Не очень-то популярно в России образование в кредит. А почему? |
Ольга Савина, polit.ru |
04 Октября 2020 г. |
Число россиян, которые готовы безусловно оплачивать образование своих детей, за последние пять лет сократилось почти в два раза, c 38 до 20%, согласно опросам холдинга «Ромир». Перед российскими студентами встает выбор — податься куда хватило баллов или поступить в университет мечты, заплатив за учебу самостоятельно. А вообще, хоть и давно введено платное образование, это явление до сих пор не очень-то и на ура воспринимается российским обществом. И кредитование учебы тоже. Нет своих денег в семье на вуз часто означает нет и самой учебе. А ваши внуки что по поводу образовательных кредитов думают? Их образование оплачивается или нет? И если да, то как? Российская практикаВ августе 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о снижении ставки по образовательным кредитам до 3%. Срок погашения кредита увеличен до 15 лет, а период льготного кредитования — с трех до девяти месяцев после завершения обучения. Образовательный кредит — общемировая практика. В США и в ряде других стран, он был введен еще в 1960-е годы. Студенческие кредиты предполагают, что во время обучения заемщик платит лишь взносы за обслуживание счета. Кредит он начинает погашать после окончания вуза и трудоустройства. Образовательный кредит — история для России не новая. Она обсуждалась в стране с середины 1990-х годов, фигурируя в программах министров образования РФ Александра Тихонова и Владимира Филиппова. Первые попытки ввести образовательный кредит были предприняты в 2000 году Сбербанком России. Правда, студенческим кредитом то, что предлагал банк, назвать трудно: по условиям он мало чем отличался от потребительского, предоставлялся под 19% годовых с обязательной ежемесячной выплатой процентов на срок до 11 лет. К 2006 году студенческие кредиты со сроком погашения 10 лет под 18–20% годовых выдавали в России 15 кредитных организаций. В 2009 году была введена система образовательных кредитов с государственной поддержкой. Тем не менее число заемщиков было незначительно, что объяснялось высокими процентными ставками. В декабре 2016 года Сбербанк обратился в Минобрнауки с просьбой изменить нормативную базу по образовательным кредитам, а в начале 2017 года заморозил их выдачу. Ректоры ведущих вузов России не раз поднимали тему восстановления программы образовательного кредитования. «У нас высокая стоимость обучения. Мы должны иметь некоторые промежуточные инструменты <...> Мы ставим перед государством проблему, что неплохо было бы субсидировать тех, кто идет на платные места с очень высокими баллами, чтобы сделать нормальный образовательный льготный кредит», — заявлял в СМИ ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. А ректор МГИМО Анатолий Торкунов назвал образовательные кредиты правильной практикой для поддержки высшего образования. «К большому сожалению, из-за бюрократических проблем мы это дело потеряли», — заявил Торкунов. Программа образовательных кредитов в России была восстановлена 1 августа 2019 года. Студенты вузов могли получить льготный кредит на образование по ставке не выше 9,5 % годовых. Если ранее образовательный кредит можно было взять только на обучение в вузах из особого списка Минобразования, то с 2019 года студентам доступен любой лицензированный вуз. Перед началом текущего учебного года были внесены изменения в правила предоставления господдержки образовательного кредитования, и условия стали более привлекательными. Благодаря снижению ставки до 3 % и увеличения срока погашения кредита до 15 лет, по мнению правительства, выпускники по окончании учебы получат возможность не спешить и найти достойную работу. Все в плюсеОбразовательный кредит будет мотивировать студентов относиться к учебе более ответственно — ведь возвращать его им придется из своих доходов, уровень которых будет зависеть в том числе от того, насколько успешно они учились, отмечает Михаил Матросов, автор исследования «Образовательный кредит в России: проблемы и перспективы». «Мне кажется, что со взятием кредита у меня даже больше стимула появилось учиться, чем раньше, потому что я понимаю, что это напрямую со мной коррелирует, а не с деньгами моих родителей», — поделилась одна из участниц опроса Высшей школы экономики, посвященного образовательным кредитам. Критики образовательных кредитов полагают, что они будут вынуждать студентов вузов начинать работать еще во время обучения в вузе. Это существенно снизит отдачу от вложений в высшее образование и увеличит процент отчисляемых из вузов студентов. «Современная российская практика такова, что подавляющее большинство студентов (более 80 %) и так начинают работать до окончания вуза, зачастую уже на третьем курсе», — возражает Михаил Матросов. «Более того, студенты, получившие кредит, во-первых, уверены в своих силах, в возможности хорошего трудоустройства и, соответственно, своевременного возврата кредита, во-вторых, понимают важность инвестиций в собственные знания, в-третьих, стремятся к самостоятельности и финансовой независимости. Следовательно, решение о том, чтобы учиться в кредит, принимают люди целеустремленные, дальновидные и самостоятельные», — отмечается в исследовании. Преимущества образовательного кредитования очевидны не только для студентов, но и для вузов. За счет увеличения количества студентов, обучающихся на платной основе, учебные заведения получают дополнительное финансирование. Существуют некоторые риски в связи проблемными заемщиками — студентами, отчисленными из вуза и вынужденными возвращать кредит, однако, как отмечают эксперты ВШЭ, в зарубежной и в российской практике таких ситуаций очень мало. Тем не менее должны существовать специальные институты, работающие с такими случаями, добавляют эксперты. Почему в России зазорно учиться в долг?Несмотря на плюсы образовательных кредитов с господдержкой, а именно невысокие процентные ставки, отсутствие необходимости в поручительстве и обеспечении, льготный период, возможность отсрочки при академическом отпуске, увеличении срока обучения, у российских студентов эта программа пока не очень популярна. По данным опроса, который провели летом эксперты Института прикладных политических исследований ВШЭ, одна из причин, почему студенты не торопятся занимать у банка на образование, — это неосведомленность об образовательных кредитах. Согласно опросу ВШЭ, около 42% студентов не в курсе, что можно взять образовательный кредит. Еще 52% что-то слышали об этом, и только 6 % респондентов хорошо осведомлены о таком виде кредитования. Низкий спрос на образовательные кредиты в том числе объясняется консерватизмом российского общества. Долгое время высшее образование было бесплатным, поэтому в современной России не все готовы за него платить. Участники опроса ВШЭ также отмечали, что у нас по-прежнему сильны стереотипы: если ты учишься на платном — значит, недостаточно умен. Тем более стыдно занимать у банка на образование — в России по-прежнему сильно предубеждение против кредитов. Еще одна причина, по которой образовательный кредит не популярен в России, связана, по мнению участников опроса ВШЭ, с тем, что молодежь не рассматривает образование как инвестицию в будущее. Образовательный кредит — не только финансовый инструмент, он имеет большое социальное значение. Мировая практика показывает, что развитая система образовательного кредитования хорошо зарекомендовала себя для решения задач обеспечения равного доступа граждан к качественному образованию вне зависимости от их материального положения. Образовательный кредит — шанс на преодоление «ловушки бедности» для студентов из небогатых семей, которые не прошли на бюджет. «Я, так уж случилось, из бедной семьи. И один из способов бедность преодолеть — это получить образование, качественное образование... Соответственно, единственной опцией, как за него заплатить был кредит», — рассказал один из студентов ВШЭ. По мнению ректора РАНХиГС Владимира Мау, образовательные кредиты в России необходимо расширить и на программы послевузовского образования. «Надо будет еще подумать, как распространить их (образовательные кредиты) на поствузовское образование, на дополнительное образование, потому что в условиях реального спроса на непрерывное образование нельзя совсем разделять высшее от поствузовского», — заявил Владимир Мау в ходе онлайн-конференции в «Интерфаксе». Со старыми условиями кредитования учебы точно не все могли себе такое позволить. Сродни потребительскому кредиту этот долг внушительным грузом лег бы на бюджет семьи или самого студента. Сейчас, когда условия смягчены, возможно, что желающих взять образовательный кредит и прибавится. Ведь высшее образование в целом – хорошее дело. Это новые знания и развитие себя как личности, умение работать с разыми источниками информации и углубление в свою специальность, а главное большая конкурентоспособность на рынке труда. Правда, стаж еще требуют....
|
|