История одного пробега |
25 Февраля 2016 г. |
«Как-то в преддверии одной из иркутских «Зимниад» в сообщении местного ТВ говорилось, что впервые будет сделан пробег по Байкалу на коньках по маршруту Ольхонские ворота – Листвянка. В целом приветствуя подобные акции, хотелось бы уточнить, что первое такое мероприятие – переход на коньках от Ольхона до Листвянки – состоялся ещё 60 лет тому назад. И в подтверждение тому представляю публикацию «Восточно-Сибирской правды» ...1956 год. В феврале должен состояться XX съезд КПСС. В то время было принято в честь подобных форумов принимать повышенные социалистические обязательства, направлять в адрес съезда трудовые рапорты. – Я работал механиком на Ольхонском рыбзаводе и был секретарём комсомольской организации, — вспоминает участник пробега Иван Романович Романов. — Естественно, у предприятия, которое ежедневно выпускает продукцию, был план, мы брали социалистические обязательства. Были обязательства и по достойной встрече XX съезда партии. Рапорт о выполнении социалистических обязательств, взятых в честь XX съезда партии, поручили доставить нам – комсомольцам рыбзавода. Но доставить этот рапорт в Иркутск мы должны были по... льду Байкала. Подобная акция людям, живущим на материке, может показаться странной, но дело в том, что с коньками молодёжь Ольхона была знакома хорошо. Два вида спорта доминировали на острове: летом — конный, зимой конькобежный. Зимой людям, живущим по берегам озера, не надо было катки заливать, проводить освещение. Вышел на берег, надел на валенки коньки и – катись куда угодно и сколько душе угодно. Впрочем, коньки были не только спортом, но и средством передвижения. Надо к месту рыбалки, к сетям, добраться — опять коньки на валенки и – в путь. Так за день 10–15 километров и набегаешь... Понравилась Ивану Романовичу дивчина. Но жила она на материке, в Курме, а он — на острове, в Хужире. Расстояние — 25 километров. И вот каждую субботу на коньках бегал он к любимой. Такие походы закаляли и усиливали тягу не только к любимой, но и к конькобежному спорту. Это сыграло немалую роль в том, что стал Иван Романович чемпионом района по конькам. Но одно дело — соревнования, пробежки к сетям или на материк, другое — дальний поход до Листвянки. Молодёжь Ольхона прекрасно представляла, насколько это сложно, однако идея увлекла многих. Сформировали команду, в которую вошли рыбаки колхозов «Победа» и «имени Калинина»: Владимир Абзаев и Николай Богомолов, судомеханики Иван Романов и Вячеслав Писарев, а также сотрудник РОВД Кузьма Апханов. Руководить группой доверили Романову. Иван Романович вспоминает: — Пробег проходил в режиме экстрима. Байкал лишь недавно сковало льдом. Разрывы, трещины появлялись прямо на глазах и представляли особую опасность, когда сливались с тонким гладким льдом. В самом деле, разгонишься, а тут трещина... Мы не имели переходных приспособлений. И если попадались на пути щели, торосы, разломы, то приходилось совершать многокилометровые обходы. Одежонка-то у нас – телогрейки да флотские бушлаты. О пуховиках и знать не знали. А на Байкале — минус 30. Плюс пронизывающие ветра: боковые встречные, иногда со снегом, что пострашнее и более сурового мороза... Расстояние предстояло преодолеть немалое: длина дистанции по прямой — 210 километров. А если учесть все обходы и свороты, на что тратилось немало времени и сил, то путь удлинялся намного. Можно только представить, насколько сложным было то мероприятие. Однако группа была настроена оптимистично. На снимке: Участники знаменитого пробега Иван Романович Романов и Анатолий Фёдорович Чернавских. В первый день мы должны были идти от МРС до Бугульдейки, во второй — до Голоустного, в третий — до Листвянки. Кстати, застывший Байкал не только устраивал нам преграды в виде торосов и трещин, но иногда и одаривал настолько идеальным льдом, что при метровой толщине льда рыба просматривалась. Такая поверхность — мечта для конькобежцев. Однако сложностей было больше, чем благоприятствующих факторов. Например, не было у первопроходцев группы поддержки, радиостанции, сигнальных ракет и даже аптечки. Случись что — кто помощь окажет? Да и снаряжены были более чем скромно: за спиной солдатский вещмешок с небогатым сухим пайком – бутерброды, яйца, рыба. О горячем чае лишь мечтать могли – ведь ни примуса, ни сухого спирта. Спирт был только «мокрый», всего чекушка, на случай обморожения. В первую ночь отдыхали в Бугульдейке, в частном доме, вторую — в Голоустном, в сельсовете. Там нас уже ждали. Но никаких застолий, лишь ужин в духе скромного быта 50-х годов. На третьи сутки добежали до Листвянки. Остановка — в сельсовете. Долгожданный отдых, ноги гудят, ведь в среднем ежедневно по 80 километров пробегали. Отогреться бы – да в Иркутск. Должна подъехать съёмочная группа со студии кинохроники, а её нет и нет. Через два часа объявились. «Ради вас ехали сюда. Извините, опоздали. Но нам надо обязательно снять. Вся страна будет смотреть. Одевайтесь!» Снова коньки-норвеги на валенки и – на лёд. Отправились километров за пять от Листвянки, где нас и засняли. Потом в киножурнале «Навстречу XX съезду КПСС» мы регулярно видели себя. Но это было позже. А тогда, в Иркутске, ольхонцы приняли участие в театрализованном представлении на стадионе «Труд». Там посланцы различных районов рапортовали о трудовых достижениях своих коллективов. Мы появились на поле стадиона на коньках и в красках показали, как выполнили поручение и доставляли «на большую землю» рапорт своих земляков. Но, что особенно важно, первыми ледяную трассу по Байкалу проторили ольхонские комсомольцы. Именно мы были первопроходцами, — такими словами закончил свой рассказ Иван Романович.
|
|