Мужчины, вы помните званье своё! |
18 Февраля 2016 г. |
Мои первые школьные годы выпали на самое начало пятидесятых. Маленький заполярный посёлок населяли не только взрослые дяди и тёти, но и большое количество малышей самого разного возраста. Сказать, кого там было больше – мальчишек или девчонок, не берусь. Возможно, и поровну. А не помню оттого, что хотя мы, мальчишки, и не враждовали со «слабым полом» (мы тогда даже выражения такого не знали!) и учились в смешанных классах, но жили своей особой мальчишеской жизнью. Гоняли летом мяч, зимой самодельными клюшками – консервные банки, строили модели кораблей и самолётов, конструировали всевозможные пугачи, которые совсем не шуточно стреляли дробью и даже самодельными пулями. Время было такое – совсем недалеко от войны и пришедшие с фронта чудом оставшиеся в живых мужчины были ещё совсем молоды, и за редким исключением о своих боевых буднях предпочитали не распространяться: слишком ещё свежи были в их памяти и грохот снарядов рвущихся рядом, и кровь убитых однополчан. (Вот только что рядом из одного котелка кашу самодельной ложкой выскребал, и вдруг – грохот дым и окровавленная голова товарища катится с бруствера...) Был у нас в пионерском лагере старший вожатый (имя, его, к сожалению, стерлось из памяти), как раз из тех, кто прошёл почти всю войну. Он-то и рассказал нам про этот эпизод, на одном из привалов во время пионерского похода по тайге. Было ему не больше тридцати, но нам он казался ужасно старым. Может, из-за совершенно седых волос и ещё и из-за шрама, пересекавшего щёку. Это было единственный раз, когда он расслабился и рассказал о войне. И то только нескольким мальчишкам, окружившим его. Девчонки в этот круг не допускались... Мы же все тогда играли в войну и мечтали о подвигах и страстно хотели быть похожими на нашего вожатого – сильными и умными. А потому усиленно занимались физкультурой на уроках, учились метко стрелять и обращаться с оружием. Поскольку посёлок в основном был горно-геологическим, стволов в каждом доме хватало. А ещё у нас были замечательные учителя. Конечно, в основном женщины. Мужчин-то война выкосила. Но были и мужчины. И именно они были для нас примером для подражания. Они учили и нас быть мужчинами... Конечно, за косички мы их дёргали (как же без этого робкого проявления пробуждающихся симпатий!), но вот сказать грубое, ругательное слово в их присутствии считалось недостойным. Хотя, чего греха таить, мы этим уличным языком владели с ранних лет. Прошло много лет, сменилась эпоха, многое изменилось, к сожалению. Молодые люди теперь не только не считают нужным вставать в присутствии женщин, но и совершенно не стеснясь при них, разговаривают языком блатной зоны... И отношение к школе и преподаванию изменилось не в лучшую сторону. Теперь в школе верховодят женщины. Нет, я ничего не имею против прекрасного пола. Но, чтобы там ни говорили, но когда в класс входит молодая красивая учительница, на интуитивном уровне для девчонок – она соперница, а для мальчишек – предмет поклонения, но далеко не всегда уважения. Другое дело педагог-мужчина: для мальчишек это образец для подражания, для девчонок – предмет обожания. И замечено, что в классах, где преподают мужчины, намного лучше и дисциплина, и успеваемость. В последние годы российскую школу лихорадит всевозможными реформациями, однако успеваемость, а главное, качество обучения и поведение учащихся отнюдь не становится лучше. Я уж не говорю сейчас о совершенно безобразной содержательной части школьных программ... Повзрослевшие мальчишки норовят «откосить» от армии, что в наше время считалось совершенно недопустимым («Какой же ты мужик, если не прошёл армейской выучки!»). Сутками просиживают за компьютерами, «расстреливая» выдуманных за океаном «врагов», а современный призывник – головная боль для военкоматов – большинство из них слабы и неповоротливы. Подтянутся на перекладине даже один раз – проблема, отжаться – тем более... Сейчас вдруг громко заговорили о патриотизме. Думается, что для мужчин он в первую очередь должен заключатся в умении защитить своё Отечество уметь быть полезным Родине. Но, думается, что до тех пор, пока в школу не придут умные, сильные мужчины, вряд ли возможно по-настоящему патриотическое воспитание будущих воинов, строителей, конструкторов, инженеров. И сделать-то для этого надо сравнительно немного – кардинально изменить программы, уделив больше внимания героической истории России. Ну и, без сомнения, главное – установить преподавателям самую высокую оплату труда (по крайней мере, выше, чем у чиновников) и льготы, которые были при советской власти, сделать эту профессию уважаемой и школьниками и обществом... Вот такие мысли в канун дня защитника Отечества. С праздником вас, мужчины!
|
|