НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Кто мы?

11 Сентября 2013 г.

alt

Индивидуалисты, граждане Российской Федерации, любители Крыма и не желающие иметь своим соседом алкоголика - вот, как сообщается в "Российской газете", примерный портрет большинства россиян, который выявил в своем исследовании ВЦИОМ, готовясь к конференции международного дискуссионного клуба "Валдай" на будущей неделе.

"Главная разделительная линия проходит между жителями крупных городов и России в целом, а еще и между жителями Северного Кавказа, эта линия возникла в результате миграции, - размышлял вчера на пресс-конференции гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, - это и есть главный вызов, главный риск. Если мы сумеем гармонизировать отношения, поймем, что жители Северного Кавказа такие же россияне, как и мы, с такими же правами и возможностями, а с другой стороны, - если и некоторые представители их молодежи будут вести себя так, как принято в большом городе, не будут организовывать корпорации и монополии, тогда начнется встречное движение. И мы сойдемся в точке, где не важно, какой ты национальности, а важно - какой ты человек. Большинство уже сейчас выбирает так себе друзей".

Федоров говорил с таким знанием дела, представляя данные, собранные в ходе опроса под названием "Современная российская идентичность: измерения, вызовы, ответы". Исследование проводили в августе 2013 года, в 45 регионах и 137 населенных пунктах (объем выборки 1600 респондентов), также отдельно изучали предпочтения в фокус-группах в Москве, Калининграде, Екатеринбурге и Махачкале.

Ответ на вопрос "кто мы?" явно рождался в муках. Когда социологи просто задавали его респондентам, оказалось, что 32 % не относят себя вообще ни к какой группе, а 8 % затруднились ответить на вопрос, относят ли они себя к какой-то группе. Потом 11 % подумали и осознали себя средним классом, 6 - пенсионерами, 5 - бедными, 4 - русскими, 4 - христианами или православными, еще 4 - гражданами России, россиянами. Себя еще называли представителями трудового народа и рабочего класса (4 %), интеллигенцией (3 %), молодежью (3 %), женщиной или мужчиной (2 %), мамами, папами, родителями - 2 %.

"Это не диагноз, это многоточие, потому что идентичность - это процесс, а не состояние, - предупреждал Валерий Федоров, и уточнил: - Сам по себе это еще и ответ на вопрос о том, является ли русский народ коллективистом. Мы сегодня - индивидуалистический народ, пусть многим это и не нравится. Сегодня мы сами по себе, у нас нет четкого ответа о том, кто мы без подсказки - это и не хорошо, и не плохо, по крайней мере, у нас мозги не клишированные". Правда, когда социологи предложили самоидентифицироваться с подсказкой, стало легче: 57 % назвали себя гражданами РФ, 35 - жителями нашего города или села, 16 - люди нашего поколения или нашей национальности, 15 - жители нашего региона или края, 14 - мужчины или женщины. По уровню жизни себя определяют 11%, как члена семьи (бабушки, например) - 11 %, по вере - 10 %, "люди общей судьбы" (в смысле - трудовой народ или интеллигенция) - 9 %. И только два процента оказались объединены политическими взглядами. Гендиректор ВЦИОМ подчеркнул, что можно было выбрать три признака самоидентификации и в большинстве случаев гражданственность - базовый - не конфликтовала с остальными.

Когда же социологи решили выяснить, может ли заплакать россиянин, как и многие американцы, увидев свой флаг (услышав гимн), то оказалось, подчеркнул Федоров, что "наша государственная символика уже укоренилась не только на уровне знания, но и на уровне чувств и эмоций". 49 % испытывают гордость и восхищение при виде триколора (симпатизируют 34 %), 49 % также гордятся и гербом (симпатизируют двуглавому орлу - 32 %), но больше всего ценят гимн - 54 % восхищены, и 30 % - симпатизируют.

Щекотливая ситуация возникла, когда предложили ответить на вопрос "кого бы вы могли назвать русским". Большинство считает, что для этого надо вырасти в России и воспитываться в традициях русской культуры - это 34 %, а вот 16 % считают русских по крови, причем в этих процентах весьма велика доля москвичей и петербуржцев. Федоров, впрочем, объясняет это тем, что в этих двух городах проходит граница не только глобальных контактов, но и конфликтов.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!