Как ведут бизнес российские производители обуви при санкционном давлении |
Елена Скворцова, sobesednik.com |
18 Июля 2022 г. |
Прошлась по обувным магазинам. Пусто... В смысле – обуви-то много, и разной, а вот покупателей почти не видно. Продавщицы скучают: редко кто заходит, часто – просто посмотреть. Оно и понятно: доходы людей падают уже не первый год, и люди не спешат порадовать себя лишней парой обуви, расценивая это как трату, которую можно отложить и на потом. Кстати, это подтверждает и статистика. Если в 2013-м каждый россиянин в среднем покупал в год по 3,59 пар обуви, то в 2019-м – уже всего 2,39. Дешевле не будетМежду тем гендиректор фирмы «Юничел» (крупнейший производитель обуви в России) Владимир Денисенко предрекает дальнейший рост цен на обувь. Несмотря на то, что ещё в пандемию фабрика и магазины компании были признаны системообразующим предприятием, легче не стало, уверяет он. – У нас примерно 50% материалов и комплектующих для производства обуви – импортные, многое в России просто не производят, – сказал на днях в одном интервью Денисенко. – Много лет для производства мы использовали немецкие нитки – лучшие в мире, итальянские клеи – тоже лучшие в мире. И много чего ещё – материалы для подошв, фурнитура, межподкладочные материалы, картоны для стелек. Привозили из Италии, Германии, стран Восточной Азии... Денисенко рассказывает, что сейчас фирма ищет варианты импортозамещения, но все стало вдвое дороже. Даже у российских кожевенных заводов цены выросли на 30-40%, ведь химические материалы для обработки и выделки кожи – тоже импортные. Прибавьте сюда растаможку по новым ценам, даже если товар был закуплен по старым. К тому же многие партнёры перешли на предоплату и фиксируют цену по курсу доллара на момент покупки... О чём поведали цифрыВ год России нужно примерно 351,5 млн пар различной обуви. Две трети из этого количества страна импортирует (в основном из Китая, Вьетнама, Италии), треть производит сама. Впрочем, возникает вопрос – считать ли импортом обувь, которую произвели российские фирмы на китайских фабриках? Например, один из лидеров отечественного рынка обувщиков – холдинг Zenden Group – 78% своего производства имеет в Китае, и лишь 15% – в России. Кстати, мы не только импортируем обувь, но и отправляем на экспорт, который в последнее время растёт. Так, если в 2018-м, по данным Discovery Research Group, на экспорт ушло 5,3 млн пар, то в 2021-м – уже 20,48 млн. Российскую обувь покупают в Белоруссии, Казахстане, Китае, Киргизии, США, Польше, Армении, до недавнего времени и на Украине. А с февраля 2022-го, по данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в стране и вовсе наблюдается рост производства обуви: за три месяца он составил 32%. Только в апреле в стране было произведено 14,7 млн пар обуви. Для сравнения за весь 2019-й было изготовлено 109,1 млн пар. По данным системы маркировки, средневзвешенная цена одной пары обуви в 2022-м составила 2485 руб. - Реваз Юсупов, замгендиректора ЦРПТ «Вези не хочу!»Несмотря на рост производства обуви, в России по-прежнему – 60% обувного импорта... О том, как обувщики справляются в это сложное время и насколько им помогает государство, рассказал основной владелец и генеральный директор Zenden Group Андрей Павлов. – В 2014-м, когда впервые заговорили об импортозамещении, у обувщиков были перспективы, надежды... Удалось их реализовать? – Из-за девальвации рубля, которая произошла тогда (курс скакнул с 33 руб. за доллар до 74 руб.), внутреннее производство – при прочих равных – стало дешевле. А сейчас курс стал хуже для того, чтобы что-то производить внутри страны. В остальном же ничего особо не меняется. Как импортировали недостающее сырье, так и продолжаем. У нас есть критичные импортные позиции – оборудование и химия для производителей кожи. По последнему пункту, впрочем, санкционных запретов нет. – Своё производство этих материалов так и не наладили за 8 лет? – Видите ли, для импортозамещения не поставлена задача. Идёт одна болтовня, за которой ничего не стоит: цели не определены, сроки не обозначены, ответственные не назначены... Зато налицо действия, которые работают против импортозамещения: разрешены челночный бизнес, параллельный импорт и т. д. Вези – не хочу. Какое же тут импортозамещение, тем более при нынешнем курсе рубля, дорогих кредитах и наших налогах? Зачем наращивать производство в такой ситуации? Тем более, что россияне и так прекрасно покупают китайское. Крупные компании продают здесь китайскую, вьетнамскую, турецкую обувь. Весь Adidas, Nike – китайский. Так что дискутировать не о чем. Тем более, что никаких действий, повторю, направленных на увеличение доли отечественного производства, не совершено. Поэтому и измениться ничего не может. – А что требуется для того, чтобы оздоровить ситуацию? – Цель импортозамещения – производство всех необходимых для жизни товаров в объёмах, соответствующих безопасности страны. Чтобы в любой момент мы могли не только поесть, но одеться, обуться и пойти на работу. Так вот, такой задачи не стоит. Серьёзным вопросом власти считают лишь продовольственную безопасность. Поэтому некоторые преференции есть, скажем, у сельхозмашиностроителей – и льготный лизинг, и утилизационный сбор на импортную технику, и т.п. Это понятно: боятся, что могут отрезать поставки, как с самолётами, и нечем будет урожай убирать. А для обувщиков – ничего. К сожалению, в нашем случае сегодня вместо ставки на развитие отечественного производства, власти больше переживают, как бы не случилось дефицита. Поэтому обувной рынок остаётся беззащитным, полностью открытым для импорта. В результате все полностью неуправляемо: как рыночек порешает, так и будет. А рыночек решает там, где дешевле. Дешевле же там, где меньше налогов (в России они огромные)... В общем, пока не будет изменена парадигма экономического развития, пока она не станет нацелена на самодостаточность и на суверенитет, ничего не изменится. Жертва популярностиВ 2007-м на российской таможне в Горно-Алтайске была задержана партия обуви, произведённой в Китае под брендом Ralf Ringer. Ситуация выглядела парадоксальной: обычно в страну пытались провезти контрафакт известных зарубежных марок. А тут подделали товар российского производителя и пытались ввезти его в страну. Данный случай, безусловно, подтвердил популярность отечественного бренда: компания-то производит обувь исключительно в России. «Мы впервые сталкиваемся с индустриально произведённой и ввезённой контрафактной обувью с нашим товарным знаком», – удивлялся тогда гендиректор фирмы Андрей Бережной. Наверное, за годы объявленного импортозамещения, если бы были созданы понятные и привлекательные условия, производители смогли стать в плане своего производства более самодостаточными или самодостаточными совсем. Но получилось так, как получилось. И зависимость от импорта, к сожалению, не исчезла. Бизнес, конечно, у обувщиков со сложностями, но идет. И ценовой политикой отбивает свои издержки. А потребитель, что – он заплатит. В лаптях же не будет ходить. На нашем сайте читайте также:
|
|