. Не нужно глумиться над памятью наших предков, какая бы изжога не возникала у отдельных представителей либеральной общественности при упоминании слов "советский руководитель", "Отечественная война", "ветеран" и "патриотизм". По нашим представлением, подобный ответ представителя культурного ведомства вызовет "у отдельных представителей либеральной общественности" не меньшую "изжогу", однако в данном случае все-таки лучше оперировать фактами. Приводим расшифровку фрагмента эфира радиопередачи "Эха Москвы" от 31 января 2014 года. "Мединский: "… За годы блокады было эвакуировано по Дороге жизни и иными путями 1 миллион 300 тысяч человек, то есть примерно половина населения. Это единственный в мировой истории случай столь успешной эвакуации мирных жителей из полностью окруженного и осажденного города. Нет ни одной аналогии. Поэтому мы должны не ерничать на тему пирожных, которых никогда не ел Жданов, это полная… я исследовал эту тему, полная фантазия. Вот”. Ведущий радиопередачи уточнил, что в "Блокадной книге" Граниным опубликованы соответствующие документы и фотографии, подтверждающие факт производства пирожных и прочих деликатесов для Смольного. Мединский, однако, на это парировал, что эту тему, якобы, "раздул журнал "Огонек" во второй половине 80-х". Когда же ведущий вновь указал на недавно приведенные Даниилом Граниным факты, подтверждающие выпечку "ромбаб для Жданова", Мединский заключил: "Это вранье. Значит, никаких фактов и доказательств этого нет”. Впрочем, книгу "Неизвестная блокада" петербургского ученого, доктора исторических наук Никиты Ломагина в Минкульте тоже могут воспринять как "происки либеральной общественности". Кстати, там вполне убедительно описана роль партийного руководства Ленинграда, в том числе в несвоевременной эвакуации ленинградцев. “Для того, чтобы представить себе уровень снабжения руководителей среднего звена (район города), приведем выдержки из спецдонесения УНКВД, относящегося к одному из наиболее сложных для Ленинграда дней кануна 1942 года, когда резко возросла смертность и появились случаи каннибализма. В донесении говорилось: "По имеющимся данным известно, что трестом столовых перед ноябрьскими праздниками было отпущено специально для столовой №13 — 10 кг шоколада, 8 кг зернистой икры и консервы. Все это было взято в РК ВКП(б), а 6 ноября из РК ВКП(б) звонили директору столовой Викторовой, требуя предоставления еще шоколада, на что последняя отказалась выполнить их требование...”. Напомним, что книга Ломагина, ставшая основой для его докторской диссертации, основана исключительно на документах из архивов, в первую очередь — НКВД и иных силовых структур. “Приведенное выше спецсообщение наводит на мысль о том, что получение в блокадном Ленинграде сотрудниками Смольного и руководителями среднего партийного звена немыслимых для простых горожан даже по меркам мирного времени продуктов не считалось зазорным. Более того, это, вероятно, было нормой”, — пишет автор. В "Неизвестной блокаде" еще множество документальных свидетельств жизни ленинградской элиты во время блокады. Трудно поверить, что Мединский этого не знает. Может быть, все дело в другом — в желании, как выразился историк и журналист Лев Лурье, "писать либретто истории"? "В самом факте неравенства в потреблении продуктов питания я не вижу ничего страшного, — сообщил Лев Лурье "Росбалту". — Везде и во все времена начальники питались лучше, чем ефрейторы. Конечно, тут уже дело совести — можешь ли есть больше и лучше, чем надо, когда рядом умирают от голода. Проблема в том, что они не крали эти пирожные, им это было разрешено. И тут дело не в коррупции, это более сложные вопросы номенклатуры. Странно было бы призывать Сталина и Жданова пить фронтовые 100 грамм и питаться солдатским пайком". Будет ли Мединский извиняться перед Граниным, как того требует "либеральная общественность"? По мнению экспертов, все зависит "от ветра наверху". "Даниил Гранин — известнейший и уважаемый человек. Мединский пока не так известен, к тому же он значительно моложе. Вероятно, он посмотрит, как реагируют "наверху" и, учитывая тот факт, что Путин был на юбилее Гранина, вероятно, может извиниться. Думаю, что Мединский поведет себя "как телеканал "Дождь", — считает Лурье. По мнению журналиста, сейчас любой "вброс" информации на актуальную тему порождает необычайной силы дискуссии, подпитанные чрезвычайно обострившейся классовой борьбой. "Нагнетание идет с двух сторон. Возьмите эту историю с Граниным и Мединским, или дело Елены Баснер и коллекционера Васильева, или открытие Олимпиады, или стрельбу в московской школе. На все будут существовать две сугубо противоположные точки зрения: одна — официальная, другая — "фейсбучная". Необычное ожесточение страстей. Каждый вопрос в стране становится дискуссионным и вызывает классовую ненависть". Как прокомментировал "Росбалту" главный редактор журнала "Звезда" Яков Гордин, установка чиновников на то, что "все должно быть хорошо", уже выглядит трагикомично. "Помните про письмо Чаадаева и про прошлое, которое было прекрасным, настоящее — великолепным, а будущее будет вообще потрясающим? У нас сейчас та же установка. Убрать все трагическое в русской истории и представить лубок. Только зачем — непонятно". Или же, наоборот — предельно ясно. Что касается позиции самого Владимира Мединского, то, по мнению историков, она очевидна — он говорит, что история настолько не ясна, что лучше ей быть такой, какой хочется. "Мединский не скрывает, что является мифотворцем, — говорит Лурье. — Он выбирает то, что рисует Россию в наиболее выгодном цвете. По большому счету, это — внятное чтение для средне-школьного возраста. Но к истории, как к науке, это отношение не имеет. Это такое либретто "Жизни за царя". Не история, а оратория". Только за блокадников больно.
|
|