«Майские указы» — кошмар губернаторов |
26 Февраля 2014 г. |
Триумфально завершилась Олимпиада в Сочи – закончено трудное и затратное дело. Теперь можно повнимательнее присмотреться к тому, что происходит внутри страны. Завершение Олимпиады, как полагают эксперыт, может открыть сезон отставок в правительстве и среди губернаторов. Поводом для предстоящих кадровых зачисток станет невыполнение «майских указов» президента. Впрочем, как говорят эксперты, совсем уж массовых увольнений ожидать не стоит. Разговоры о невыполнении «майских указов» начались сразу после того, как в 2012 году они вышли из-под пера президента Владимира Путина. Скепсис у экспертов зашкаливал — лишь немногие из них брали на себя смелость утверждать, что бюджеты потянут предвыборные обещания, стоимость которых они оценили в 5 трлн рублей. Напомним, что 7 мая 2012 года, сразу после вступления в должность президента России на третий срок, Владимир Путин подписал серию из 11 указов. Они касаются долгосрочной государственной политики в экономической и социальной сферах, здравоохранении, образовании и науке, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, совершенствования системы государственного управления, обеспечения межнационального согласия, строительства и развития армии и модернизации ВПК, реализации демографической политики, а также курса во внешней политике. Первыми начали пробуксовывать регионы, на которые и возложили большую часть ответственности за выполнение этих указов. Федеральный центр согласился лишь частично поддержать субъекты РФ, в то время как более половины из них уже оказались в предбанкротном состоянии, а консолидированный долг регионов составил, по данным Минрегионразвития на 1 января 2014 года, 1,738 трлн рублей. Между тем в Счетной палате недавно дали понять, что полное выполнение указов стопорится не только по причине нехватки денег, но, по большей части, из-за нерасторопности самих чиновников. По данным аудиторов, правительство до сих пор не представило даже комплексной оценки необходимых затрат бюджетов на реализацию указов. Наиболее же острая ситуация, как говорят в Счетной палате, складывается с выполнением указа по обеспечению граждан доступным жильем. На эти цели региональные бюджеты заложили всего 56,2% от необходимых средств. В Кремле отказываются слушать жалобы на нехватку денег и считают, что вина за невыполнение указов лежит на конкретных чиновниках и губернаторах. Вывести их на чистую воду решено при помощи Общероссийского народного фронта (ОНФ), который Путин еще в декабре назначил чуть ли не главным контролером за работой по реализации его предвыборных обещаний. Между тем, по информации "Росбалта", ОНФ пока еще не разработал конкретный механизм контроля. Как сообщил агентству один из его представителей, депутат Госдумы Михаил Старшинов, этот вопрос находится "на стадии окончательных согласований". "В тестовом режиме механизм апробирован, и работа ведется", — заверил он. Ответственным за это дело в ОНФ назначили главу исполкома движения — Андрея Бочарова, но он пока отказывается от развернутых комментариев на эту тему. На данный момент известно лишь, что в ОНФ создано пять рабочих групп по контролю за указами, похожие группы также действуют в региональных отделениях этой организации. При ОНФ также якобы будет создан собственный социологический центр, который возглавит исполнительный директор Фонда ИСЭПИ Екатерина Курганбалеева (считается, что именно эта структура занимается идеологическим и PR-сопровождением ОНФ). На практике же, как говорят эксперты, ОНФ не будет изобретать велосипед, контролируя исполнение указов, а, скорее всего, ограничится стандартным набором в виде мониторинга ситуации на местах, изучения отчетов чиновников и губернаторов, а также подготовкой рекомендацией с их последующей передачей в контрольное управление администрации президента. Между тем, уже известно, что Кремль будет снимать с контроля только те указы, исполнение которых не вызовет вопросов у ОНФ. Причем к добровольно-принудительному общению с представителями Фронта уже обязали не только губернаторов, но и федеральных министров, хотя по закону они перед этой структурой отчитываться не должны. В самом ОНФ уверяют, что не будут работать для "галочки" и "искать виноватых". "Что касается отставок, то перед нами такой задачи даже никто не ставил", — заверяет Старшинов. Между тем, эксперты ожидают, что конец Олимпиады положит начало точечным отставкам в правительстве, а также в губернаторском корпусе. И производиться они будут якобы с подачи ОНФ, который Кремль решил привлечь в качестве дополнительного инструмента давления на исполнительную власть. Властная вертикаль все чаще дает сбои, но Путин не торопится с отставкой правительства, а вместо этого пытается сосредоточить управление в своих руках. "Одна из проблем — это неуправляемость госмашины — инициативы сверху изменяются до неузнаваемости по мере прохождения через ведомства и региональные фильтры", — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. По его словам, система власти неплохо справляется с задачей обеспечения лояльности, но эффективной так и не стала. Депутат Госдумы от "Справедливой России" Дмитрий Горовцов утверждает, что президентские поручения исполняются только на 15%. По его словам, чиновники по большей части переносят сроки или затягивают с исполнением поручений по существу. Он полагает, что эта проблема легко решается наказанием нерадивых чиновников ужесточением наказания за халатность и предлагает сажать их в тюрьму на срок до трех лет, если неисполнение президентских актов привело к тяжким и особо тяжким последствиям. Горовцов сообщил, что уже подготовил соответствующие поправки в УК и КоАП, но на днях получил отрицательный отзыв из Верховного суда, который счел, что на сегодняшний день в этой части достаточно и дисциплинарного наказания для чиновников. Эксперты уверены, что ОНФ не справится с задачей повышения дисциплины в чиновничьих рядах. "Эта структура не является самостоятельной, это инструмент, и как власть скажет, так он и будет действовать", — замечает вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин. Однако, полагает он, ОНФ начнет проявлять себя лишь ближе к выборам и даже не к парламентским, а, скорее всего, президентским в 2018 году. "Сейчас суперактивность этой организации никому не нужна, потому что может возникнуть конкуренция с "Единой Россией", которую "сливать" пока никто не собирается. Поэтому, как инструментальное движение, ОНФ будет задействован тогда, когда этого непосредственно захочет власть", — говорит Макаркин. При этом, замечает эксперт, власть не заинтересована в том, чтобы ОНФ воевал с губернаторами. "Особенно с теми, с кем у Кремля нормальные отношения. Так что в вопросе отставок ОНФ станет управляемым инструментом", — говорит Макаркин. |
|