ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Куда ведут эксперименты с образованием?

Изменить размер шрифта

child books

Систему российского образования лихорадит не один год. И это неудивительно: что ни месяц – новый эксперимент в сфере школьного, дошкольного или вузовского обучения. В этой обстановке непрерывного бега с препятствиями в виде всё нарастающего объёма различной документации учитель невольно порой превращается в «самомучителя». «Что за слово такое «самомучитель»? Нет такого слова в русском языке - вот даже компьютер красным подчёркивает. Правильно: слова нет, а понятие есть. Я нередко читаю лекции в школе, и слышал, что дети так называют учителей: самомучитель. И себя мучает, и других: педагог» - размышляет обозреватель «Российской газеты» Андрей Максимов.

Есть хорошие учителя? Есть. Они вообще хорошие - практически святые люди (без иронии говорю). Кто такой российский педагог? Святой человек, который во время постоянного ремонта (то есть бесконечной реформы образования) пытается сеять разумное, доброе, вечное.

Пока мы все страдали из-за событий в Украине и переживали за то, что происходит на Олимпиаде, почти незамеченным прошло одно важное событие: министерство образования и науки подготовило и в самое ближайшее время должно принять новую концепцию подготовки школьных учителей.

Вот еще эксперимент... Похоже, в Министерстве образования всерьез считают: с сутью дела разбираться долго и нудно, а вот эксперименты проводить - престижно и чудесно. Опять же: финансирование на эксперименты, думаю, получать проще, нежели на обычную, рутинную работу.

Совсем недавно, днями буквально, все выпускники 2014 года вздрогнули: прошли сообщения, что правила выпускных вступительных экзаменов в этом году поменяются, причем принципиально.

Потом сказали: расслабьтесь, не в этом году, а в следующем. Может быть... Значит, вздрогнут выпускники 2015. Наши дети учатся, ожидая, что школьные законы в любой момент могут измениться.

У меня такой вопрос к уважаемым читателям любимой "Российской газеты": если бы на вашей работе регулярно, едва ли ни каждый год, проводились бы разные эксперименты, вы бы как себя ощущали? Как бы ощущали себя конкретно работники министерства образования, если бы законы их существования постоянно менялись бы?

Тяжело? Нервно? Конечно... А с детьми - пожалуйста, можно. С кем еще и экспериментировать, как не с ними? Они же - дети, должны нас, взрослых, слушаться. Так повелось. Так положено. А то, что они - будущее нашей страны, и что экспериментируя с ними, мы таким образом экспериментируем с будущим - это мелочи, к делу отношения не имеющие. Так что ли?

Вот, согласно новой концепции, студенты педагогических ВУЗов должны иметь большую практику. Но чтобы понять суть профессии учителя.

Хорошо? Вроде бы, да. Но при одном условии: не иметь в виду учеников школ. Вот вы, взрослый дяденька или тетенька, работаете себе, и вдруг к вам вместо привычного начальника приходит практикант. И начальствует над вами недельку, другую, третью... Вам как будет? То-то же! А с детьми - можно. Они же должны быть послушными.

Вся концепция направлена на то, что связь между школой и педвузом будет отныне более крепкой. В этой связи есть цифры: в 25 ВУЗах в 2014-2015 году пройдет эксперимент. А вот про школы я цифры не отыскал.

Между тем, эксперимент коснется ведь не только ВУЗов, но и школы, конкретных учеников, школьников, которых "экспериментальные студенты" попробуют чего-нибудь научить.

 

Многочисленные эксперименты министерства образования "замечательны" тем, что они, как правило, не затрагивают сути дела. Вот уже многие годы вся страна переживает по поводу ЕГЭ, то есть по поводу того, как оценивать знания. Не как учить - а как оценивать учебу.

У меня ощущение, что новый эксперимент из этой же серии. Предлагается изменить подготовку учителей, но при этом как-то не очень много говорится том: а кто таков, собственно говоря, учитель в современной школе? Что он должен делать? В чем его главная задача?

На одной из программ "Наблюдателя" известный педагог объяснил мне, что современный учитель - это такой человек, который иногда успевает учить детей между заполнениями разного рода отчетов и бумажек. Если за учителями останется вся эта бумажная волокита, вряд ли они смогут хорошо учить. Какие бы эксперименты по их подготовке не проводились.

Помните знаменитого педагога в исполнении Вячеслава Тихонова из "Доживем до понедельника"? Вы представляете такого учителя в нашей сегодняшней школе? Я - с трудом. И в какой-то уникальной школе.

В современной российской школе ребенок абсолютно бесправен. Он вынужден выстраивать отношения с преподавателем, и, если у него это не получается, учение превращается в муку. Как с этим быть?

Учитель должен заполнять миллион бумажек, готовить своих учеников - сорок человек - к ЕГЭ по математике и русскому, да еще стараться помочь ребенку обрести призвание, потому что, если человек не знает, чем он хочет заниматься после школы, - значит годы образования прошли напрасно.

Вот в чем проблема. И пока она не решена, всякие эксперименты смысла не имеют.

Надо ли менять подготовку школьных учителей? Надо. И всю систему школьного образования надо менять. И отношение к детям - тоже.

Мне не приходилось встречать ни одного школьника и ни одного родителя, которому бы нравилась нынешняя система школьного образования. Очевидно, что в этой системе есть серьезные проблемы: бесправие ученика; неумение учителей научить детей учиться; отсутствие помощи школы в обретении призвания.

Да мало ли! И решать надо именно эти, сущностные, главные проблемы.

... "Самомучитель"... Увы, все чаще мне кажется, что слово это относится не только и не столько к учителям. Но к тем, кто готовит и проводит многочисленные педагогические эксперименты, мучая и себя, и других...

 alt