Как власти хотят обновить городской общественный электротранспорт? |
Мария Соколова, Анна Шушкина, pnp.ru |
12 Октября 2022 г. |
За последние тридцать лет в России стало почти вполовину меньше троллейбусов и трамваев, а длина трамвайных путей сократилась на 20 процентов. В Минтрансе считают, что обновить общественный транспорт, сделав его комфортным для пассажиров, можно за восемь лет. В новых вагонах появятся кондиционеры, обогреватели, видеокамеры, а плата за проезд будет безналичной. Но на модернизацию требуется около 1,1 триллиона рублей, и без господдержки инвесторам не справиться. На парламентских слушаниях в Госдуме предложили повысить ответственность регионов за замену городского электротранспорта. Старую технику предложили списатьТрамваи и троллейбусы — экологичный и менее аварийный транспорт, чем автобусы и автомобили. В начале 90-х годов Россия была мировым лидером по количеству городов, в которых есть электротранспорт. В 1995 году на нем передвигались жители 126 населенных пунктов. Но за последние 30 лет в 20 городах исчезли трамваи и троллейбусы, а длина трамвайных путей сократилась с 7 до 5 тысяч километров. По данным Росстата, 56 процентов трамваев в России старше 25 лет, а 40 процентов троллейбусов — старше 15 лет. Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил списать устаревшую технику, потому что она не только некомфортна, но и опасна для пассажиров. «Понятно, что можно продлевать до бесконечности возможности использования транспорта. И сегодня на линии ходят 20-летние трамваи не от хорошей жизни. Но их, по-хорошему, надо списывать, так же как и троллейбусы», — сказал Володин. Но сразу списать их не получится. Транспортная стратегия РФ до 2030 года предполагает постепенную замену общественного транспорта и увеличение его доли в пассажирских перевозках с нынешних 54 процентов до 69 процентов. На общественный наземный транспорт — автобус, трамвай, троллейбус — сейчас приходится 72 процента перевозок в стране, отметил глава Минтранса Виталий Савельев. В городах им ежегодно пользуются 12 миллиардов пассажиров. На троллейбусах и трамваях ездят более 14 процентов из них, это примерно 1 миллиард 800 миллионов человек. И если в крупных городах технику обновляют, то в небольших населенных пунктах гражданам зачастую приходится перемещаться на устаревших ПАЗиках и ГАЗелях, а трамваи часто сходят с рельсов. Где взять деньгиНа обновление парка трамваев и троллейбусов требуется 1,1 триллиона рублей, посчитали в Минтрансе. Но в муниципальных бюджетах не хватает денег, и из-за этого закрываются троллейбусные маршруты и трамвайные депо. В Правительстве нашли выход и предложили ремонтировать городской транспорт с помощью концессионных соглашений — на средства инвесторов и государства. В результате в некоторых городах запустили новые трамвайные маршруты и закупили технику. В августе открыли первую в истории постсоветской России междугороднюю трамвайную линию Екатеринбург — Верхняя Пышма. В сутки этим маршрутом пользуются более 10 тысяч человек. В Таганроге реконструировали трамвайные пути, запустили два новых маршрута и купили 50 новых трамваев. Модернизацию общественного электротранспорта начали в Курске. По новым маршрутам ездит самая современная техника. Образцы нового электротранспорта производители представили на выставке в Госдуме. Современные трамваи бесшумные, а троллейбусы могут около 20 километров ездить автономно, без подключения к контактной сети. Вся техника оснащена кондиционерами, обогревателями, видеокамерами и пандусами для инвалидов. Российские производители могут обновить парк городского электротранспорта за восемь лет. По словам Виталия Савельева, заводы способны выпускать в год более 700 трамваев и тысячи троллейбусов. Но стоят они недешево — до 60 миллионов за единицу транспорта. Очевидно, чтобы заменить старую технику и реставрировать пути, нужно выделять больше государственных средств и привлекать инвесторов. Увеличить субсидии из федерального бюджета на эти цели попросил губернатор Курской области Роман Старовойт, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что развивать общественный транспорт нужно полностью за счет бюджета. «Вопрос должен решаться в области бюджетного финансирования и выделения этой строчки в специальный нацпроект и программу», - уверен он.
Вопросы развития сети городского транспорта отразят в федеральном бюджете, проект которого 28 сентября внесли в Госдуму. Вячеслав Володин считает, что в бюджете на ближайшие три года нужно ввести такую модель финансирования, при которой закупкой электротранспорта будут заниматься не только муниципалитеты, но и регионы. «Правильно было бы регионам не отмалчиваться и не отсиживаться, что это, мол, не наша, а городская проблема, и взять на себя решение этого вопроса», — сказал политик. Он подчеркнул, что многие трамвайные и троллейбусные маршруты были закрыты из-за того, что городской бюджет не справился, а область стояла в стороне. При этом бюджет большинства регионов позволяет решить транспортные проблемы. Современная жизнь диктует новые условия комфорта. Касается это и транспорта. Очень здорово, что кондиционеры и обогреватели, например, будут установлены в каждом трамвае. Но стоит помнить и о том, что в некоторых территориях просто общественного транспорта не хватает. На нашем сайте читайте также:
По инф. pnp.ru
|
|